Перспективное планирование по речевому развитию.в первой младшей группе
материал по развитию речи (младшая группа)

Перспективное планирование по речевому развитию.в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1ml_razvitie_rechi.docx61.73 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование в первой младшей группе

Речевое развитие (Развитие речи)

Месяц

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и

оборудование

Методы и приёмы

Совместная деятельность с

детьми

Совместная

деятельность

с родителями

Сентябрь

1 неделя

Здравствуй, детский сад!

«Путешествие по территории участка»

В.В. Гербова, стр.31

Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии слышать и понимать предложения воспитателя.

Обручи, колокольчик

Рассказ, беседа, дидактическая игра,

экскурсия по территории участка,

Развивающие игры «Посмотри на себя»

«Кошечка крадется»

Чтение детских книжек с русскими народными потешками и рассматривание иллюстраций

2 неделя

Безопасность – это важно!

«Путешествие по комнате»

В.В. Гербова, стр.33

Продолжать приучать детей участвовать в коллективном мероприятии. Учить детей различать и называть игрушки

Новая книжка в книжном уголке, медвежонок, зеркальце, кусочки мягкого цветного провода

Рассматривание, вопросы – ответы,

игровая ситуация,

рассказывание, объяснение, поощрение.

Д/упр «Мы весёлые матрёшки»,           Чтение стихотворения «Мишка» А.Барто,

Д/упр. «Поручение»

Консультация: «Игра для развития речи и мышления дошкольника»

3 неделя

Я в мире человек

«Игра «Кто у

нас хороший,

кто у нас

пригожий».

В.В.Гербова

с. 33

Вызвать у детей симпатию

к сверстникам, помочь им

запомнить имена

товарищей (в том числе

произнесенные взрослым

по-разному(но без

сюсюканья): Саша -

Сашенька - Сашуля),

преодолеть застенчивость.

Кукла Катя

Беседа,

рассказывание,

обобщающая

беседа;

наблюдение

практические:

игра-

инсценировка

Д/и «Кто у

нас хороший,

кто у нас

пригожий».

Игра «Найди

себе пару

Беседа

«Координация

слова с

движением,

активизация в

речи глаголов»

4 неделя

Детский сад

«Игра-инсценировка

«Про девочку

Машу и Зайку

– Длинное

Ушко».

В.В.Гербова с.34

 Помочь детям понять, что

утреннее расставание

переживают все малыши и

все мамы; поупражнять в

проговаривании фраз,

которые можно

произнести, прощаясь с

мамой (папой бабушкой)

Кукла Маша,

игрушки:

медвежонок,

зайчик, лисёнок

Беседа,

рассказывание,

обобщающая

беседа;

наблюдение

практические:

игра-

инсценировка

Беседа

«Правила

поведения в

д/с»

Игра-

инсценировка

«Про девочку

Машу и Зайку

– Длинное

Ушко»

Повторить с

детьми правила

культуры

общения (при

встрече -

здороваемся, а

при расставании-

прощаемся)

Октябрь

1 неделя

Неделя пожилого человека

Настольный театр

«Курочка Ряба»

Г.И. Винникова с.7

Привлечь к самостоятельному обследова-

нию персонажей настольного театра, высказыванию по собственному желанию; учить эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки, реагировать на обращение, использовать доступные речевые средства, внятно произносить гласные звуки: [а], [о], [у], [и].

Персонажи сказки «Курочка Ряба» (или игрушки, куклы театра бибабо);

Чтение сказки, вопросы – ответы, беседа.

Игра «Вышла курочка гулять»

Предложить

родителям

обыграть любую

русскую народную сказку

 

2 неделя

Осень. Сезонные изменения в природе

Рассматривание картины «Таня и голуби»

В.В.Гербова с. 51

Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания

активизировать речь детей;

учить договаривать слова,

небольшие фразы.

Картина «Таня и голуби»

Беседа, краткое

описание

картины, чтение,

Д/у

Рассматривание

картины

Беседа по

картине

Описательный

Рассказ

Рекомендации.

для родителей.

«Работа над

сюжетными

картинками»

3 неделя

Моя семья

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»          

В.В. Гербова с. 50

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, возвращающуюся с работы, что ей сказать.

Игрушки: зайчик и мишка

Игровая ситуация: «Игрушки пришли поучить у вас встречать маму с работы». Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Д/упр «Добрые слова»,                   Д/игра «Какая твоя мама?».

