Конспект занятие по развитию речи "Русский самовар и чаепитие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Степанченко Ольга Анатольевна

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Русский самовар и чаепитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Русский самовар и чаепитие»

Цель: 

Учить детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Задачи:

Образовательные: учить детей правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, вырабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие: развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать речевую культуру, уверенность в общении; учить детей чтить и уважать традиции своего народа; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат: в ходе НОД у детей повысится интерес к устному народному творчеству, умение правильно произносить слова, фразы, скороговорки; дети получат положительный опыт коллективного взаимодействия;

Ход занятия:

Приветствие

В.: Здравствуйте, гости дорогие:

Гости званые и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге – хозяйке радость!

- Ребята, а теперь и вы поздоровайтесь с нашими гостями.

В.: Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала отгадаем, что нас ждет сегодня

Игра «Собери слово по картинкам» Слово –чаепитие

В. – Ребята, у вас в руках половинки от чайной чашки, на них изображен рисунок –вам надо найти вторую половику и  соединить их, тогда вы узнаете слово, которое мы загадали.

В. –какое слово у нас получилось? Правильно –чаепитие!

В.: Сегодня я хочу вам рассказать о чае и чайных традициях.

Пожалуй, это  самый популярный в мире напиток.  Родина чая Юго-Западный Китай. Существует предание: однажды много веков назад китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Слайд 1

В России чай появился во времена царя Петра 1.Китайский император послал ему в подарок два мешка чая. Считалось, что чай может вылечить любой недуг и со временем чай стал самым любимым напитком в России и даже появились традиции чаепития. Слайд 2

И сегодня я вас приглашаю на чаепитие. Но, чтобы заварить чайку, нам потребуется помощник. А вот какой, вы сейчас разгадаете.

 «Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится –

 Пригласит чайку напиться».

Дети: Это самовар. Слайд 3

В.: Да это русский Самовар, непременный атрибут русского чайного стола. Почему назвали самовар «самоваром»

Ответы детей.

«Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар»Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды.

В старину на Руси, в русской избе, жил да был самовар. Слайд 4

Он был очень важным, ведь он делал ответственную работу - кипятил воду. А еще самовар был очень добрым, всегда улыбался своими блестящими бокам, радовал ребятишек расписными узорами, его голову украшала резная крышка, а руки важно подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой, а с краником!

Про него говорили: Самовар-птица-жар, кран открывается, чай наливается! А больше всего на свете он любил тихие вечера, да и как их не любить, ведь вокруг него по вечерам собиралась большая и дружная семья, чтобы время особенно зимой скоротать, да по русской традиции чайку бодрящего отведать. Слайд 5

Кто-нибудь знает«Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).

В.: Много лет тому назад наши талантливые предки в городе Туле, изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки.

 Давайте посмотрим. Слайд 6

 Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Слайд 7

В.Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла повеселиться

(Дети встают в круг).

Физминутка «Русский самовар»

В.: А наш самовар скоро закипит и я вас приглашаю к столу. (На столе разнос с чайным сервизом). - Какая посуда нужна для чаепития? (- Чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка.)

- Как назовем ее одним словом? (- Чайная посуда.)

(У некоторых детей спрашиваю, как скажем ласково ложка –ложечка, блюдце –блюдечко…)

В.: Дети, каждая посуда сделана из разного материала. Давайте рассмотрим, из чего сделана наша посуда и расскажем Самовар  Ивановичу, какая она.

Чашка сделана из фарфора - она фарфоровая

Блюдце сделано из фарфора - оно фарфоровое

Чайная ложка сделана из металла - она металлическая

Сахарница сделана из стекла - она стеклянная

Конфетница сделана из стекла - она стеклянная

Чайник сделан из фарфора - он фарфоровый

Самовар сделан из железа - он железный

И так, стол накрыт! Вы хорошо потрудились. Давайте теперь отдохнем.

Поиграем с нашим другом –язычком.

Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Жил –был язычок. Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе. Посмотрел на землю Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой)

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться: Зубки чистить. Привел Язычок

себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

 (Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).
Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный Наелся блинов с вареньем, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.
«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.

И убежал на  прогулку.

В. :Ребята, язычок наш готов к работе. Послушайте, что я вам сейчас расскажу.

Черепаха не скучая

Час сидит за чашкой чая!

В.: Что я сейчас вам прочла?

Ответы детей.

Да, правильно это скороговорка.

Для того, чтобы запомнить нашу скороговорку, мы с вами составим план по картинкам. (Мнемотехника)

Кто пил чай? –черепаха

Черепаха, как чай пила?   – не скучая

Сколько, чай пила? – час

Что делает? – сидит

Сидит за чем? – за чашкой чая

Сейчас мы попробуем сказать ее медленно (проговариваем каждое слово отдельно).

Говорим  вместе увеличивая темп

Далее проговариваем индивидуально  в быстром темпе

Молодцы! У вас хорошо получилось!

В.: А у нас уже и чай готов! Но сначала, давайте я вас познакомлю с различными видами чая. У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.

В.: Давайте рассмотрим разные виды чая.

А теперь, угадайте по запаху, какой чай я насыпала в мешочки?

Какой чай тебе понравился по запаху? Обменяйтесь друг с другом мешочками.

(дети подходят к столу на котором  лежат различные виды чая и нюхают их).

В.: Ребята, я вас угощу чаем, но у каждого чай будет свой, а вот какой вы сейчас и узнаете.

 В.:  Поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?»

Я передаю чашку с чаем (на дне чашки наклеена картинка), а вы рассказываете, какой у вас чай:

У меня чай с брусникой! Как мы его называем? – брусничный чай.

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?

Полина, угощайся чаем! Какой, у тебя чай? – клубничный. Из чего сделали? –Из клубники.

(всех по очереди опрашиваю)

В.: Эх! Недаром в народе говорят:

Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!

В.: Ребята, а наше чаепитие подошло к концу,

- О чем мы сегодня с вами говорили?

-Что делали?

- Какой чай пили?

- Что нового вы узнали?

- Понравилось ли вам наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " В гостях у самовара"(вторая младшая)

Конспект занятия " В гостях у самовара"(вторая младшая)...

Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Обогащать речь д...

Конспект занятия по развитию речи "Веселое чаепитие с куклой Катей"

В данном занятии дети научатся  использавать раннее незнакомые слова  в речи по теме «Посуда», составлять грамматически-правильные простые предложения, составлять рассказ-оп...

Конспект занятия Литературная гостиная «У самовара» Культура поведения за столом

Задачи:ОбразовательныеПознакомить детей с историей возникновения и появления самоварана Руси, с традициями народного чаепития ;Расширить знания детей о столовом этикете;Закрепить умение правильно серв...

Конспект занятия Литературная гостиная «У самовара» Культура поведения за столом

Задачи:ОбразовательныеПознакомить детей с историей возникновения и появления самоварана Руси, с традициями народного чаепития ;Расширить знания детей о столовом этикете;Закрепить умение правильно серв...