Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грудова Татьяна Витальевна

Роль сказки в воспитании детей велика. Во первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также сказки помогают развивать правильную речь, учат отличать добро и зло. Мой конспект "Русские народные сказки из волшебного сундучка" поможет познакомирть детей с понятиями - устное народное творчество, волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных, а также активизировать словарный запас детей, развивать речь, память, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Тема: «Русские народные сказки из волшебного сундучка»

Составила: Грудова Татьяна Витальевна (воспитатель МБДОУ №74 г.Кострома)

                                                                         

Программные задачи:  Дать детям понятие, что такое устное народное творчество,

Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;

Закрепить знание русских народных сказок;

Развивать речь детей, память, логическое мышление;

Закрепить произношение звука «Ч»,

Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных,

устное народное творчество).

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк»,  «Снегурочка»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди».

Рассматривание иллюстраций к сказкам. 

Материал к занятию:  сундук, конверт, картинки со сказочными героями, предметы: лук и стрела, живая и мёртвая вода, печка, снежный ком, мнемотаблицы  к сказкам: « У страха глаза велики», «Колосок», «Заюшкина избушка».

Ход занятия:

В: Дети, а знаете, в какой стране мы живём?

Д: В России.

В: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны?

Д: Россияне.

В: Правильно. Россия-большая страна, и её населяет много народов.                                          

     А на каком языке говорят россияне?

Д: На русском.

В: Красив, могуч наш русский язык, В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

Стук в дверь. Входит домовёнок Кузя. В руках сундук. Плачет.

В: Кто это к нам пожаловал?

К: Вы меня узнали?

В: Почему ты такой грустный?  Что у тебя случилось?

К: У меня большое горе, только вы можете мне помочь. Баба Яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки. Какие хранились в моём сундучке.

В: Придётся помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова:

-В сказочное времечко, времечко чудесное

Тихо начинается сказка интересная. (звучит музыка)

Вот мы в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!

-На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка ? Подскажите.

Д/И «Назови героя, что за сказка?»

К: о коварная Баба Яга! Вы. Наверно, не справитесь!

В: постараемся. Давайте дадим характеристику каждому герою.

«Три медведя» — какие в сказке медведи

«Волк и семеро козлят» — почему с козлятами случилось это несчастье? Какой волк в этой сказке? А мама-коза какая?

«Теремок» -добрые звери в этой сказке или нет?

«Заяц-хвастун» -можно ли про зайца сказать, что он- смелый?

«Колобок» -кто в этой сказке съел Колобка?

А вы обратили внимание, кто герои этих сказок? (животные)

Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.

Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук.

К: ой, спасибо, молодцы! Мои любимые сказки о животных!

В: а мы отправляемся дальше. Ещё конверт. Посмотрим, что приготовила нам Баба Яга ещё.

Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были полезные?

Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке?                                  ( Царевна-лягушка)

Живая и мёртвая вода

( Иван-царевич и серый волк)

Печка. Из какой сказки попала к нам печь?

(Гуси-лебеди).

Кому она помогла?

Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка)

Вот и все сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки?

( В них встречаются превращения).

Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. Вот тебе, Кузя, волшебные сказки, складывай их в сундук. Всё, полный сундучок?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:                                                                                                                Сказка даст нам отдохнуть,                                                                                                      Отдохнём и снова- в путь!                                                                                                  Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево. Вправо.

Вот Снегурочки слова:

Приседайте, как пружинки,

Полетайте, как пружинки.

Конверт. « На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»

МНЕМОТАБЛИЦЫ

« У страха глаза велики». Про кого эта сказка?

«Колосок». Кто главные герои в этой сказке?

«Заюшкина избушка». О ком эта сказка?

К: вот спасибо!

В: подожди, Кузя, здесь ещё одна сказка. Ее ты будешь отгадывать!

К: Кузя не может отгадывать!

В: хорошо, мы ее тебе покажем с помощью жестов, движений, без слов.

Показ сказки «Репка» с помощью мимики.

А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок?

К: сейчас узнаем. (складывает в сундучок сказки. Звучит музыка). Вот и всё. Спасибо, ребята!

В: нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздные люди сказки слагали, а слагал их мудрый русский народ. Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская народная сказка «Хвосты»

ТЕМА: Русская народная сказка «Хвосты»Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой (ЧХЛ)Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),замечать изобразительно-выразительные средства, по...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Как аукнется так и откликнется». Пересказ.

Методика проведения НОД по обучению пересказу русской народной сказки "Как аукнется так и откликнется" в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».

Пояснительная запискак конспекту  интегрированного занятия  с элементами  кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...

Конспект РОД по развитию речи в старшей группе на тему русская народная сказка "Заяц- хвастун"

Конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) на тему русская народная сказка «Заяц-хвастун»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию. ( озкакомление с художественной литературой). Тема- русская народная сказка "Заюшкина избушка".

В конспекте представалены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Заюшкина избушка"....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Волшебное путешествие по сказкам братьев Гримм".

Обогатить и уточнить представления детей о творчестве братьев Гримм.Расширять и обобщать имеющиеся знания у детей о сказках.Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".Развивать монологиче...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам"

На занятии дети закрепляют знания по сказкам, с использованием технологии ТРИЗ....