Консультация

для родителей

«Развитие

связной речи

детей от 2 до 3

лет».

4 неделя

Расту здоровым

Рассматривание

сюжетных

картин (по

выбору

воспитателя).

В.В.Гербова с.62

Учить детей рассматривать

картину, радоваться

изображенному, отвечать

на вопросы воспитателя по

ее содержанию, делать

простейшие выводы.

Картина

Е. Батуриной

«В гостях»,

Рассматривание, вопросы-ответы, игровая ситуация, рассказывание, объяснение, поощрение.

Рассматривание

картины

Беседа «Что

изображено на

картине?»

Рекомендации

родителям.

Поиграть с

детьми в игру

«Найди по

описанию»

Ноябрь

1 неделя

Моя страна

Чтение мордовской народной сказки «Пугливая мышь»

Интернет-источник

Познакомить детей с мордовской сказкой «Пугливая мышь»; развивать связную речь; воспитывать желание слушать сказку;

Кукла в  мордовском наряде,  игрушки – мышь, крыса, заяц

Рассматривание, вопросы-ответы, рассказывание, объяснение, поощрение

Знакомство с куклой в национальной одежде; пальчиковая игра «Вышла мышка»

Консультация «Как знакомить детей с родным городом»

2 неделя

Все профессии важны, все профессии нужны.

Повторение сказки «Репка». Дидактическое упражнение « Кто что ест?», « Скажи а»

В.В.Гербова с.62

Напомнить детям сказку « Репка», вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; Уточнить представление детей о том, какое животное что ест ( мышка грызет корочку, собака- косточку). Ак-тивизировать в речи глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а.

Фигурки из

набора для

настольного

театра, кукла-

врач

«Айболит»,

забавная

картина «Дедка

за репку»

Рассказывание

сказки, хоровое и

индивидуальное

повторение,

обобщающая

беседа.

Игра-

драматизация

сказки «Репка». Игра с доктором

«Скажи «а». Д/у «Кто что

ест?» Д/и «Скажи,

что не так?»

Закрепить

произношение

звука а

(посоветовать

поиграть в игру

«Больница»)

3 неделя

Рукотворный мир

(мебель, посуда, бытовая техника)

Дидактическая

игра «Устроим

кукле

комнату».

Дидактические

упражнения на

произношение

звуков д, дь.

В.В.Гербова с.67.

Упражнять детей в

правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно

произносить звукоподражательные

слова.

Кукла Катя,

кровать, столик,

стулья, шкаф,

буфет, посуда,

колокольчик,

сборник

народных

песенок

Рассматривание картины, беседа, вопросы-ответы.

Д/ и

«Устроим кукле

комнату»; произношение  звукосочетаний

Д/у «Исправь

ошибку»

Чтение

песенки «Ай,

ду-ду, ду-ду,

ду-ду!»

Упражнять детей

в правильном

назывании

предметов

мебели.

4 неделя

Я и мир вокруг.

Домашние животные

Дидактические

игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь.

Дидактическая

игра «Кто

ушел? Кто

пришел?».

В.В.Гербова с. 56-57.

Формировать умение четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в

звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание.

Картинки или

игрушки

животных:

корова

(теленок),коза,

кошка (котенок),

мышка(мышата),

баран (овца);

стихотворение

Л. Мироновой

«У нас машины

разные…»

Беседа, чтение,

рассматривание

картинок

(игрушек)

Д/и.

Беседа

«Помоги

определить

кто как кричит»

Д/ и «Кто ушел? Кто пришел?»

Чтение

Л.Миронова

«У нас машины

разные…»

Консультация

«Способности на

кончиках

пальцев»

Декабрь

1 неделя

Зима. Сезонные изменения в природе

Дидактическая игра «Это Зима?», «Кто позвал?»

В.В.Гербова с.65

Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу

(игра «Кто позвал?»).Рассматривать с детьми раздаточные картинки

(зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

Раздаточные

картинки

(зимние сюжеты), картина «Зима»

Беседа,

повторение

звукоподражаний;рассматривание

картины с зимним

сюжетом;

Д/у «Чьи голоса?»

Д/и «Кто позвал?»

Рассматривание

картины

Д/и «Это зима?»

Беседа с

родителями о

расширении

словарного

запаса по теме:

«Зима» .

2 неделя

Я и мир вокруг.

