Технология ТРИЗ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа)
Исследования современных психологов и педагогов свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей, мотивов поведения . Как выяснилось на практике, наработанные годами методы и приемы технической ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) могут также с успехом использоваться в работе по развитию творчества детей дошкольного возраста. Теория решения изобретательских задач также с успехом применяется не только для развития изобретательской смекалки, творческого воображения дошкольников, но и как инструмент стимулирования их диалектического мышления. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. ТРИЗ призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в учебной и игровой работе с детьми помогает научить их анализировать все происходящие события, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временном промежутке. Использование ТРИЗ в педагогическом процессе детского сада позволяет научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий, а воспитателям дает в руки инструмент по конкретному практическому развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира и решать свои собственные проблемы, а также с помощью творческого подхода развивать речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_triz.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология ТРИЗ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Исследования современных психологов и педагогов свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей, мотивов поведения . Как выяснилось на практике, наработанные годами методы и приемы технической ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) могут также с успехом использоваться в работе по развитию творчества детей дошкольного возраста. Теория решения изобретательских задач также с успехом применяется не только для развития изобретательской смекалки, творческого воображения дошкольников, но и как инструмент стимулирования их диалектического мышления. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. ТРИЗ призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в учебной и игровой работе с детьми помогает научить их анализировать все происходящие события, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временном промежутке. Использование ТРИЗ в педагогическом процессе детского сада позволяет научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий, а воспитателям дает в руки инструмент по конкретному практическому развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира и решать свои собственные проблемы.
На сегодняшний день – образная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
- Речь односложная. Неспособность грамматически правильно построить предложение;
- Бедность речи. Недостаточность словарного запаса;
- Употребление нелитературных слов и выражений;
- Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;
- Неспособность построить грамотно монолог: например, сюжетные и описательные рассказы на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов;
- Не до конца сформированы навыки культуры речи в соответствии с возрастом: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.
Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.
Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
ТРИЗ – технология, которую как универсальный инструмент можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, игровой и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка дошкольника. Создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решений, решения одного ребенка активизируют мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольника нестандартному мышлению.
ТРИЗ призвана решать следующие задачи:
- Развивать способность грамотно строить предложения;
- Расширять словарный запас;
- Прививать речевую культуру;
- Продолжать учить грамотно и доступно формулировать вопрос, строить развернутый ответ; давать логическое обоснование своим утверждениям и выводам;
- Формировать представления о правилах построение монолога; побуждать свободно выступать публично;
- Воспитывать стремление к эмоциональности и выразительности в чтение стихов; способность саморегуляции темпа и громкости речи.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
ТРИЗ – это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Методы ТРИЗ
Метод мозгового штурма.
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Техника имеет определенные, четко обозначенные этапы:
- Постановка задачи.
- Выдвижение идей.
- Обсуждение идей.
- Принятие решения.
Метод мозгового штурма:
Оперативен;
Надёжен;
Позволяет выявить максимум идей за короткое время;
Позволяет выдвигать идеи без боязни быть осужденными, без критики;
Даёт развитие, модификацию своих и чужих идей;
Сплачивает коллектив.
Пример: берем стеклянную колбу, за 5 минут, нужно придумать как можно больше способов использования этого предмета.
Варианты: сердцевина цветка, туловище бабочки или жука, «лампочка» для рыбы-удильщика, домик рака и бутылка с письмом в песке, ваза, голова человечка, мыльный пузырь и т.д.
Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот “кто-то” должен быть “хорошим человеком”. “Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. “
Примерные вопросы для мозгового штурма:
– Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
– Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
– Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
– Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
– Как не ссориться с мамой?
– Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?
– Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?
– Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
– Чем можно рисовать на асфальте?
– Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?
– Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)
– Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
– Как сделать разноцветную льдинку?
– Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
– Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
– Как можно поприветствовать человека?
– Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
– Куда в комнате можно спрятать куклу?
Метод «Системный оператор».
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе,каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.
Игра «Что в чем?»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: – Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
– листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
– Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
– экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
Игра «Чем мы похожи»
Цель: обучать сравнениям разнообразных систем.
Ход: Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства.
Например:
- пчелка
- бутылка с молоком
- ножницы
- собачка
Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.
Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко …
Дети находят сходства:
по запаху;
цвету;
вкусу;
ощущению на ощупь;
по сходным частям;
размеру;
функции;
среде обитания (месту применения);
по наличию прошлого и будущего;
природное или рукотворное.
Алгоритм системного мышления
Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.
- Выбор объекта и определение его функции или свойства.
- Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
- Выявление составляющих объекта.
- Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выснение основного места обитания или функционирования.
- Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам
Метод морфологического анализа
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Суть метода – с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.
Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности. Применяется при исследовании проблемных ситуаций и выборе направлений решений.
