Конспект занятие по развитию речи "Русский самовар и чаепитие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Русский самовар и чаепитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_razvitie_rechi_russkiy_samovar_i_chaepitie.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Русский самовар и чаепитие»
Цель:
Учить детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Задачи:
Образовательные: учить детей правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, вырабатывать интонационную выразительность речи.
Развивающие: развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать речевую культуру, уверенность в общении; учить детей чтить и уважать традиции своего народа; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат: в ходе НОД у детей повысится интерес к устному народному творчеству, умение правильно произносить слова, фразы, скороговорки; дети получат положительный опыт коллективного взаимодействия;
Ход занятия:
Приветствие
В.: Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
- Ребята, а теперь и вы поздоровайтесь с нашими гостями.
В.: Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала отгадаем, что нас ждет сегодня
Игра «Собери слово по картинкам» Слово –чаепитие
В. – Ребята, у вас в руках половинки от чайной чашки, на них изображен рисунок –вам надо найти вторую половику и соединить их, тогда вы узнаете слово, которое мы загадали.
В. –какое слово у нас получилось? Правильно –чаепитие!
В.: Сегодня я хочу вам рассказать о чае и чайных традициях.
Пожалуй, это самый популярный в мире напиток. Родина чая Юго-Западный Китай. Существует предание: однажды много веков назад китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Слайд 1
В России чай появился во времена царя Петра 1.Китайский император послал ему в подарок два мешка чая. Считалось, что чай может вылечить любой недуг и со временем чай стал самым любимым напитком в России и даже появились традиции чаепития. Слайд 2
И сегодня я вас приглашаю на чаепитие. Но, чтобы заварить чайку, нам потребуется помощник. А вот какой, вы сейчас разгадаете.
«Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться».
Дети: Это самовар. Слайд 3
В.: Да это русский Самовар, непременный атрибут русского чайного стола. Почему назвали самовар «самоваром»?»
Ответы детей.
«Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды.
В старину на Руси, в русской избе, жил да был самовар. Слайд 4
Он был очень важным, ведь он делал ответственную работу - кипятил воду. А еще самовар был очень добрым, всегда улыбался своими блестящими бокам, радовал ребятишек расписными узорами, его голову украшала резная крышка, а руки важно подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой, а с краником!
Про него говорили: Самовар-птица-жар, кран открывается, чай наливается! А больше всего на свете он любил тихие вечера, да и как их не любить, ведь вокруг него по вечерам собиралась большая и дружная семья, чтобы время особенно зимой скоротать, да по русской традиции чайку бодрящего отведать. Слайд 5
Кто-нибудь знает: «Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).
В.: Много лет тому назад наши талантливые предки в городе Туле, изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки.
Давайте посмотрим. Слайд 6
Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Слайд 7
В.: Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла повеселиться
(Дети встают в круг).
Физминутка «Русский самовар»
В.: А наш самовар скоро закипит и я вас приглашаю к столу. (На столе разнос с чайным сервизом). - Какая посуда нужна для чаепития? (- Чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка.)
- Как назовем ее одним словом? (- Чайная посуда.)
(У некоторых детей спрашиваю, как скажем ласково ложка –ложечка, блюдце –блюдечко…)
В.: Дети, каждая посуда сделана из разного материала. Давайте рассмотрим, из чего сделана наша посуда и расскажем Самовар Ивановичу, какая она.
Чашка сделана из фарфора - она фарфоровая
Блюдце сделано из фарфора - оно фарфоровое
Чайная ложка сделана из металла - она металлическая
Сахарница сделана из стекла - она стеклянная
Конфетница сделана из стекла - она стеклянная
Чайник сделан из фарфора - он фарфоровый
Самовар сделан из железа - он железный
И так, стол накрыт! Вы хорошо потрудились. Давайте теперь отдохнем.
Поиграем с нашим другом –язычком.
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Жил –был язычок. Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе. Посмотрел на землю Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой)
Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться: Зубки чистить. Привел Язычок
себя в порядок и сел завтракать.
Самовар кипит, просит чай всех пить.
Чай горячий, подуем на него.
(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).
Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный Наелся блинов с вареньем, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.
«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.
И убежал на прогулку.
В. :Ребята, язычок наш готов к работе. Послушайте, что я вам сейчас расскажу.
Черепаха не скучая
Час сидит за чашкой чая!
В.: Что я сейчас вам прочла?
Ответы детей.
Да, правильно это скороговорка.
Для того, чтобы запомнить нашу скороговорку, мы с вами составим план по картинкам. (Мнемотехника)
Кто пил чай? –черепаха
Черепаха, как чай пила? – не скучая
Сколько, чай пила? – час
Что делает? – сидит
Сидит за чем? – за чашкой чая
Сейчас мы попробуем сказать ее медленно (проговариваем каждое слово отдельно).
Говорим вместе увеличивая темп
Далее проговариваем индивидуально в быстром темпе
Молодцы! У вас хорошо получилось!
В.: А у нас уже и чай готов! Но сначала, давайте я вас познакомлю с различными видами чая. У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.
В.: Давайте рассмотрим разные виды чая.
А теперь, угадайте по запаху, какой чай я насыпала в мешочки?
Какой чай тебе понравился по запаху? Обменяйтесь друг с другом мешочками.
(дети подходят к столу на котором лежат различные виды чая и нюхают их).
В.: Ребята, я вас угощу чаем, но у каждого чай будет свой, а вот какой вы сейчас и узнаете.
В.: Поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?»
Я передаю чашку с чаем (на дне чашки наклеена картинка), а вы рассказываете, какой у вас чай:
У меня чай с брусникой! Как мы его называем? – брусничный чай.
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?
Полина, угощайся чаем! Какой, у тебя чай? – клубничный. Из чего сделали? –Из клубники.
(всех по очереди опрашиваю)
В.: Эх! Недаром в народе говорят:
Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
В.: Ребята, а наше чаепитие подошло к концу,
- О чем мы сегодня с вами говорили?
-Что делали?
- Какой чай пили?
- Что нового вы узнали?
- Понравилось ли вам наше занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара.
Тема занятия: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара....
Конспект занятия " В гостях у самовара"(вторая младшая)
Конспект занятия " В гостях у самовара"(вторая младшая)...
Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Обогащать речь д...
Конспект занятия по развитию речи "Веселое чаепитие с куклой Катей"
В данном занятии дети научатся использавать раннее незнакомые слова в речи по теме «Посуда», составлять грамматически-правильные простые предложения, составлять рассказ-оп...
Конспект занятия Литературная гостиная «У самовара» Культура поведения за столом
Задачи:ОбразовательныеПознакомить детей с историей возникновения и появления самоварана Руси, с традициями народного чаепития ;Расширить знания детей о столовом этикете;Закрепить умение правильно серв...
Конспект занятия Литературная гостиная «У самовара» Культура поведения за столом
Задачи:ОбразовательныеПознакомить детей с историей возникновения и появления самоварана Руси, с традициями народного чаепития ;Расширить знания детей о столовом этикете;Закрепить умение правильно серв...