Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_2_-_kopiya_-_kopiya.docx | 196.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи в старшей группе
Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- -короткие высказывания;
- речь состоит из фрагментов, логически не связанных между собой;
- непоследовательное изложение мысли;
- бедный словарный запас;
- содержат низкий уровень информативности.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективное средство развития связной речи и разработать систему знаний, умений и навыков способствующие развитию речи детей с помощью мнемотаблиц.
Образовательные задачи:
- формировать целостное восприятие окружающего мира;
- содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
- формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы; формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, пословиц, чистоговорок;
- формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Развивающие задачи:
- развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
- развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
- развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов;
- развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
Воспитательные задачи:
- привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц;
- способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Тип проекта: групповой
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021 учебный год)
Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный
Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов;
- рассматривание иллюстраций, зарисовок;
- составление схем, чертежей, набросков, зарисовок;
- развивающие игры и упражнения;
- работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Этапы реализации проекта:
1 этап Организационный этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей,
II этап. Подготовительный этап. Перспективное планирование проектной деятельности. Составление плана работы с родителями, план работы с детьми.
II1 этап. Основной этап. Реализация проекта.
Составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам, чистоговоркам и пословицам совместно с детьми и родителями группы.
Заучивание стихотворений, пословиц, чистоговорок с использованием мнемотаблиц.
Составление рассказов с опорой на мнемотаблицы. Мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта.
IV этап. Заключительный этап. Итоговое занятие по развитию речи. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;
- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц; появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;
- обогащение словарного запаса;
- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;
- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Перспективный план работы педагога по проекту на 2020-2021 учебный год
Формы работы | Сроки | Форма отчета | |
1 этап Организационный этап | |||
Разработка проекта 1. Выбор темы. 2. Выбор источников информации. 3. Поиск методов и приемов, работы с детьми. 4. Сбор информации, работа с методической литературой. 5. Использование Интернет - ресурсов в поисках дополнительной информации для разработки проекта | Сентябрь-октябрь 2020 г. | Список использованной литературы. | |
II этап. Подготовительный этап | |||
1. Планирование проектной деятельности на учебный год 2.Выбор цели и задач 3. Создание информационной среды по теме (подбор материала) 4. Проведение бесед, наблюдений | Перспективный план работы с детьми по данной теме | ||
Подготовка консультации для родителей по проекту | Сентябрь-ноябрь 2020 г. | Консультации | |
Создание картотеки мнемотаблиц | Октябрь - декабрь 2020 г. | Наличие картотеки с мнемотаблицами | |
Подбор материала к семинару для родителей «Что такое мнемотехника». | Октябрь –декабрь 2020 г. | ||
II1 этап. Основной этап. Реализация проекта | |||
1. Проведение занятий с использованием выбранного метода и перспективного планирования. 2. Папка-передвижка для родителей «Эти удивительные таблицы». 3. Викторина « Мнемозагадки». Пословицы с использованием мнемотаблиц». Чистоговоки с использованием мнемотаблиц 4. Дидактические игры по темам. | Сентябрь –май 2020-2021 год | Открытое занятие по развитию речи | |
5. Семинар – практикум для родителей «Что такое мнемотехника». Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста». | Февраль 2021 г. | Конспект мастер класс для родителей
| |
IV этап. Заключительный этап | Май 2021 г. | Презентация по теме проекта |
Перспективный план работы с детьми по проекту на 2020-2021 учебный год.