Морфологический анализ может быть использован для создания условий, облегчающих поиск новых идей и решений при формирования портфеля ценных бумаг. С помощью комбинаторики можно получить все теоретически возможные варианты исполнения.
Цель – создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.
Суть метода – с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.
Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:
- Точно сформулировать проблему.
- Определить важнейшие элементы объекта.
- Определить варианты исполнения элементов.
- Занести их в таблицу.
- Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
- Выбрать оптимальный вариант.
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.
Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их
Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто – добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие – мешать и т.д.
Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного, где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.
Этим же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:
– Где наш герой будет жить?
– Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?
– Кто будут его друзья, а кто враги?
– Что интересного с ним произойдёт?
– Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?
– Чем закончится сказка?
С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка».
Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Пример.
“…В третий раз закинул он невод –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою,
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
– Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь” .
Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального.
Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая.
Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально – в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно.
Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на неким судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море.
Имеем: старик действительно поймал золотую рыбку.
Говорит рыбка человечьим голосом… Говорят ли рыбы? Говорят – это реально. Но нереально, что человечьим голосом.
Как можно сделать, чтобы человек слышал и понимал “речь” рыбы? Необходим дешифратор и т.д.
Может возникнуть возражение: но ведь у деда не было дешифратора. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.
Метод ММЧ
(моделирования маленькими человечками).
моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.
Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие.
Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду
Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.
С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.
С детьми можно строить различные модели из заранее заготовленных карточек с изображенными на них наиболее часто встречающимися человечками, разными по характеру и свойствам (водные человечки, деревянные, воздушные, каменные и т.д.). Но есть определенные правила, которым нужно следовать: так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством – держать форму, то они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла (на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз); – человечки молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки- капельки – они принимают форму того сосуда, в который их наливают, эти человечки не держаться за руки, руки у них на поясе, но стоят они рядом и двигаются вместе в одном направлении; – воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, запах и т.д.)
Технологическая цепочка.
- В повседневной жизни детей обращать внимание на физические пытливой явления, происходящие в природе. Вместе с детьми педагог выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Ознакомление с неживой природой через анализаторы.
- Предложить детям модели твердого, жидкого и газообразного вещества. Дети учатся обозначать камень, воду, пар, дым с помощью нескольких маленьких человечков.
- Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в стакане, чашка на блюдце и т.д.
- Рассматривание объектов и явлений не только в статике, но и в движении: льющаяся вода из крана, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.
- После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию. Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-».
Таким образом отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков. Чтобы показать соединение, используют знак «+», знак « – » используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой – либо элемент. Можно составить схемы с несколькими знаками.
- По мере усвоения алгоритмов описания простых процессов и явлений рекомендуется знакомить с цепочками превращения вещества. 7. Рекомендуется переводить детей на уровень самостоятельного исследования и описания процессов и явлений, а так же выдвижения гипотез и проверки их опытническим путем.
- Организуется продуктивная деятельность. Использование метода моделирования маленькими человечками успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. В играх и упражнениях с Маленькими Человечками: «Что может быть», «Разные человечки», «Ходим в гости», «Домино» развиваются воображение и фантазия, речь, следовательно, создается почва для формирования инициативной, творческой личности.
Метод моделирования маленькими человечками можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию: ознакомление с природными явлениями. Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет дождь, снег, кружит метель, пасмурно. Модельные схемы маленькими человечками применяются при заучивании стихотворений о неживой природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова (Показ модель кодировки стихотворения «Белый снег пушистый» и. Сурикова). При помощи модельных схем дети могут составлять метафоры по неживой природе, опираясь на опорную схему (показ модели метафора и рассказываю на примере составлении метафоры о радуге, изморозь) Таким образом, моделирование маленькими человечками помогает глубже усвоить логическую сущность природоведческих понятий, позволяет объяснить причины сложных природных явлений, помогает в установлении связей между живой и неживой природой.
- Объяснение метода для детей.
– Представьте себе, будто всё вокруг нас состоит из очень маленьких человечков. Эти человечки в разных веществах ведут себя по-разному.
(Несколько детей выстраиваются в шеренгу, крепко держась за руки)
-Как вы думаете, какое это вещество – твёрдое или жидкое?….
– Действительно, в твердых веществах человечков очень много, они всегда крепко («твёрдо») держатся за руки и стоят близко друг к другу. Какой предмет так можно было изобразить?…
-В жидкостях человечки за руки не держатся, (руки можно опустить или держать на поясе). Жидкие человечки стоят свободнее, они могут медленно передвигаться и между ними могут «пройти» другие человечки. Что так можно изобразить?…
-В газах расстояние между человечками самое большое. Человечки газа – ужасные непоседы, они постоянно убегают в разные стороны.
-Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах. Как вы думаете, почему?
- Инсценирование физических явлений.
Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделируют сами дети. Они показывают нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов.
Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?» и т.д.
