Семинар "Инновационные подходы к развитию речи дошкольников"
консультация
Семинар для воспитателей "Инновационные подходы к развитию речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_innovatsionnye_podhody_k_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx | 43.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кыренский детский сад «Солнышко»
Семинар-практикум «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»
Тема: Деловая игра «Полёт на самолёте»
Составила: Галсанова Э.С. воспитатель
(
с. Кырен
2018 г.
Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.
Задачи: познакомить педагогов с такими технологиями, как пальчиковые игры в воде и синквейн; расширить знания воспитателей и специалистов о логоритмике и моделировании для развития речи детей. Повысить уровень профессиональных знаний о развитие речи дошкольника.
Ход семинара
Методический кабинет оформлен в виде салона самолёта.
Педагоги входят в методический кабинет и при входе от «стюардесс» получают билеты на самолёт, на которых написано имя любого из присутствующих педагогов. Рассаживаются на стулья, которые расставлены в виде кресел в салоне самолёта.
1 стюардесса: Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта.
2 стюардесса: На борту самолёта вас приветствуют два пилота: Марина Кузьминична - первый пилот и Жаргалма Зориктуевна – 2 пилот, под руководством которых, и будет проходить наш полёт.
Звучит фонограмма о начале полёта.
1 стюардесса: А начать наш полёт мы хотим с подарков, которые вы сейчас подарите друг другу.
Упражнение для педагогов «Подарок»
- Сейчас вы будете дарить подарки друг другу. Начиная с любого, по очереди средствами пантомимы педагог дарит какой-то предмет тому, чьё имя написано на билете (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) Отгадывает и получает подарок только тот, кому он адресован, другие не помогают.
2 стюардесса: А мы в свою очередь тоже хотим вам подарить подарок. (Изображают пантомимой хорошее настроение)
1 стюардесса: И с таким хорошим настроением мы желаем вам провести наш полёт.
2 стюардесса: А как вы думаете? Куда мы летим? (Ответы)
Мы с вами летим в страну компетенции. А что такое компетенция?(ответы)
«Компетенция есть нечто большее, чем просто знания и умения. Она включает способность отвечать на сложные запросы, путем привлечения и мобилизации психологических ресурсов (включая умения и установки) в конкретном контексте»
1 стюардесса: А расширить наши с вами познания мы хотим в области развития речи, и осветить такой вопрос как инновационные технологии в обучении развитию речи.
2 стюардесса: Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. И на примере нашей игры вы все в этом убедились. Трудно общаться друг с другом одними жестами.
1 стюардесса: В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Поэтому, темой нашего семинара-практикума будет: «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников». Сегодня мы познакомимся с интересными, для кого-то знакомыми, а для кого-то и нет, инновационными технологиями:
2стюардесса: Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Все эти технологии способствуют развитию речи дошкольников.
1стюардесса: Технологии развития речи бывают традиционные и нетрадиционные. Давайте вспомним, какие есть традиционные технологии (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание).
В отличие от традиционных технологий инновационные - формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.
Звучит объявление стюардессы о входе самолёта в зону тумана.
2стюардесса: Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни. Наш самолёт входит в зону тумана.
Игровое упражнение для педагогов «Туман»
1стюардесса: Чтобы наш самолёт благополучно покинул зону тумана вам нужно немного поработать. Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
2стюардесса: Мы будем называть пословицы разных стран, а вы должны назвать аналогичную, но русскую пословицу.
Сын леопарда - тоже леопард (Африка) - (Яблоко от яблони недалеко падает)
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - (Шила в мешке не утаишь)
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - (В тихом омуте черти водятся)
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - (Слова - серебро, а молчание – золото)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - (Язык до Киева доведет)
Звучит объявление стюардессы о выходе самолёта из зоны тумана.
1стюардесса: Уважаемые пассажиры, наш самолёт благополучно миновал зону тумана.
2стюардесса: Итак, наш полёт продолжается.
Руки - какой совершенный инструмент дала нам природа! Если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Происходит то, что писал А. М. Горький: « рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
1стюардесса:
Вы наверно догадались, что дальше речь пойдёт о пальчиковой гимнастике, но не о традиционной, которую вы все проводите, а о пальчиковой гимнастике в воде. Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличная пальчиковая гимнастика в воде.
2стюардесса: «Пальчиковые игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, сила, хорошая подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
1стюардесса: Мы вам предлагаем самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру в воде. Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере вы должны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы вы показывали её детям.
Показ педагогами пальчиковой игры в воде:
Игра «Медуза»
Исходное положение – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в исходное положение.
Прозрачная медуза так красива,
Но только обжигает больнее, чем крапива.
Игра «Рыбка»
Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
2стюардесса: Замечательно наш полёт продолжается.
