Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе компенсирующей направленности «Предлог ОТ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рыжкова Татьяна Васильевна

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Конспект

Подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Предлог ОТ»

Рубцовск, 2024

Тема: Предлог ОТ

Возрастная группа: старшая        

Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие.

Продолжительность: 25 минут

Цель: уточнение пространственных отношений, выраженных предлогом ОТ; совершенствовать умение составлять предложения по двум опорным словам с включением предлога ОТ.

Задачи:

коррекционно-образовательные: ознакомление со значением предлога «от» и его схемой; упражнение в правильном употреблении предлога «ОТ» с существительными в родительном падеже; закрепление умения составлять предложения по схеме и предметным картинкам;

коррекционно-развивающие: развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, совершенствование мелкой моторики;

коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям.

Словарь: Существительные: звери, олень, олененок, тюлень, морж, моржиха, моржонок, котик, песец, медведь (белый), медведица, медвежонок, соболь, пингвин, пингвинёнок, норка, полярная сова, совенок, полярный волк, волчица, волчонок, белёк, детёныши, Север, тундра, прорубь, берлога, льдина, сияние (северное), шкура, копыта, рога, ласты, клыки, шерсть, мех, охотник, океан, снег, сугробы, хищник

Глаголы: добывать, прыгать, рыскать, охотиться, рычать, ловить, нырять, плавать, двигаться, питаются, подкрадываться, притаиться.

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, ловкий, быстрый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, гордый, хищный, травоядный, всеядный, голодный, опасный, беззащитный, холодный, морозный, суровая, скользкий, вьюжная, зимний, крепкий, сильный.

Наречия: холодно, морозно, темно

Оборудование: предметные картинки, игрушки, схемы предлогов К, ОТ, аудиозапись песенки Колобка, кукольный театр «Колобок».

Организационный момент.

Цель:– собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога.

Примечания.

Здравствуйте!

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту.

Дети садятся за столы.

На севере живет белый медведь, северный олень, полярный вол и т.д.

Медвежонок убежал от медведицы.

Волчонок убежал от волчицы.

Моржонок уплыл от моржихи.

Олененок убежал от оленихи.

Белек уплыл от тюленя.

Совенок улетел от совы.

В каждом предложении встречалось маленькое слово ОТ.

Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и перед началом занятия подарим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я предлагаю вам отправиться на север. Вот мы и на месте. На севере живет много разных животных. Каких вы знаете?

Игра «Мамы и малыши»

Детеныши этих животных любят пошалить и часто убегают от своих мам. У каждого из вас картинка с изображением детеныша. Давайте поиграем в игру и назовем, кто от кого убежал.

Составим красивые предложения.

Какое маленькое слово встречалось в каждом предложении?

Верно. Маленькое слово ОТ мы обозначает, когда предмет отдаляется от кого-либо или чего-либо.

Сегодня на занятии мы будем учиться правильно употреблять  маленькое слово ОТ.

Звучит аудиозапись «Север»

На доске изображения животных севера.

У каждого картинка детеныша животных севера.

На доске схема предлога ОТ

Основная часть занятия.

Цель: уточнение пространственных отношений, выраженных предлогом ОТ; совершенствовать умение составлять предложения с включением предлога ОТ.

Дети расходятся по кабинету и встают около различных предметов, затем выполняют действия по просьбе логопеда и составляют предложения:

Я отошёл от шкафа.

Я отодвинулась от стены.

Я отпрыгнула от стола.

Я отошла от кровати и т.д.

Колпачок от ручки.

Колесо от машины.

Кольцо от пирамидки.

Ключ от замка.

Крышка от кастрюли.

Ребята, разойтись по кабинету, и встаньте возле предметов (возле стула, шкафа, окна, стола, у стены) .

- Коля отойди от шкафа. Что ты сделал?

-Настя, отодвинься от стены. Что ты сделала?

- Арина, отпрыгни от стола. Что ты сделала?

- Элина, отойди от кровати. Что ты сделала? И т.д.

