СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!
статья по развитию речи (старшая группа)

СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinkveyn.doc191 КБ

Предварительный просмотр:


СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!

          Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет
активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием не рифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

         Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века.

Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.           Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

Что пишется в каждой строке?
🎾Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
🎾Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
🎾Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий,
описывающих действия предмета.
🎾Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
🎾Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

🌱I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами - понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение.
Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и
распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является
синонимом).

🌱II этап – основной (январь – май первого года обучения).
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

🌱III этап практический (до конца второго года обучения).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления
дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

Пример, составленного ребенком синквейна об осени:

«Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица! »

Синквейн о белке: «Белка. Рыжая, быстрая. Прыгает, скачет, бегает. Мне нравится ловкая белка. Дикое животное».

Синквейн об апельсине: «Апельсин. Круглый, оранжевый. Висит, растет, зреет. Апельсин очень вкусный. Фрукт».

Синквейн о дожде: «Дождь. Мокрый, холодный. Капает, стучит, льется. Я не люблю дождь. Вода».

Синквейн о семье: «Семья. Дружная, веселая. Любит,
помогает, гордится. Вся семья вместе-и душа на месте. Мой дом».

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников"

Синквейн - один из  инновационных подходов к развитию речи дошкольников. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является...

Презентация Инновационные подходы к развитию речи дошкольников

Представление различных техник  для развития речи детей....

Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»

Семинар проходит по сценарию деловой игры. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями для развития речи: мнемотаблицы, пальчиковые игры в воде, синквейн и др....

Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников! Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успеш...

Семинар "Инновационные подходы к развитию речи дошкольников"

Семинар для воспитателей  "Инновационные подходы к развитию речи дошкольников"...

Консультация-практикум "СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!"

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение актив...