«Фребель в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
статья по развитию речи
Набор «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frebel.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фребель в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Кузнецова Марина Алексеевна
учиетль-логопед МБДОУ «Детский сад № 206» г.Чебоксары
Аннотация. Набор «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми.
Ключевые слова. Набор «Дары Фребеля», дети с нарушением речи, коррекция речи и ее развитие.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
Поэтому педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.
Набор «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Его вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данный набор соответствуют ФГОС и охватывает все образовательные области.
Набор «Дары Фребеля» нашел применение в практике не только воспитателей, но и специалистов МБДОУ «Детский сад № 206» г. Чебоксары. Использование деталей набора Фребеля на коррекционных занятиях позволяет не только повысить речевую активность, развить внимание, мышление, логику и другие психические процессы, но и решить задачи по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи, и мелкой моторики, а также по подготовке к обучению грамоте.
На занятиях дети учатся говорить полными предложениями, согласовывать слова во фразах, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить.
Приведем несколько примеров игр, с использованием набора «Дары Фребеля».
Для коррекции звукопроизношения мы используем следующие игры:
«Хлопни столько раз, сколько палочек » - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
«Солнышко»- повторяя слоги ЗА-ЗЫ-ЗЭ-ЗО-ЗУ, выложи лучи солнышка. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.
«Гусеница»- назови слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. Цель: автоматизация звуков в словах.
«Бусы слов» - определение места звука в начале и конце слова. Развитие фонематического слуха. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.
Для развитие лексико-грамматического строя речи предлагаем детям поиграть в следующие игры:
Игры: «Волшебный мешочек»: ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.
Игра «Ассоциации»: Цветные шарики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек.) Детям предлагается перекидывать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,…желтое солнечное настроение…»
«Игра «Что бывает?» : дети выбирают себе фишку (кольцо) любого цвета и называют то, что бывает такого же цвета, слова подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой. Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.
«Подбери слово-действие»: Сорока (что делает?) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (треугольники). Цель: обогащение глагольного словаря.
При подготовке к обучению грамоте мы используем следующую серию игр:
Выкладывание звуковых схем слов из геометрических фигур, из фишек.
«Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
Формирование навыков чтения и письма. Познакомить с буквами по темам. Развивать навыки звукобуквенного анализа
С помощью набора «Дары Фребеля» мы развиваем связную речь, через следующие игры:
Придумывание предложений по заданной графической схеме или последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа. Выкладывание сюжета сказки (Обыгрывание сказок, придумывание продолжения сюжета: «А что произошло потом?») с помощью дидактических наборов и т.д.
У детей с ТНР речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. «Дары» помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления.
Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна [1,15].
Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который помогает детям чувствовать себя уверенными и раскрепощенными. На занятиях создаются комфортные условия, и поэтому каждый ребенок может проявить свои истинные возможности. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокова М.Г., Система М. Монтесори. Теория и практика. - М.:КОРОНА, 2011
2. Королева И., Кто придумал детский сад? Система дидактических игр Фридриха Фребеля [Текст] // Город детства, 2011 г., №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».
Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....
Презентация "Использование игрового набора "Дары Фребеля" в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном саду
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Применение развивающих игр Фребеля, Никитина в работе с детьми по патриотическому воспитанию»
Воспитать патриота - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств и мето...