Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»
материал по развитию речи

Третьякова Наталья Владимировна

Семинар проходит по сценарию деловой игры. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями для развития речи: мнемотаблицы, пальчиковые игры в воде, синквейн и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с 151 г. Тюмени

   

Семинар-практикум «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»

Форма проведения:  деловая игра «Полёт на самолёте»

Провели: воспитатели

                        Третьякова Н. В., и Шолохова О. А.

Тюмень 2020

Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.

Задачи: познакомить педагогов с такими технологиями, как пальчиковые игры в воде и синквейн; расширить знания воспитателей и специалистов о логоритмике и моделировании для развития речи детей. Повысить уровень профессиональных знаний о развитие речи дошкольника.

                                                     Ход семинара

  Музыкальный зал оформлен в виде салона самолёта.

  Педагоги входят в методический кабинет и при входе от «стюардесс»  получают билеты на самолёт, на которых написано имя любого из присутствующих педагогов. Рассаживаются на стулья, которые расставлены в виде кресел в салоне самолёта.

Наташа: Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта.

Оксана: На борту самолёта вас приветствуют два пилота: Наталья Владимировна - первый пилот и Оксана Анатольевна – 2 пилот, под руководством которых, и будет проходить наш полёт.

Звучит фонограмма о начале полёта.

Наташа: А начать наш полёт мы хотим с подарков, которые вы сейчас подарите друг другу. 

Упражнение для педагогов "Подарок"

- Сейчас вы будете дарить подарки друг другу. Начиная с любого, по очереди средствами пантомимы педагог дарит  какой-то предмет тому, чьё имя написано на билете (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) Отгадывает и получает подарок только тот, кому он адресован, другие не помогают.

Оксана: А мы в свою очередь тоже хотим вам подарить подарок. (Изображают пантомимой хорошее настроение)

Наташа: И с таким хорошим настроением  мы желаем вам провести наш полёт.

Оксана: А как вы думаете? Куда мы летим? (Ответы)

Мы с вами летим в страну компетенции. А что такое компетенция?(ответы)

«Компетенция есть нечто большее, чем просто знания и умения. Она включает способность отвечать на сложные запросы, путем привлечения и мобилизации психологических ресурсов (включая умения и установки) в конкретном контексте»

Наташа: А расширить наши с вами познания мы хотим в области развития речи, и осветить такой вопрос как инновационные технологии в обучении развитию речи.

      В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования  системы дошкольного образования.
Поэтому, темой нашего семинара-практикума будет
: «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников». Сегодня мы познакомимся с интересными,  для кого-то знакомыми, а для кого-то и нет, инновационными технологиями.

Оксана:   Технологии развития речи бывают традиционные и нетрадиционные. Давайте вспомним, какие есть традиционные технологии (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание).

В отличие от традиционных технологий инновационные -  формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.

Звучит объявление стюардессы о входе самолёта в зону тумана.

Наташа:  Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни. Наш самолёт входит в зону тумана.

Игровое упражнение для педагогов «Туман»

 Чтобы наш самолёт благополучно покинул зону тумана вам нужно немного поработать. Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

 Мы будем называть пословицы разных стран, а вы должны назвать аналогичную,  но русскую пословицу.

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) -  (Яблоко от яблони недалеко падает)

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) -  (Шила в мешке не утаишь)

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) -  (В тихом омуте черти водятся)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) -  (Слова - серебро, а молчание – золото)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) -  (Язык до Киева доведет)

Звучит объявление стюардессы о выходе самолёта из зоны тумана.

Оксана: уважаемые пассажиры, мы преодолели зону турбулентности. Летим дальше.

Руки - какой совершенный инструмент дала нам природа! Если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Происходит то, что писал А. М. Горький: « рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. 

Вы наверно догадались, что дальше речь пойдёт о пальчиковой гимнастике, но не о традиционной, которую вы все проводите, а о пальчиковой гимнастике в воде. Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличная пальчиковая гимнастика в воде.

 «Пальчиковые игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, сила, хорошая подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 

Мы вам предлагаем самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру в воде. Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере вы должны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы вы показывали её детям.

Показ педагогами пальчиковой игры в воде:

Игра «Медуза»

Исходное положение – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в исходное положение.

Прозрачная медуза так красива,

Но только обжигает больнее, чем крапива.

Игра «Рыбка»

Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Наташа:  Замечательно наш полёт продолжается. 

Существует ещё одна интересная комплексная  методика, включающей в себя речь, музыку и движение, называется эта методика…

-Может кто-то подскажет? Правильно логоритмика.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла.

(Показывает Ольга АЛ.)

Оксана:  К . Д. Ушинский писал:
     «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как вы думаете, о какой технологии пойдёт речь дальше?

-Эта технология называется моделированием или мнемотехникой. Об этой технологии знают все, но применяют её единицы.

(Рассказывает Надия Раисовна)

Наташа: С заданием все справились. Наш полёт продолжается. Ещё одна технология, которую применяют для развития речи называется «Синквейн»

(Наталья Владимировна)

Может кто-то знает эту технологию?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

«Итог семинара»– Составление синквейна

 Составьте свой синквейн о нашем семинаре

Речь

Чистая, правильная.

Учим, повторяем, закрепляем.

Мы многое узнали о развитии речи.

Понравилось!

Оксана:

 А закончить наш полёт нам  бы хотелось Притчей.

Жила-была в лесу Сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться. А еще Сова очень гордилась своим умом и дорожила своим временем, поэтому говорила она редко, мало и только по делу, а если её просили что-нибудь посоветовать, то советы её всегда были краткие. Как-то раз к Сове пришло столько зверей за советами, что к ней выстроилась целая очередь. Последним в очереди стоял Ёжик. Он, послушав ответы Совы, решил, что Сова и вправду очень мудрая, а потому стал думать, о чем бы ее таком интересном спросить.

— Здравствуй, Сова, — сказал Ёжик. 
Но Сова ничего не ответила ему и даже не посмотрела в его сторону. Ведь Сова была очень гордой и очень дорожила своим временем.

А Ёжик продолжил говорить.
— Вот ты, Сова, даешь всем советы, а какой самый главный совет ты бы дала сама себе?

Сова задумалась. Она думала минуту, другую, третью...

Она думала так долго, что у Ёжика даже голова устала смотреть вверх, на Сову, и он опустил ее.

Спустя какое-то время Сова взглянула на Ёжика и улыбнулась ему, чего раньше она никогда не делала.

— Я бы посоветовала сама себе каждый день делать как можно больше хорошего и доброго, — сказала она Ёжику.

Говорят, что с тех пор Сова стала мягче и добрее, а еще она стала дружелюбнее относиться к тем, кто спрашивал у нее советы.

Я желаю вам, чтобы вы были такими же мудрыми как сова, каждый день делали как можно больше хорошего и доброго,  и к вам за советом всегда шли люди.

Звучит фонограмма об окончании полёта.

Наташа:

Наш полёт подошёл к концу, надеемся ваша компетенция сегодня пополнилась новыми знаниями, которые вы будете применять в своей работе с детьми по развитию речи.

Оксана:

На прощание мы хотим раздать вам Правила для смелых и упорных педагогов

                                         Правила для смелых и упорных педагогов

*            Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

*           Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

*           Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

*          После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

*          Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

Семинар-практикум для родителей «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи...