Конспект занятия в средней группе по сказкотерапии развитие речи Тема: «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Побойнева Наталья Николаевна

Цель:

Обобщение и закрепление знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в средней группе

по сказкотерапии развитие речи

Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель:

Обобщение и закрепление знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок.

Задачи:

  • Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими;
  • Развивать память, внимание, логику;
  • Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение;
  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
  • Расширение словарного запаса, закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки и эмоциональные состояния связанные с ними.
  • Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества;

Оборудование:  презентация «Отгадай загадки», конверт с письмом, клубочек, иллюстрации к сказкам, мольберт, ковер самолет.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Домик». Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации.

Ход:

Воспитатель:  -Здравствуйте, ребята !Посмотрите сколько гостей к нам пришло! Давайте с ними поздороваемся и подарим  им свои улыбки.

-Вчера я получила странное письмо. На нем написано, что для детей средней группы. Вы средняя группа? Хотите узнать, что в нем написано?

   -Таак…(Читаю). Его написали герои сказочной страны. Они пишут, что у них случилась большая беда, злой волшебник заколдовал их сказочное королевство и  чтобы его расколдовать, нужно выполнить задания.

- А чтобы выполнить задания и попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. Ребята, а вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? (ответы)

-Вы согласны отправится со мной в сказочную страну на помощь сказочным героям?

Воспитатель:

- Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться?

- Какие средства передвижения бывают в сказках?

(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

-В письме лежал ещё вот такой клубочек с помощью его тоже можно добраться до страны сказок. Ну что, в путь!

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране.

 -Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Давайте узнаем, кто же здесь живет?                            

  Пальчиковая гимнастика «Домик»:

«На поляне теремок,                    (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок                 (сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок                 (поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор                       (руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор                (щелчки каждым из пальцев поочередно).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!               (кулаком постучать по ладони).

Открывайте!                                   (широко развести руки в стороны).

Я ваш друг!»                               (ладони сомкнуть одна поперек другой).

(После выполнения упражнения из домика появляются картинки со сказками)

-Посмотрите внимательно, какие сказки живут в этом домике?

(Дети называют, с какой сказки иллюстрация.)

А вот и герои этих сказок,  злой волшебник заколдовал их и они не знают, в какой сказке живут. Ребята, надо помочь им найти свою сказку.

Д\И  « Из какой сказки этот герой».

( Дети берут иллюстрации с героем  и определяют, из какой он сказки и характеризуют его). Какие герои сказки? Почему вы так считаете?

1. Лисичка-сестричка и серый волк.

2. Жихарка.

3. Сетрица Аленушка и братец Иванушка.

Воспитатель: Молодцы дети, хорошо справились с заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовил злой волшебник.

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию.(Присаживаемся на стулья.)

- Вот картинки к сказке, попробуйте с помощью их рассказать сказку «Петушок и бобовое зернышко». Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше».(дети с помощью иллюстраций к сказке пересказывают сказку «Петушок и бобовое зернышко»).

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У  волшебника не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше - бросаем клубочек он катиться на коврик.

Воспитатель: Ребята давайте на полянке немного отдохнем и вспомним, как вели себя персонажи  в разных сказках и что с ними случалось.

Игра- пантомима.

(Дети показывают мимикой сказочных героев).

1) - Вот первая сказка, нам нужно сначала узнать из какой сказки эти слова:

« Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?»

-Правильно из сказки « Три поросенка».

-А скажите какие были поросята в этой сказке?

-А давайте покажем, какой трусливые были поросята.

-А какой был волк?

-Давайте покажем его.

2)  -Проголодалась лиса, идет по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли чем-нибудь поживиться. Видит она: везёт мужик на санях мёрзлую рыбу,а затем притворилась неживой. Из какой это сказки? «Лисичка сестричка и  волк». Давайте изобразим лису (Дети изображают походку лисы как она шла к дороге и т.д.).

3)-

Воспитатель: Молодцы, вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране, выполнять задания которые приготовил нам злой волшебник (бросают клубочек к столу с компьютером).

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

- Проходите, дети и присаживайтесь на стульчики нас ждет последнее задание.

- Ребята если мы будем правильно выполнять задание, то на экране будет появляться картинка из сказки.(На экране появляются вопросы - при правильном ответе детей появляется иллюстрация из сказки)

(Вопросы на слайдах по сказкам)

«Зимовье» - В этой сказке был: бык, баран, свинья, петух, (кот), волк  и еще кто-то?

- Как называется эта сказка?

«Красная шапочка» - Это сказка про девочку, которая шла через лес в гости, с гостинцами.

- Как называется сказка?

-Кого встретила Красная шапочка в лесу?

«Бременские музыканты» - Бродячие артисты, они ловки и быстры. Известны их таланты: Певцы и музыканты.

- Как называется сказка?

