Проект "По следам русских народных сказок"
проект по развитию речи
"По следам русских народных сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 122»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта: «По следам русских народных сказок»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Выполнили:
Колпакова Е.В.
Г.Оренбург
Матрица проекта
Тема проекта: «По следам русских народных сказок»
Проблемное поле проекта: Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему.
К детям в гости приходит сказочный персонаж - колобок. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку, но ему бы хотелось узнать, какие еще сказки есть на белом свете, где живут сказки и кто их придумывает. Ребята предложили помочь колобку, показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться с колобком в сказочное путешествие и все узнать.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
1.Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
2.Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
3.Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
4.Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Цель проекта: Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи проекта:
1.Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
2. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
3. Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
4. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
5. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
6. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
7. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
8. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
9. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
10. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок,
11.Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
12. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.
13.Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
14.При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.
Пояснительная записка: Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект «По следам сказок»
Ожидаемые результаты:
- Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
- Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников: К.И. Чуковского, Ш. Перро, Х.К. Андерсена, С. Михалкова.
- Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
- Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
- Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
- Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
- Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
- Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
- Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.
- Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни первой недели | ||||
13.01 | 14.01 | 15.01 | 16.01 | 17.01 | |
1.Образовательная деятельность | «Какие русские народные сказки вы знаете?» | Рассматривание картинок к русским народным сказкам | Чтение русских народных сказок | Инсценирование сказки «Колобок» | Чтение русских народных сказок |
2. Наблюдение | Наблюдение за животными, сравнение их со сказочными персонажами | Наблюдение за птицами, сравнение их со сказочными персонажами | Наблюдение за животными, сравнение их со сказочными персонажами | Наблюдение за птицами, сравнение их со сказочными персонажами | Наблюдение за животными, сравнение их со сказочными персонажами |
3.Коммуникативная деятельность | Беседа о прочитанных сказках | Беседа о прочитанных сказках | Беседа о прочитанных сказках | Беседа о прочитанных сказках | Беседа о прочитанных сказках |
4.Исследовательская деятельность, экспериментирование | |||||
5.Игровая деятельность | Д/и «Назови сказку», «Путаница» | Д/и «Доскажи словечко», «Из какой сказки персонаж» | Д/и «Собери сказку из частей» | Д/и «Какое настроение у сказочного героя» | Д/и «Что сначала, что потом» |
6.Музыкальная деятельность | Кто в теремочке живет? | Песенка колобка | Музыкальный кубик | Изобрази героя под музыку | Угадай кто это? |
7.Трудовая деятельность | Помогают воспитателю подклеивать книги, приводить их в порядок | Помогают воспитателю подклеивать книги, приводить их в порядок | Помогают воспитателю подклеивать книги, приводить их в порядок | Помогают воспитателю подклеивать книги, приводить их в порядок | Помогают воспитателю подклеивать книги, приводить их в порядок |
8.Продуктивная деятельность | |||||
Рисование | Трава для коровы | Тарелочка для колобка | Раскрашивание петуха | Платочек для лисы | Полотенце для бабушки |
Лепка | Морковка для зайца | Колобок – лепим из пластилина | Подарки для колобка | Грибы для белочки | Подарки медведю |
Аппликация | Светофор для медя | Чашки трех медведей | Одеяльце для зайца | Грибочек для мышки | Цветы для Маши |
Конструирование | Избушка для трех медведей | Забор для животных | Кроватки для трех медведей | Домик для сказочных животных | Дорожка для колобка |
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Выставкка книг с русскими народными сказками, выставка иллюстраций к русским народным сказкам, Презентация «Мы любим сказки», консультации для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»
«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»
Итоговое мероприятие: викторина «Что мы знаем о сказках?»
Вид проекта: познавательно - творческий
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Интеграция образовательных областей
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- художественные и музыкальные произведения
- уголок театрализованной деятельности
- книжный уголок
- фотоаппарат, компьютер.
- наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)
- раскраски по теме «Сказки»
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1 этап – подготовительный
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
- Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.
- Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
- Оформление книжного уголка в группе.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
- Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».
- Разработка содержания проекта: «По следам сказок»
2. Основной этап:
- Проведение бесед и НОД по теме проекта.
- Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
- Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
- Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
- Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
- Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
- Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
- Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
3. Заключительный этап:
- Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки
- Драматизация сказки «Колобок» для родителей.
- Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей первой младшей группы.
- Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
- Обновление предметно – развивающей среды.
- Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»
- Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
- Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»
- Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
- Подведение итогов проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия «По следам русских народных сказок» ( старший возраст)
Закрепить знания детей о русских народных сказках. Развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности. Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик,...
Методическая разработка физкультурного занятия в группе раннего возраста « По следам русских народных сказок»
Что может быть ближе ребенку, чем сказка? Сказка, которую мы придумали сами. «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» их мы знаем с детства, а малыши только начинают их у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/17/picture-916221-1492438587.jpg)
Квест-игра «По следам русских народных сказок»
Девиз игры: «Добро всегда побеждает!»Программное содержание: систематизировать знания детей о русских народных сказках через квест-игру.Задачи.Образовательные: формировать умение...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/13/picture-1401305-1649832283.jpg)
"По следам русских народных сказок"
В созданных условий для закрепления знаний детей о русских народных сказках данное занятие позволяет расширить словарный запас; воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интер...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181991-1572450185.jpg)
Квест-игра "По следам русских народных сказок"
Систематизировать знания детей о русских народных сказках и формировать умение узнавать их по иллюстрациям, загадкам, предметам из сказок через квест-игру....
Квест-игра "По следам русских народных сказок"
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1282125-1603623459.jpg)
Методическая разрботка Литературный досуг "По следам русских народных сказок"
Конспект литературного досуга в старшей группе«Путешествие по следам русских народных сказок».Цель: обобщение знаний детей о русских народных сказках.Задачи:1.Образовательные: -уточни...