- Какое  маленькое слово вы назвали? Выставляю схему предлога ОТ.

- Ребята, сейчас, когда вы отдалялись от предметов снова появилось маленькое слово ОТ.

Игра «Что от чего?»

Давайте поиграем с нашим маленьким словом ОТ. На доске изображены предметы и их части. Нам нужно соединить картинки в пары и назвать, что от чего.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, а теперь давайте отдохнем.

На доске картинки предметов и их частей (ручка,  машинка, пирамидка, замок, кастрюля, колпачок от ручки, колесо от машины, кольцо от пирамидки, ключ от замка, крышка от кастрюли)

Физкультминутка

Игра «Кто кого боится?»

Дети делятся на пары, у каждой пары картинки: мышка — кошка, заяц — волк, лиса — охотник.

Составляют предложение, кто от кого убегает:

Мышка убегает от кошки – тот ребенок, у кого мышка убегает, кошка догоняет и т.д.

Дети садятся за столы.

Это поет Колобок.

Колобок убегал от бабушки, от дедушки, от зайца, от волка, от медведя.

Колобку не удалось убежать от лисы.

Лиса обхитрила колобка и съела его.

Дети поют песенку и передают фигурку Колобка.

Я Колобок, Колобок, я от дедушки ушёл.

Я Колобок, Колобок, я от бабушки ушёл.

Я Колобок, Колобок, я от зайца ушёл.

Я Колобок, Колобок, я от волка ушёл.

Я Колобок, Колобок, я от медведя ушёл.

Я Колобок, Колобок, от лисы я не ушел.

Нам встречалось маленькое слово ОТ.

Предметы будут отдаляться.

У каждого индивидуальная картинка с изображением двух предметов, дети составляют предложения с предлогом ОТ.

Разноцветный мяч отпрыгнул от стены.

Ворона отлетела от гнезда.

Турист отошел от своей палатки.

Ученик отошел от школы.

Красная машина отъехала от гаража.

Лодка отплыла от берега.

Дети стоят в кругу, тот, кому бросают мяч добавляет подходящее слово.

Игра «Я - Колобок, Колобок»  инсценировка

- Ребята, послушайте песенку. Как вы думаете, кто это поёт? Правильно! Вспомните сказку. От кого убегает Колобок? А от кого ему не удалось убежать? Почему? Сейчас мы вместе споем песенку Колобка и назовем от кого он ушел, каждый будет называть по одному герою, затем передавать колобка следующему.

Тот, у кого Колобок, поёт: Я Колобок, Колобок я….

Молодцы! Скажите, когда мы с вами пели песенку Колобка, какое маленькое слово встречалось каждый раз?

Игра «Составь предложение» Давайте потренируемся составлять предложения со словом ОТ. У каждого из вас пара картинок, нужно составить предложение с маленьким словом ОТ. Значит предметы в ваших предложениях друг от друга, что будут делать?

У вас получились хорошие предложения, а сейчас давайте поиграем в игру, вам нужно будет правильно закончить мои предложения, добавить нужное слово. Выходите и вставайте в круг.

Игра с мячом «Доскажи словечко»

Заяц убегает от ….

Дети спрятались от …

Собака убежала от …

Лена потеряла ключи от…

Пуговица оторвалась от …

Деревья гнулись от…

Лодка отплыла от…

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Прослушивание песенки Колобка.

На доске по очереди появляются герои сказки «Колобок».

Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не пропоют песенку.

Составление предложений по схеме и предметным картинкам.

Мяч – стена, ворона – гнездо, турист – палатка, ученик – школа, машина – гараж, лодка- берег.

Заключительная часть занятия.

Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности,  поощрение участия детей в совместных играх.

Мы познакомились с маленьким словом ОТ.

Оно обозначает, когда предмет отдаляется от чего-либо.

Давайте вспомним, с каким маленьким словом мы сегодня познакомились?

Что обозначает это маленькое слово?

Вы хорошо работали на занятии и каждый получает раскраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

Методическая разработка Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»

Методическая разработкаКонспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»

Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...