Формы работы | Сроки выполнения |
1. Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу. 2. Заучивание стихотворения «Мой мишка» (З.Александрова) с использованием мнемотаблицы. 3. Чистоговорки для дифференциации звука «С»«На подносе у Фроси ананас и абрикосы» | Сентябрь |
1.Заучивание стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла»(Тувим) 2. Составление рассказа на тему «Дикие животные» с использованием мнемотаблицы. 3. Разучивание пословицы с помощью мнемотаблицы«Семь раз отмерь, один раз отрежь. | Октябрь |
1.Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с использованием мнемотаблицы. 2.Составление рассказа на тему «Домашнее животное» с использованием мнемотаблицы. 3.Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Фрукты и овощи». | Ноябрь |
1.Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу 2.Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку» с использованием мнемотаблицы. 3. Разучивание пословицы с помощью мнемотаблицы «Любишь кататься, люби и саночки возить» | Декабрь |
1.Рассказывание по теме тему «Моя любимая игрушка» с опорой на мнемотаблицу; 3. Чистоговорки для дифференциации звука «Ш»«Шашки на столе, шишки на столе» | Январь |
1. Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу 2. Заучивание стихотворения «У меня есть папа»с использованием мнемотаблицы. 3. Разучивание загадок с помощью таблиц | Февраль |
1.Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу. 2. Заучивание стихотворения «Подарок маме» (З.Александрова) с использованием мнемотаблицы. 3. Чистоговорки для дифференциации звука «Ш»« Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет» | Март |
1. Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы 2. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу. 3. Пословица «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». | Апрель |
1. Дидактическая игра. Модели – картинки. Составление рассказа на тему «Весна, весна на улице». 2. Разучивание пословицы с помощью мнемотаблицы «Не имей сто рублей, а имей – сто друзей». 3. Чистоговорки для дифференциации звука «С»«Сидел воробей на сосне заснул и свалился во сне» | Май |
Перспективный план работы с родителями по проекту на 2020-2021 учебный год.
Формы работы | Сроки выполнения |
Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» | Октябрь |
Консультация « «Что такое мнемотехника и мнемотаблицы» | Ноябрь |
Консультация «Учим ребёнка пересказывать» | Декабрь |
Рекомендации «Как заниматься по таблицам. Алгоритм разучивания стихотворения». | Январь |
| Декабрь |
Консультация дл педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи детей» | Март |
Презентация проекта | Май |
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
В своей работе мы совместно с детьми создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности. Любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений.
Совместно с детьми мы составляли мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима», «Весна», «Лето».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать- строение рассказа, последовательность рассказа- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно разучивали новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием).
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используем приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
3. Применять приёмы мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
В ходе своей работы мы тесно взаимодействовали с родителями, нами был проведён мастер-класс на тему
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Во время которого мы познакомили родителей с понятием «мнемотехника» и рассказали, для чего и как мы её используем в совместной работе с детьми; рассказали об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложили родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дали рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод. Также нами были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме, все консультации выставлялись в приёмной.
В январе нами был проведён мастер-класс на педагогическом совете на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Во время которого мы познакомили своих коллег с данным приёмом. Предложили им поупражняться в составлении мнемотаблиц для заучивания стихотворений и использовать данный опыт в своей дальнейшей педагогической работе.
В перспективе мы планируем продолжать работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составлять мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовить презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.
Ожидаемые результаты:
- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;
- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;
- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;
- обогащение словарного запаса;
- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;
- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
Стихи для заучивания с детьми с помощью мнемотаблиц
Мой мишка (отрывок) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить. (З.Александрова) Сентябрь | Хозяйка однажды с базара пришла. Картошку, капусту, морковь и горох, Петрушку и свеклу, ох! Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь и горох Петрушка и свекла, ох! Ноябрь | Октябрь | Дед Мороз прислал нам елку... Дед Мороз прислал нам елку, Огоньки на ней зажег. И блестят на ней иголки, А на веточках - снежок! Декабрь |
Снеговик Давай, дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок. Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Январь | Синички Мерзнут лапки у синичек: Плохо им без рукавичек, Да и голодно в мороз… Я им семечек принес: - Посмотрите-ка сюда, Это – вкусная еда!.. На ладонь ко мне садятся, Греют лапки, не боятся. Б. Поляков Февраль | Космонавт В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Реки, горы и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. В. Степанов Апрель | Подарок маме Сорвала я в поле Цветик голубой, Принесу в подарок Маме дорогой. Я его на платье Маме приколю. Больше всех на свете Маму я люблю. Март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением...
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Проект по самообразованию в старшей группе на тему: «Нейрогимнастика - средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Проект самообразования по нейрогимнастики...