Дикие животные (Звери)

Чтение сказки «Козлятки и волк»

В.В.Гербова с.49

Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк»

(в обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку.

Русская народная сказка «Козлята и волк», фигурки

настольного

театра.

Чтение, обобщающая

беседа, вопросы-ответы, показ действий,

драматизация

Инсценировка;

игра с фигурками

настольного

театра

Беседа:

«Развитие

понимания речи»

3 неделя

Народные праздники на Руси

Дидактическая игра «Это я придумал».

Чтение русской потешки  «Пошел котик  на торжок»

В.В.Гербова с.48

Закрепить умение детей объединять действием 2-3 игрушки, озвучивать полученный результат при помощи..

Кукла, медвежонок, бант, мячик, зайчик, расческа, тарелка, котик

Кукла, медвежонок, бант, мячик, зайчик, расческа, тарелка, котик

Прослушивание народной песенки «Пошел котик на торжок»;                Д/И «Это я при думал».

Чтение

стихотворений о

зиме.

4 неделя

Новый год!

Рассматривание картины «Дед Мороз»

В.В.Гербова с.63

Учить детей рассматривать

картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по

ее содержанию, делать простейшие выводы.

Картина

«Дед Мороз»;

Беседа, краткое

Описание картины,

обобщающая

беседа,

рассматривание

картины

Рассматривание

картины

Беседа «Что

изображено на

картине?»

Беседа с детьми о новогоднем празднике.

Январь

1 неделя

Рождественская звезда

Рассказывание

без наглядного

сопровождения

В.В.Гербова с.66

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без

Наглядного сопровождения, умение

слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте.

Стихотворение

Г. Лагздынь

«Зайка, зайка,

попляши!»

Рассказывание,

беседа, чтение

стихотворения,.

Рассказывание о

зайчике

Д/у «Опиши

зайчика»

Чтение

стихотворения

Г. Лагздынь «Зайка, зайка,

попляши!»

Беседа «Светлый праздник Рождество»

2 неделя

Рукотворный мир.

Вещи и предметы вокруг нас

Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

В.В.Гербова с. 72.

Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать зкукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

Сборник потешек, кукла,стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».

Беседа,

чтение стихотворения,

повторение слов

за воспитателем,

обобщающая

беседа

Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Рекомендации

Чтение детских сказок перед сном.

3 неделя

Зимние игры и забавы

Чтение стихотворения

Т.Волгиной «В ясли Танечка идет»

О.Э.Литвинова с.64.

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения, воспитывать желание помогать друг другу и вместе радоваться успехам.

Книга Т.Волгиной «В ясли Танечка идет»;

Картина «Зимние забавы».

Показ, рассматривание,  вопросы-ответы, худ.слово, рассказывание

Рассматривание картинок «Зимние забавы», физкультминутка.

Памятка.

«Зимние игры на прогулке с детьми»

4 неделя

Народное творчество

Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи.

В.В.Гербова с.68

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

Большой и маленький гриб, совок, платок, носок, молоток, карандаш.

Беседа,

дидактическая игра, вопросы-ответы, игровая ситуация.

Дидактическая игра «Кто стучит?»

Консультация «Игрушка – одно из важнейших средств воспитания»

Февраль

1 неделя

Волшебные превращения

Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». 

В.В.Гербова с. 70.

Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обраб. М. Булатова) и песенкой-присказкой.

Сборник детских песенок, сказка «Теремок».

 Рассказывание сказки, вопросы-ответы, совместное проговаривание,

помощь, напоминание,

указание,

поощрение.

Рассказывание сказки «Теремок»,

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей 2 -3 лет.»

2 неделя

Виды транспорта

Рассказ воспитателя «На чем люди ездят?»

Г.И. Винникова с.30

Формировать представление о транспорте; активизировать слова:

машина (легковая и грузовая), автобус; привлечь к обмену впечатлениями о знакомых видах транспорта; учить выделять и называть яркие признаки отдельных транспортных средств, их назначение,внятно произносить звук [б]—[б'], отдельные звукоподражания —

громко и тихо.

Игрушечные машины (легковая и грузовая), автобус.

Рассматривание, беседа,

вопросы-ответы, рассказывание

Игра «Автомобиль»

Закреплять

умения детей

называть и

определять вид

транспорта

3 неделя

Защитники Отечества

Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд».

В.В.Гербова с. 74.

Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Рассказ Я. Тайца «Поезд».

Рассматривание, беседа,

вопросы-ответы, рассказывание

Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд».

Консультация «Развитие диалоговой речи»

4 неделя

Широкая масленца

Рассматривание сюжетной картины.

В.В.Гербова с.75.

Проанализировать: пытаются ли дети

передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы,

действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее.

Картины

занятий

8 (октябрь), 7(ноябрь),

7

(декабрь) по

выбору

воспитателя.

беседа, краткое

описание картины,

рассматривание

картины, д/у

Беседа «Что

изображено на

картине?»

Д/у «Узнай

картину»

Поощрять

умение детей

высказывать своё мнение по

содержанию

прочитанного

или увиденного.

Март

1неделя

Мамин праздник

Д/упр. «Чья мама?»,                 «Чей малыш?»

В.В. Гербова,      стр. 69

Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей. Угадывать животное по описанию. Воспитывать любовь и уважение к своей мамочке

Картинки изображением взрослого животного и детёнышей. Игровое действие детей с картинками. Игрушки животных.

Игровая ситуация «Скоро у мамы праздник», рассматривание картинок как мамы заботятся о своих детях. Рассказы детей как они любят свою маму. Игры на звукоподражание

Д/упр «Назови детёныша»,

Д/игра «Маму свою очень люблю»,

Пение песен о маме.

Заучивание стихотворения «Мама, мамочка, я тебя люблю»

2 неделя

Весна. Сезонные изменения в природе

Потешки-заклички.

Интернет-источник

Знакомить со значением и содержанием потешек-закличек, развивать речевую активность детей, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Игрушечные животные, кукла среднего размера, изображающая пастушка.

Наблюдение, разгадывание загадок

Рассматривание иллюстраций, хоровод, игры

Заучивание потешек, закличек, считалок

3 неделя

Я и мир вокруг.

Растения

Рассматривание

иллюстраций к

сказке «Три медведя».

Дидактическая

игра «Чья

картинка».

В.В. Гербова,     стр. 77

Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно; продолжать учить детей согласовывать слова в предложениях.

Иллюстрирова-ние издание сказки «Три мед-ведя». Предметные картинки по числу детей; на которых изображены предметы разные по цвету.

Рассматривание иллюстраций к сказке с последующим обсуждением. Работа по предметным картинкам

Д/упр. «Назови свою картинку»,

П/и «У медведя во бору»

Рекомендации.

при

чтении с детьми

произведений, не оставлять без

внимания

иллюстрации к

нему

4 неделя 

Я и мир вокруг.

В мире животных

Рассматривание иллюстраций к

произведению К.

Чуковского «Путаница»

В.В. Гербова.с.80

Продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в

книжках; активизировать(с помощью упражнений) в речи детей глаголы,

противоположные по значению.

Произведение

К. Чуковского

«Путаница» с

иллюстрациями

Беседа,

договаривание

глаголов,

противоположных по значению, рассматривание

иллюстраций

Беседа «Что

нового

заметили?»

«Путаница»

Д/у «Что

Активизировать

в речи детей

глаголы,

противополож-ые по

значению.

Апрель

1 неделя

Неделя детской книги

Чтение сказки «Маша и медведь»

В.В. Гербова.с.84

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь»

(обраб. М. Булатова).

Сказка «Маша

и медведь»,

иллюстрации к

сказке.

Рассматривание, вопросы-ответы

Беседа «Какие

р. н. сказки вы

знаете?» Чтение сказки

«Маша и

медведь»

Д/у «Повтори

за мной»

Закрепить

умение детей

голосом

интонировать

речь

действующих

лиц сказки.

2 неделя

Я и мир вокруг.

Неживая природа

Д/и «Подбери пёрышко»

В.В. Гербова,      стр. 60

Учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёные цвета, повторять фразы вслед за воспитателем.

Мольберт,

картинка с изображением петуха, перья трёх цветов, игрушка петуха.

Рассматривание, вопросы-ответы, игровая ситуация, рассказывание, объяснение, поощрение.

Игр/упражнение «Угадай, чей хвостик»,

Д/игра «Подари петушку хвостик».

Заучивание потешки «Петушок, петушок-золотой гребешок».

3 неделя

Неделя космоса

Дидактическое

упражнение «Я

ищу детей,

которые

полюбили бы

меня…».