-Назовите всех героев этой сказки?

Воспитатель: - Молодцы ребята! И с этим заданием вы тоже справились.

-В сказочной стране часто происходят чудеса. Вот и сейчас, пока мы с вами творили добрые дела, колдовство почти разрушилось. Давайте вспомним, кто же обидел сказочных героев? (это злой волшебник). А чтобы колдовство разрушилось до конца, давайте сделаем его добрым!

-Я думаю, что мы сможем с этим справиться, вы поможете мне? Какого цвета шляпа у злых волшебников? (Серые, черные.)

    -А я, предлагаю раскрасить ее в радостные цвета, и злой волшебник превратится в доброго волшебника, и мы спасём всех жителей сказочной страны. (дети раскрашивают шляпу волшебника под музыку)

Самостоятельная работа детей. (Комментирование работы).

   -Ребята, на сегодня наши добрые дела в сказочной стране закончились, и сказочные герои в благодарность прислали нам ковер самолет, давайте пройдем на него все вместе. Попрощаемся со всеми и вернемся в детский сад на ковре-самолете. 

-Садитесь на ковер поудобнее и закрывайте глаза.

(Под музыку проводится релаксационное упражнение «Ковер-самолет»).

Релаксационное   упражнение : « Ковёр-самолёт ».

«Мы садимся на волшебный  ковёр-самолёт; ковёр плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонько покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает нас, все отдыхают…

Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра…Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
-Мы вернулись в детский сад! Присаживаемся на стульчики.

Итог:

Воспитатель: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Злого волшебника.

 -Вам понравилось наше путешествие?

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Кто запутал все дорожки? (Злой волшебник)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Физминутка: «Три медведя»

   Три медведя шли домой            (шагают на месте)

Папа был большой-большой.       (поднять руки над головой, потянуть вверх)

Мама с ним поменьше ростом,      (руки на уровне груди)

А сынок-малютка просто               (присесть)

Очень маленький он был,                  (присев, качаясь по медвежьи)

С погремушками ходил.                (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.             (имитация игры  погремушку).

Конспект  образовательной  деятельности в младшей группе  с использованием современных технологий (сказкотерапия)      «Кот Васька»

Цель:

Развивать активность, самостоятельность, творчество, регулировать собственное эмоциональное состояние.

Задачи:

  • воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений;
  • знакомить с оттеночными характеристиками слов (хвост — хвостище, глаза — глазища, рыба — рыбища);

знакомить с формой повелительного наклонения глаголов (дай, возьми);

  • подводить к умению выразительно имитировать голос животного (мяу-мяу) с соответствующей интонацией (грусть).
  • учить передавать ритмизацией образ движений героев (бежит лисичка, идет корова);
  • побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (радость, удивление);
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (речка шумит, речка успокоилась).

Предварительная работа:

 Чтение сказки «Кот Васька».

Материал:

Диски с классической музыкой И.С. Баха.

КМ. фон Вебе-pa, Р. Шумана. Игрушечный кот Васька.

Ход занятия

В. Ребятки посмотрите, кто к нам пришел в гости? Да это же кот Васька!  Помните, я вам читала сказку про него? Он узнал, что про него есть сказка и решил прийти и послушать ее. Давайте вместе расскажем коту сказку. Слушай Васька:

Живал-бывал кот Васька Захотелось Ваське кушать: «Мяу, мяу, хочу рыбки. Мяу, мяу, хочу молока». Ребята скажите мне, когда Васька хотел кушать, он был не веселый, а какой?

Д. Грустный.

В. Правильно. Если Васька грустил, то какой у него был голос?

Д.  Высказывания детей.

В. Конечно же он был жалобный, громкий, грустный, протяжный. Попробуйте промяукать жалобно, громко, грустно, протяжно, как Васька: «Мяу-мяу, хочу рыбки! Мяу-мяу, хочу молока!»

Молодцы. Васька слушай дальше нашу сказку. Пошел Васька на речку рыбу ловить Пришел на речку, забросил удочку . Замутилась речка, зашипела Тянет-потянет Васька удочку да и выдернет рыбу Не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища; не рыба, а рыбища

Кот Васька. Ребята, а как вы думаете, какую рыбу я поймал большую или маленькую?

Д. Большую.

В. А как вы догадались?

Д. Высказывания детей.

В. Рассказываем дальше.  Замурлыкал Васька: «Мур-мур!»  Как вы думаете, кот удивился, когда увидел такую большую рыбу? У него глаза были закрыты или широко открыты от удивления?

Д.  Глаза широко раскрыты.

Кот Васька. А можете изобразить меня, когда я вытащил рыбку.

Пантомимический этюд «Удивление»

Дети изображают кота: глаза широко раскрыты, брови подняты вверх, широко открыт рот.

В. Молодцы, хорошо получилось. Давайте дальше.

