ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (старшая группа)
Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_statya.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Гольник Юлия Сергеевна,
воспитатель
МБДОУ «ЦРР – Д/сад №51», г.Бийск.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В последние годы проблема повышения речевой активности детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. Низкий ее уровень в ранний период развития особенно опасен, поскольку ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение.
Формирование речи на протяжении дошкольного возраста – не просто количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Речевое общение осуществляется между двумя или несколькими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Особой формой активности является речевая активность.
Сегодня проблема развития речевой активности детей стоит перед педагогами особо остро. Достаточно широко обсуждаются методы и приёмы, средства и условия для развития речевой активности детей. Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему.
Изучив современные механизмы повышения уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, ведь методы и приёмы технологии направлены на развитие речи дошкольников.
Среди педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером . Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошкольные учреждения эта технология пришла в 1987 году.
В дошкольном возрасте ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «творчество во всем». Целью использования этой технологий является развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремление к новизне. Она дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.
Применение элементов ТРИЗ технологий в практике снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, связная речь.
Все игры, упражнения и задания по технологии построены на использовании схем, моделей, каких- либо алгоритмов. Цель использования этой технологии развитие речи и творческого воображения. Элементы ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
С использованием ТРИЗ технологий в своей работе, я не даю детям конкретную информацию, а даю возможность добыть ее самим. Тем самым, преодолевая застенчивость в неправильности или неточности своих размышлений, дети не только проявляют свою самостоятельность, но и активно развивают речевой аппарат, активизируют словарный запас.
С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеки дидактических игр, комплексных занятий, бесед и наблюдений.
Результаты работы убеждают в правильности, выбранной технологии для совершенствования речевой активности детей. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск по данной теме продолжается.
Таким образом, хочется отметить, что использование методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами; формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности
Список литературы
- Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. –М.: КТК «Галактика», 2018. –138 с.: ил.
- Кашкаров А. П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. –М.: СОЛОН-Пресс, 2017. –124 с.: ил.
- Садыкова Г. Триз-педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ-занятий. –М.: КТК «Галактика», 2018. –70 с.: ил.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. –4-е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2016. –80 -с. (Растем умными(Технология ТРИЗ)
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методич. пособие. –М.: АРКТИ, 2016. –28 с.: ил. -(Растем умными(Технология ТРИЗ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...
МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...
Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны и апробированы дидактические игры и упражнения по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...