В.В.Гербова. с.85

Продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации с помощью игры. Привлечь внимание детей к новой игрушке, учить рассказывать о том, как они будут играть с ней.

Игрушки, куклы, машинка, птичка, лисёнок

Беседа,

составление

рассказа,

рассматривание

игрушек

Д/у

Беседа«Новые

игрушки»

Д/ у «Я ищу

детей,

которые

полюбили бы

меня…»

Д/и «Опиши

игрушку»

4 неделя

Береги планету

Чтение сказки Д.Биссета «Га-га-га»

В.В.Гербова стр.88

Познакомить с произведением, вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир. Упражнять в произношении звукоподражаний.

Иллюстрации к произведению Д.Биссета, игрушка гусенок

Чтение, беседа,

повторение

звукоподражаний рассматривание

картинки

(игрушки),

иллюстраций к

сказке

Д/И

«Приветствие»,

Д/И « Кто как голос подает».

Буклет

«Береги

планету»

Май

1 неделя

Этих дней не смолкнет

слава

День Победы

Интернет-источник

Познакомить детей с первоначальными  сведениями о Дне Победы. Дать знания о защитниках отечества. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину, умение слушать взрослых. Активизировать словарь: Победа, герой, солдат, армия, защитник.

Иллюстрации,

флажки разных цветов, запись песни «Катюша».

Рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, посвящённых 9 Мая;

Коллективная работа "Праздничный салют".

Рекомендации.

Посещение парада Победы

2 неделя

Я и мир вокруг.

Путешествия

Чтение рассказа

Г.Балла

«Желтячок».

В.В.Гербова с.91

Познакомить детей с рассказом Г. Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного

сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их внешних признаков

Рассказ Г.Балла

«Желтячок»,

шапочки

«цыплят».

Чтение, беседа, вопросы к детям, помощь, поощрение,

подвижная игра.

Беседа «Кого зовут

клушей?»

Чтение рассказа Г.

Балла«Желтячок»

П/и «Цыплята»

Памятка

«Упражнения на

развитие

артикул.

моторики»

3 неделя

Неделя безопасности

(на природе, в быту)

Дидактические

упражнения

«Так или не

так?». Чтение

песенки

«Снегирек».

В.В.Гербова с.92

Продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры

отрабатывать у детей плавный легкий выдох.

Бумажные

птички, песенка

«Снегирек»

В. Викторова.

Чтение, беседа, вопросы к детям, помощь, поощрение,д/у.

Беседа «Кто из детей поступает

неправильно»

Д/у «Так или не так?»Чтение

Песенки

«Снегирек»

Д/у «Ветерок».

Д/у «Ветерок»

(отрабатывать у

детей плавный

легкий выдох)

4 неделя

Встречаем лето. Сезонные изменения в природе

Повторение

материала.

Проверить, помнят ли дети русские народные сказки; поиграть с малышами в любимые дидактические

игры…

Сборник

русских

народных

сказок,

иллюстрации к

сказкам.

беседа, ответы на

вопросы,

обобщающая

беседа рассматривание

иллюстраций

Беседа «Какие

сказки вы знаете?»

Рассматривание

иллюстраций

к знакомым

сказкам

Д/и «Кто как

кричит?»

Беседа

С родителями о

приучении детей

к

художественной

литературе.

Литература:

  1. Г.И. Винникова .Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность М.:

ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.

  1. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду:Вторая группа раннего возраста.-М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2015.-112 с.: цв.вкл.
  2. О.Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие  художественной литературы. Конспекты занятий.

Ч. 2. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2024.-144с.

  1. Интернет-источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование образовательной области "Труд" в первой младшей группе

перспективное планирование образовательной области "Труд" в первой младшей группе основано на развитии элементарных культурно-гигинических навыков у детей...

перспективное планирование образовательной области "Музыка" в первой младшей группе

таблица: образовательная деятельность, осуществляемая во время режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями...

перспективное планирование образовательной области "Коммуникация" в первой младшей группе

таблица:тема, цели, совместная и самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями...

Перспективное планирование по пальчиковой гимнастике в первой младшей группе.

H1 { margin-top: 0.4cm; margin-bottom: 0.4cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; page-break-after: auto; }H1.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 20...

Перспективное планирование по сенсорному развитию в первой младшей группе

Перспективное планирование по сенсорному развитию, первая младшая группа...