Существует ещё одна интересная комплексная методика, включающей в себя речь, музыку и движение, называется эта методика…
-Может кто-то подскажет? Правильно логоритмика.
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
1стюардесса: Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Сейчас мы с вами проведём логопедическую гимнастику, которую мы проводим со своими детками. Её можно проводить и сидя на стульчиках и стоя на ногах.
Логопедическая гимнастика с педагогами под музыку.
«Сидим с шофёром рядом..»
«К нам идёт бычок..»
2стюардесса: К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как вы думаете, о какой технологии пойдёт речь дальше?
-Эта технология называется моделированием или мнемотехникой. Об этой технологии знают все, но применяют её единицы.
1стюардесса: Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
2стюардесса:
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
1стюардесса: Мы вам тоже хотим предложить составить мнемотаблицу по стихотворению, а педагоги, сидящие на другом ряду попробуют прочитать это стихотворение по составленной мнемотаблице.
Составление педагогами мнемотаблиц по заданному стихотворению.
На дворе | звенит | капель, |
по полям | бежит | ручей, |
на дорогах | лужи. | Скоро выйдут |
муравьи | после | зимней стужи. |
Пробирается | медведь | сквозь |
лесной | валежник. | Стали птицы |
песни | петь, | И зацвёл подснежник. |
2стюардесса: С заданием все справились. Наш полёт продолжается. Ещё одна технология, которую применяют для развития речи называется «Синквейн»
Может кто-то знает эту технологию?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер.
1стюардесса: Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
2стюардесса:
Правила составления синквейна:
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
1стюардесса:
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
- Семья
- Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
- Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
- Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
- Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
2стюардесса: Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!
«Итог семинара»– Составление синквейна
1стюардесса: Составьте свой синквейн о нашем семинаре
Речь
Чистая, правильная.
Учим, повторяем, закрепляем.
Мы многое узнали о развитии речи.
Понравилось!
2стюардесса:
А закончить наш полёт нам бы хотелось Притчей.
Жила-была в лесу Сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться. А еще Сова очень гордилась своим умом и дорожила своим временем, поэтому говорила она редко, мало и только по делу, а если её просили что-нибудь посоветовать, то советы её всегда были краткие. Как-то раз к Сове пришло столько зверей за советами, что к ней выстроилась целая очередь. Последним в очереди стоял Ёжик. Он, послушав ответы Совы, решил, что Сова и вправду очень мудрая, а потому стал думать, о чем бы ее таком интересном спросить.
— Здравствуй, Сова, — сказал Ёжик.
Но Сова ничего не ответила ему и даже не посмотрела в его сторону. Ведь Сова была очень гордой и очень дорожила своим временем.
А Ёжик продолжил говорить.
— Вот ты, Сова, даешь всем советы, а какой самый главный совет ты бы дала сама себе?
Сова задумалась. Она думала минуту, другую, третью...
Она думала так долго, что у Ёжика даже голова устала смотреть вверх, на Сову, и он опустил ее.
Спустя какое-то время Сова взглянула на Ёжика и улыбнулась ему, чего раньше она никогда не делала.
— Я бы посоветовала сама себе каждый день делать как можно больше хорошего и доброго, — сказала она Ёжику.
Говорят, что с тех пор Сова стала мягче и добрее, а еще она стала дружелюбнее относиться к тем, кто спрашивал у нее советы.
Я желаю вам, чтобы вы были такими же мудрыми как сова, каждый день делали как можно больше хорошего и доброго, и к вам за советом всегда шли люди.
Звучит фонограмма об окончании полёта.
1стюардесса:
Наш полёт подошёл к концу, надеемся ваша компетенция сегодня пополнилась новыми знаниями, которые вы будете применять в своей работе с детьми по развитию речи.
1стюардесса:
На прощание мы хотим раздать вам Правила для смелых и упорных педагогов
Правила для смелых и упорных педагогов
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Спасибо всем за участие в семинаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация "Современные подходы к развитию речи дошкольников"
Речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Речь является средством и способом реализации всех сфер жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста в...
Индивидуальный маршрут профессионального развития воспитателя МБДОУ «ЦРР-детский сал №14 «Родничок» Воспитатель: Лобанова Марина Анатольевна Методическая тема: "Инновационные подходы в развитии речи дошкольников"
В данном материале содержится индивидуальный план самообразования воспитателя на пять лет работы с 2014-2019год....
Статья Современные подходы к развитию речи дошкольников
Статья о развитии речи дошкольников в сборник АНО ДПО "Институт повышения квалификации"...
Мастер-класс для родителей "Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников"
Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является...
Презентация Инновационные подходы к развитию речи дошкольников
Представление различных техник для развития речи детей....
Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»
Семинар проходит по сценарию деловой игры. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями для развития речи: мнемотаблицы, пальчиковые игры в воде, синквейн и др....