'В гости к самовару"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Веретельник Алла Васильевна

Конспект непосредственной образовательной деятельностидля детей средней группы по развитию речи "В гостях у Самовара"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект НОД по развитию речи  в средней группе

                           «В гости к Самовару»

Цель: Продолжать знакомить детей с прошлым предметов

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения самовара, его внешним видом, назначением; расширить знания детей о посуде;

Развивающие: продолжать развивать активный познавательный интерес детей к окружающему миру;

Воспитательные: воспитывать уважение к русской культуре и традициям;

Звуковая культура речи: познакомить детей со звуком «П»; упражнять в произношении звука «П»

-закреплять умение проговаривать чистоговорки

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать   словарь детей

Словарная работа: Самовар.

Предварительная работа: чтение произведений К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Федорино горе»; рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта. 

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, к вам на занятие сегодня пришли взрослые, поприветствуйте их, пожалуйста!

 Приветствие.

Воспитатель и дети: (встают в круг)

- Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

– Ребята,  сегодня мы с вами отправимся  в гости. А вы любите ходить в гости? А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Стоит толстячок,                                                                                                       Руки в  бочок,                                                                                                             Шипит и кипит,                                                                                                        всем пить чай велит. (самовар)

Воспитатель: Правильно,  мы отправляемся в гости к Самовар Самоварычу.

- Итак, мы отправляемся.  Для этого нам нужно закрыть крепко глаза и сказать волшебные слова:

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

Дети закрывают глаза, воспитатель ставит самовар на стол

Воспитатель: Вот мы и в гостях.

- Ребята, что это? правильно, это самовар.

- Давайте внимательно его рассмотрим

- Какой он? (большой, пузатый, блестящий, железный и т.д..)

- Что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, ножки)

   - Для чего нужна крышка? ( Крышка открывается, и в него можно налить воду) 

- Для чего нужен краник?,  мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить /

- Как вы думаете, для чего нужны ручки?, (внутри у Самовара горячая вода,         кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его).

- Из чего сделан самовар- из железа. Значит он какой – железный

- А как вы думаете,  для чего нужен самовар?

- Правильно, в нем кипятят воду для чая

- Ребята, как вы думаете, почему его так назвали «самовар»?  Самовар означает «сам варит», так как в него наливают воду, и вода кипит в нём.

Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества.

А вот когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, самовары были другими и их топили дровами. Чтобы вскипятить чай в таком самоваре, вот сюда, в самовар, наливали воду. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом.  Для растопки самовара годилось всё: и щепочки, и палочки, и шишки. А когда горят дрова, появляется дым, и чтобы дым не выходил в дом, ставили сверху трубу и выводили ее в печь или в окно.

Какие только самовары раньше не делали: и большие, и маленькие. Их делали разные – и круглые – как бочонок, даже квадратные – как коробка, как ящик. Самовары в старину красиво украшали

              Воспитатель демонстрирует иллюстрации разных самоваров.

О самоваре многое узнали,

Но, по-моему, устали.

А сейчас давайте встанем и немного отдохнём.

 Физкультминутка

Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож чайник (Руки на поясе, надувают щеки)

Очень важный, как начальник. (Поднимают плечи, «пыхтят»).

Вот фарфоровые чашки, (Приседают, руки на поясе).

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя круг руками).

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. (Сделать общий круг).

Он посуду нам принес.

Воспитатель: Самовар стоит во все стороны глядит

Глядит влево, глядит вправо

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

П-П-П  п-п-п

Когда самовар закипает, появляется такой звук п-п-п-

Как пыхтит самовар?

П-п-п п-п-п

Когда произносим звук «П», что делают наши губки? Сначала смыкаются, а потом как будто взрываются: п-п-п

Ребята, а я знаю интересную чистоговорку на звук «П»

Воспитатель:

  Па-па-па на столе крупа

        Пы-пы-пы варю кашу из крупы

        Уп-уп-уп варю вкусный суп

Воспитатель: Самовар Самоварыч приготовил для вас картинки . Нужно назвать что на картинке нарисовано и есть ли в этом слове звук «П»

(помидор, юла, паук, мяч, пальто, пуговица и т.д.)

Воспитатель: Ребята, Самовар закипел, можно и чай пить. Только из чего пить будем чай?

Игра «Подбери чашку и блюдце»

- Подойдите к столу и выберите по одной чашке. (На столе лежат плоскостные изображения чашек с приклеенными бумажными полосками)

- А теперь подберите к чашке блюдце. (Блюдца тех же цветов находятся на доске).

- Как одним словом назвать чашку и блюдце?

- Какая это посуда?

- Почему ее называют чайной?  

Артикуляционная гимнастика «Горячий чай» (2-3 раза).

 - Ребята, чашки у нас есть, давайте мы с вами пить чай.

- Ой, чай  очень горячий, что нужно сделать? ( на него нужно подуть)

-Сделайте вдох и подуйте, не поднимая плеч, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. (дети дуют на бумажные полоски, приклеенные к чашке)

Воспитатель: А давайте мы с вами попьем чай с вареньем.

Игра с мячом «Назови варенье»

Ребята, какое бывает варенье? Из вишни – вишневое, из малины – малиновое, из черники – черничное и т.д. Ах, какое вкусное варенье!

Воспитатель: Попили чай, теперь надо помыть посуду?

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Ребята, вы так старались, что посуду сломали. Придется ее ремонтировать. Но сначала давайте ее пожалеем.

Игра «Назови ласково». (Воспитатель называет посуду, а дети должны подобрать ласковое название посуды.)

Будем называть ее ласково. Тарелка – тарелочка; чашка – чашечка; ложка – ложечка; вилка – вилочка; кружка – кружечка и т.д.

Игра «Разрезные картинки»  

Ребята, сейчас я предлагаю отремонтировать посуду – собрать разрезные картинки. Дети составляют разрезные картинки, потом называют посуду, которая получилась.                                                                                                                            

Воспитатель: Ну что ребята, пора нам возвращаться в группу. Закрываем глаза и говорим волшебные слова:

Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем

Итог: Ребята, скажите, где мы с вами побывали? Чем мы занимались? Как пыхтит самовар? С каким звуком мы познакомились? Скажите, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Гости к нам пришли"

Цель: развивать возможности голосового аппарата; ввести прием звукоподражаний, имитирующих голоса знакомых животных;Развивать воображение, создавая образ этих животных, имитируя их движения и повадки...

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа...

Конспект ОД по развитию речи «Гости из весёлого поезда»

Развивать активную речь, побуждая к речевым проявлениям...

занятие по развитию речи на тему "Самовар"

Знакомство детей с самоваром...

Конспект занятие по развитию речи "Русский самовар и чаепитие"

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Русский самовар и чаепитие"...

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группе Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группе

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группеКонспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группеЦель: Ут...

Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Путешествие в царство Самовара»

Цель: расширять и уточнять представления о предметном мире (о посуде).Задачи: Образовательные: закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду). Расширять словарный запас детей,...