С помощью данного метода можно объяснить круговорот воды в природе, процесс таяние снега и др. процессы.
– Давайте поиграем в театр маленьких человечков.
«Чайник».
Одна группа детей становится в круг , держась за руки, и изображает чайник.
В него «наливается» вода: в круг заходит другая группа детей, которые стоят или ходят на месте. Один ученик изображает огонь, чайник начинает нагреваться. Человечкам воды станговиться жарко, они начитают ходить и бегать в разные стороны, но нагревание продолжается, поэтому они «убегают» через носик чайника (так появляется пар).
Можно проинсценировать, что произойдёт, если забыли выключить чайник (вся вода превратится в пар, твёрдые человечки металла начинают плавиться, становиться жидкими).
«Воздушный шарик»
Одна группа детей становиться плотно в круг, держась за руки. Когда шарик надувают, «запускаются» газообразные человечки воздуха, которые бегают и расталкивают (раздвигают) стенки шарика: он увеличивается в размере. Если продолжать надувать, шарик может лопнуть.
«Сосулька»
Один ученик изображает крышу, на которой висит сосулька (несколько детей становятся в шеренгу, держась за руки). Пригревает солнышко, и сосулька начинает таять: человечки по одному «отрываются» («капают») – под сосулькой образуется лужа из жидких человечков.
Ночью, когда солнца нет, человечкам становиться холодно, они жмутся друг к другу, берутся за руки – «лужа замерзает».
3.Отгадывание загадок.
При помощи карточек-символов человечков составлены различные ситуации, нужно объяснить, что это может быть.
ТТТТТТ
ТжжжТ
ТжжжТ
ТжжжТ
ТТТТТТ
Объяснение: внутри чего-то твёрдого что-то жидкое.
Варианты: бутылка с водой, яйцо, вид бассейна сверху и др.
ЖЖЖЖ
ЖтттЖ
ЖтттЖ
ЖтттЖ
ЖтттЖ
ЖЖЖЖ
Объяснение: внутри чего-то жидкого что-то твёрдое.
Варианты: остров в море, рыба в аквариуме и др.
ТТТ
ЖЖЖЖ
ТТТТТТТТ
Объяснение: что-то твёрдое в чём-то жидком, которое на чём –то твёрдом.
Варианты: крошка хлеба в молоке, разлитом на столе и др.
ТТТТТ
ТгггТ
ТгггТ
ТТТТТ
ЖЖЖЖЖ
Объяснение: твёрдое, внутри газообразное, находится в жидком.
Варианты: мяч в воде, шар в воде и др.
Метод каталога.
Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
наличие положительного и отрицательного героев;
зло, причинённое отрицательным героем;
борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки:
- Жил-был…
- И был он какой?.
- Умел делать что?.
- Делал он это, потому что…
- Но в это время жила-была…
- Она была…
- Однажды между ними случилось…
- Им помогла…
- Сделала она это, чтобы… и т.д.
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация,
наоборот.
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников.Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии«Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». – Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» – Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую,а с использованием конкретных приемов:
а) уменьшение – увеличение объекта. (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
Игра “увеличение – уменьшение”.
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить.
Варианты :
– Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
– Хотела бы увеличить выходные.
– Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
– Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
– Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра “Экологическое равновесие “.
Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней.
А если вдруг капусты стало много – увеличили количество.
Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут.
Вопрос: – Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д.
Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей.
Синектика
Синектика – это метод аналогий.
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
– представь, что ты ель, расскажи нам о себе (перенеси на неё свои качества личности, характер)
– изобрази будильник, который забыли выключить;
– покажи походку человека, которому жмут ботинки;
– изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
– представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет
спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом
Игра «Оживи предмет».
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
– В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
– О чем думает ваша обувь?
– О чем думает мебель?
Игра «Разными глазами»
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
Метод фокальных объектов.
Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
– Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
– Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
– Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
– Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
– Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
– Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
Пример: фантастическое животное: обезьянозаяц – умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.
Новая игрушка: говорящий мячик – прыгает и поет песенки.
Метод Робинзона.
Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.
Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?
«Фоторобот»
(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
Данетка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Данетки – это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.
У игры “Данетка” нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только “да” или “нет”. Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: – это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира,то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
Игра «Числовая да-нет ка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
1.Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (5, а вы должны отгадать его.
- Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да»или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
– Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети спрашивают:
– Это больше 3? Меньше3?
– Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
1.Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2.Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
– Это ближе (дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
Игра Что в сундучке?
Цель: развитие внимания, умение анализировать полученную информацию.
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Содержание. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Игра «Пум – пум – пум»
Педагог говорит:
– Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум – пум –пум» – так мы будем называть любой загадочный предмет. Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы. Например:
– Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
– Для чего «Пум – пум – пум» нужен?
– Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.
Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...
Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны и апробированы дидактические игры и упражнения по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы....
Картотека игр с элементами ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Сборник игр с элементами ТРИЗ....
Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...