  Пробегала лисичка-сестричка: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам, дай маленьким» Отдал Васька рыбу Сидит дальше, ловит рыбу .

  Пуще прежнего замутилась речка, зашипела .  Васька тянет-потянет удочку да и выдернет рыбу Не рыба, а рыбища, не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища Замурлыкал Васька: «Мур-мур!»

  Проходила корова: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам,  маленьким» Отдал Васька рыбу .

  Как вы думаете, лисичка с коровой очень хотели, чтобы Васька отдал им рыбу?

Д. Да, очень хотели.

В. Значит, они не просто просили, а как?

Д. Высказывания детей.

В. Да, они просили ласково, нежно уговаривали.

Кот Васька. У кого нежнее и тоньше голос: у маленькой лисички или у большой коровы?

Д. Высказывания детей.

В. Правильно, у лисички-сестрички. Значит, она просила Ваську не громко, а как?

Д. Тихо.

В. Попробуйте попросить Ваську, как лисичка и корова.

Кот Васька. Молодцы ребята, у вас здорово получается! А теперь давайте немножко подвигаемся.

Проводится физкультминутка «Как живешь?»

- Как живешь?             Вот так!

- А плывешь?               Вот так!

- А бежишь?                 Вот так!

- Вдаль глядишь?        Вот так!

- Машешь вслед?         Вот так!

- Дома спишь?              Вот так!

- А шалишь?                 Вот так!

(дети сопровождают слова движениями).

Кот Васька. А что же было дальше?

В. Слушай Васька дальше. Вернулся домой .   А если вы внимательно . послушаете музыку, то вспомните, что делал Васька в сказке.

Дети слушают отрывок из Concerto № 2 И.С. Баха.

В. Какое настроение передает музыка: грустное, веселое? Она быстрая или медленная?

 Д. Высказывания детей.

В. Что можно под нее делать: весело играть на полянке или плакать?

Д. Плакать.

В. А дальше прибежала лисичка-сестричка и давай кота угощать: « Возьми, котик, грибочки, возьми ягодки. Спасибо за рыбу. Спасибо за большую.»

  Пришла корова и давай кота угощать: «Возьми, котик, молочкавозьми сметанки. Спасибо за рыбу, спасибо за большую» . Ребята а скажите мне ,  шустрая лисичка бежит не тяжело, а как?

Д. Легко.                                                                                      

В. Не медленно, а как?

Д. Быстро.

В. А большая корова идет не быстро, а как?

Д. Медленно.

В. Не легко, а тяжело. Положите свои руки на стол и постучите пальчиками легко и быстро, когда бежит шустрая лисичка; а затем медленно и тяжело, как  идет большая корова.

Упражнение па ритмизацию «Движения героев сказки»

Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют движения героев: легкие и быстрые движения пальцев — бежит шустрая лисичка, медленное и тяжелое постукивание — идет большая корона.

Кот Васька. А чем же все закончилось?

В. Стал Васька жить не тужить, с лисичкой и коровой дружить.

   А теперь давайте немножко расслабимся, встанем в круг и покажем, как шумела речка и как она успокоилась.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мыши

  Дети встают в круг, под Overture Zu «Euryanthe» КМ. фон Вебе-pa, напрягают мышцы рук, ног, резко присаживаются и встают, озвучивают шипение, изображая, как речка волнуется. Когда звучит отрывок из Traumerei Р. Шумана, дети расслабляют мышцы, выполняя легкие и плавные движения руками.

В. Ну что Васька , понравилось тебе у нас в гостях?

Кот Васька. Очень. Я к вам еще приду. А сейчас мне пора уходить. До свидания ребята.

В. До свидания.  А наше занятие тоже подошло к концу. Вы все сегодня были молодцы.

Конспект

Открытого занятия во второй младшей группе с элементами сказкотерапии.

Воспитатель: Макрушина Ж.А.

Тема: «По сказочным тропинкам»

Цель: создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей посредством театрализованной деятельности с элементами сказкотерапии.

Задачи:

Обучающая: формировать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок. Закреплять в памяти детей знакомые сказки, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.

Развивающая: развивать мышление, память, воображение.

Воспитательная: воспитывать чувства сопереживания и взаимопомощи к окружающим людям, интерес и любовь к сказкам.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Оборудование: волшебный клубочек, волшебный мешочек, мольберт, деревянные фигурки героев сказок на магнитах, маски-шапочки для детей, музыкальное сопровождение, интерактивный экран, музыкально-дидактические игры «Колобок» и «Теремок», яблоки.

Ход занятия

1.Дети заходят в музыкальный зал под музыку. (встают полукругом)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся

-Здравствуйте, ладошки (хлоп, хлоп, хлоп)

-Здравствуйте, ножки (топ, топ, топ)

-Здравствуйте, щечки (плюх, плюх, плюх)

-Здравствуйте губки (чмок, чмок, чмок)

-Здравствуйте, зубки (щелк, щелк, щелк)

-Здравствуй, мой носик (бип, бип, бип)

Здравствуйте, гости, здравствуйте!

2. Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? Предлагаю вам отправиться в путешествие к русским народным сказкам. Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

-В круг скорее становись

Крепко за руки держись

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

(Звучит музыка, открывается дверь и появляется волшебный клубок)

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.

(Воспитатель под музыку бросает волшебный клубок.  Клубок катится к мольберту, на котором находятся герои сказки «Колобок»).

Воспитатель: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте загадку:

-В сказочке живет, из муки он был печен

На сметане был мешен

На окошке он студился, по дорожке он катился

Что за сказка?

-Молодцы, сказку узнали. А давайте с вами вспомним с какими героями встретился колобок , когда убежал от бабушки и дедушки. (музыкально-дидактическая игра «Колобок»).

- А какую песенку он при этом пел, вспомним? ( «Песня колобка)

-Молодцы, ребята! Давайте расставим героев этой сказки по порядку, начиная с первого, кто встретился колобку по дороге (дети на мольберте расставляют героев).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Ребята, а что же произошло с колобком? А почему так печально закончилась сказка? А разве можно убегать от бабушки, дедушки, мамы, папы? Почему? Покажите, как мамы будут плакать, если вы потеряетесь (дети изображают мимикой ). Не будем убегать? Будем послушными детьми?

- А теперь давайте немного отдохнем, повторяйте за мной (пальчиковая гимнастика):

1. Жили-были дед, да баба на поляне у реки (стучим кулачок о кулачок)

2.И любили очень, очень на сметане колобки (сжимаем, разжимаем кулачки)

3. Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила (встряхиваем кисти рук)

4. Ну а бабушкина внучка колобок катала в ручках (трем ладошки)

5.Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий (поочередно гладим руки)

6. Очень круглый (очерчиваем круг руками), очень вкусный (гладим по животику)

Даже есть его мне грустно (делаем грустное выражение лица)

3.Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь можем двигаться дальше (воспитатель бросает волшебный клубок, дети идут за клубочком, который приводит их к экрану). Муз-дидактическая игра «Теремок»

- Молодцы, ребята, теперь можем отправиться дальше (бросаем клубок, клубок приводит к мешочку)

4.Воспитатель: Ребята, смотрите, куда привел нас волшебный клубок? Что это у нас тут? (дети подходят к мешочку, на котором лежит записка «Я –волшебный мешок, я, ребята, вам дружок», воспитатель открывает мешок, достает из него шапочки сказочных персонажей)

- В нашем волшебном мешочке есть шапочки зверят. Наряжайтесь , превращайтесь, выходите, хвастайтесь. Давайте посмотрим, в кого вы превратились? В кого превратилась Вера, Андрей? (дети интонацией и движениями изображают зверей). Из какой вы сказки? («Теремок»).  А чему нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей).

5.Заключительный этап.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие заканчивается. Волшебный клубочек, наверное, сильно устал и хочет вернуться в сказочную страну. А нам пора возвращаться обратно.

-В круг скорее становитесь, крепко за руки держитесь

1,2,3,4,5 в садик мы пришли опять.

-Ну вот мы и вернулись. Вы, ребята, молодцы! Вы, ребята, удальцы! И поэтому волшебный мешочек передал вам вкусный и полезный подарок (воспитатель раздает детям из мешочка яблоки)

-Понравилось вам наше сказочное путешествие? С какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? Еще будем путешествовать? А в гости к какой сказке вы хотели бы отправиться в следующий раз? (ответы детей). Мы обязательно побываем во всем интересных вам сказках, а сейчас мы отправимся в группу кушать вкусные и полезные яблоки. А перед тем, как их съесть, что нужно сделать? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: "Путешествие в сказку"

Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему "Хохлома" для старшей подготовительной группы....

Конспект открытого занятия в средней группе сказкотерапия как средство развития речи. Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект открытого занятия  в средней группе по сказкотерапии развитие речиТема: «Путешествие по сказкам»...

Конспект комплексного занятия в старшей группе по «Развитию речи» Тема «Путешествие по сказкам»

Программное содержание:  учить придумывать необычный конец знакомой сказки; передавать выразительно диалог сказочных персонажей, их характеры. Формировать художественно-речевые, исполнительские с...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Тема: «Путешествие к новогодней елочке».

Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие к сказкам А.С.Пушкина». для детей средней группы.

Занятие для детей среднего возраста. Закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи Тема: «Путешествие по сказке Колобок»

Тема занятия: «Путешествие по сказке Колобок»Цель: развитие связной речи детей. Создать условия для вовлечения детей в мир сказки «Колобок», вызвать желание помочь ск...