Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Роль сказки в воспитании детей велика. Во первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также сказки помогают развивать правильную речь, учат отличать добро и зло. Мой конспект "Русские народные сказки из волшебного сундучка" поможет познакомирть детей с понятиями - устное народное творчество, волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных, а также активизировать словарный запас детей, развивать речь, память, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Русские народные сказки из волшебного сундучка»
Составила: Грудова Татьяна Витальевна (воспитатель МБДОУ №74 г.Кострома)
Программные задачи: Дать детям понятие, что такое устное народное творчество,
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
Закрепить знание русских народных сказок;
Развивать речь детей, память, логическое мышление;
Закрепить произношение звука «Ч»,
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных,
устное народное творчество).
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Материал к занятию: сундук, конверт, картинки со сказочными героями, предметы: лук и стрела, живая и мёртвая вода, печка, снежный ком, мнемотаблицы к сказкам: « У страха глаза велики», «Колосок», «Заюшкина избушка».
Ход занятия:
В: Дети, а знаете, в какой стране мы живём?
Д: В России.
В: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны?
Д: Россияне.
В: Правильно. Россия-большая страна, и её населяет много народов.
А на каком языке говорят россияне?
Д: На русском.
В: Красив, могуч наш русский язык, В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Стук в дверь. Входит домовёнок Кузя. В руках сундук. Плачет.
В: Кто это к нам пожаловал?
К: Вы меня узнали?
В: Почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?
К: У меня большое горе, только вы можете мне помочь. Баба Яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки. Какие хранились в моём сундучке.
В: Придётся помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова:
-В сказочное времечко, времечко чудесное
Тихо начинается сказка интересная. (звучит музыка)
Вот мы в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!
-На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка ? Подскажите.
Д/И «Назови героя, что за сказка?»
К: о коварная Баба Яга! Вы. Наверно, не справитесь!
В: постараемся. Давайте дадим характеристику каждому герою.
«Три медведя» — какие в сказке медведи
«Волк и семеро козлят» — почему с козлятами случилось это несчастье? Какой волк в этой сказке? А мама-коза какая?
«Теремок» -добрые звери в этой сказке или нет?
«Заяц-хвастун» -можно ли про зайца сказать, что он- смелый?
«Колобок» -кто в этой сказке съел Колобка?
А вы обратили внимание, кто герои этих сказок? (животные)
Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук.
К: ой, спасибо, молодцы! Мои любимые сказки о животных!
В: а мы отправляемся дальше. Ещё конверт. Посмотрим, что приготовила нам Баба Яга ещё.
Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были полезные?
Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке? ( Царевна-лягушка)
Живая и мёртвая вода
( Иван-царевич и серый волк)
Печка. Из какой сказки попала к нам печь?
(Гуси-лебеди).
Кому она помогла?
Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка)
Вот и все сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки?
( В них встречаются превращения).
Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. Вот тебе, Кузя, волшебные сказки, складывай их в сундук. Всё, полный сундучок?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Сказка даст нам отдохнуть, Отдохнём и снова- в путь! Василиса нам сказала:
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки,
Полетайте, как пружинки.
Конверт. « На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»
МНЕМОТАБЛИЦЫ
« У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
«Колосок». Кто главные герои в этой сказке?
«Заюшкина избушка». О ком эта сказка?
К: вот спасибо!
В: подожди, Кузя, здесь ещё одна сказка. Ее ты будешь отгадывать!
К: Кузя не может отгадывать!
В: хорошо, мы ее тебе покажем с помощью жестов, движений, без слов.
Показ сказки «Репка» с помощью мимики.
А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок?
К: сейчас узнаем. (складывает в сундучок сказки. Звучит музыка). Вот и всё. Спасибо, ребята!
В: нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздные люди сказки слагали, а слагал их мудрый русский народ. Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская народная сказка «Хвосты»
ТЕМА: Русская народная сказка «Хвосты»Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой (ЧХЛ)Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),замечать изобразительно-выразительные средства, по...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Как аукнется так и откликнется». Пересказ.
Методика проведения НОД по обучению пересказу русской народной сказки "Как аукнется так и откликнется" в старшей группе....
Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».
Пояснительная запискак конспекту интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...
Конспект РОД по развитию речи в старшей группе на тему русская народная сказка "Заяц- хвастун"
Конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) на тему русская народная сказка «Заяц-хвастун»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию. ( озкакомление с художественной литературой). Тема- русская народная сказка "Заюшкина избушка".
В конспекте представалены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Заюшкина избушка"....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Волшебное путешествие по сказкам братьев Гримм".
Обогатить и уточнить представления детей о творчестве братьев Гримм.Расширять и обобщать имеющиеся знания у детей о сказках.Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".Развивать монологиче...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам"
На занятии дети закрепляют знания по сказкам, с использованием технологии ТРИЗ....