Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
картотека по развитию речи (младшая группа)

Альфия Ильгизеровна Пронина

Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны  и апробированы дидактические игры и упражнения  по технологии ТРИЗ. Использование дидактических игр по технологии ТРИЗ является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста. У детей повышается уровень понимания речи, активизируются средства общения, становится шире и богаче словарный запас, развиваются навыки связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северная сказка»

Тема заседания ГМО:

«ТРИЗ технология – развитие креативных способностей, воспитание творческой личности»

Тема выступления:

Семинар – практикум

«Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ

для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Подготовила: воспитатель

высшей категории Пронина А.И.

г. Новый Уренгой, 2022г.

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

Одними из современных технологий, способствующих развитию речи, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Технология ТРИЗ была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.  Первоначально технология была адресована инженерно-техническим работникам, а в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов-практиков.

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у детей. За эти качества ТРИЗ и называют технологией.

Целью использования технологии ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников  изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь. 

Л. А. Григорович и Т.Д. Марцинковская рассматривают ТРИЗ-педагогику как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

• методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

• методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Используя в работе элементы ТРИЗ  по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

6. Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость  воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов.

Мною были изучены методические основы использования ТРИЗ технологий в дошкольных учреждениях; проведено исследование уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны  и использованы дидактические игры и упражнения  по технологии ТРИЗ.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель - выявление у объекта положительных и отрицательных сторон, расширение словарного запаса, развивать умение анализировать объект с разных сторон (рис.1)

Задание: - Посмотри, машина - это хорошо. Почему? (потому что она перевозит грузы, людей, ездит по дороге). Машина - это плохо. Почему?  (потому что может случиться авария, сбить людей).

- Посмотри, кошка - это хорошо. Почему? (потому что она белая, усатая, любит молоко, ее можно погладить). Кошка - это плохо. Почему? (потому что она может кого-нибудь поцарапать, укусить).

- Посмотрите, зима - это хорошо. Почему? (потому что можно с горки кататься, лепить снежки, снеговиков, потому что Новый год). Зима - это плохо. Почему? (потому что холодно, можно замерзнуть, нельзя купаться).

E:\Documents\Desktop\11.jpg

Рис.№1 Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Дидактическое упражнение «Найди такой же»

Цель – учить детей подбирать сравнения по заданным признакам (цвет, форма, вкус, звук, температура и т.п).

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

- Яблоко, по форме круглое,  такое же круглое по форме, как тарелка.

- Колесо, по форме круглое, такое же круглое по форме, как апельсин.

- Лимон, по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как кукуруза.

- Цыпленок, по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце.

              E:\Documents\Desktop\20220328_174212.jpg           E:\Documents\Desktop\20220328_174508.jpg

                       Рис. № 2,3 Дидактическое упражнение «Найди такой же»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель –  упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку; учить объяснять свой выбор; развивать словесно-логическое мышление, развивать монологическую и диалогическую речь (рис.4).

Задание: перед тобой лежит карточка, на которой изображено четыре картинки. Выбери ту, которую считаешь лишней. Почему?

E:\Documents\Desktop\Круги Луллия\5.jpg

Рис.№4 Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактическое пособие «Теремок»

Цель  –  упражнять в умении находить объекты по определенному признаку; закреплять умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса. (рис.5,6).

Задание: В окошке двери расположена карточка с изображением признака, дети должны выбрать из общего количества карточек с объектами только те, которые обладают данным признаком, и положить по одному объекту на каждое окошко.

E:\Documents\Desktop\20220328_174038.jpg           E:\Documents\Desktop\20220328_174112.jpg

Рис. № 5,6 Дидактическое пособие «Теремок»

Дидактическая игра «Веселый паровозик»

Это дидактическое пособие является многофункциональным и может использоваться в различных вариантах, в зависимости от образовательных целей (рис.7).

Цели игры:

1.Учить самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы во времени.

Задание: посмотри, на столе лежат четыре карточки, на которых изображен человек в разные моменты жизни, разложи их по мере взросления человека. Объясни, почему ты расставил в таком порядке?

2.Учить распределять объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.

Задание: перед тобой лежат картинки, посмотри на них, найди те, которые относятся к природному миру? Почему ты выбрал именно эти картинки?

3.Учить описывать объект по признаку, закреплять значение названий признаков. 

Задание: в паровозик помещается предметная картинка. Ребенок описывает объект по предложенным признакам.

E:\Documents\Desktop\12.jpg

Рис. № 7 Дидактическая игра «Веселый паровозик»

Круги Луллия

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать  два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом круге. C:\Users\Администратор\Downloads\IMG_4373-12-04-18-09-24.JPG         C:\Users\Администратор\Downloads\IMG_4375-12-04-18-09-24.JPG      C:\Users\Администратор\Desktop\Новая папка\IMG_4371-12-04-18-09-24.JPG

Рис.№8Круги Луллия

«Где живет?

Рис.№9Круги Луллия «Кому что нужно»

Рис.№10Круги Луллия «Мамы и их детеныши»

 «Где живет?»

Цель – учить определять места обитания объектов; развитие активного и пассивного словаря (рис.8).

Задание: перед тобой лежат два круга с изображением животных и их места обитания, сделай так, чтобы каждое животное оказалось в своем домике.

«Кому что нужно?»

Цель – упражнять в поиске предметов, необходимых для работы людям определенных профессий (рис.9).

Задание: перед тобой лежат два круга с изображением людей разных профессий и орудий их труда, распредели их так, чтобы человеку каждой профессии достались свои  инструменты.

«Мамы и их детеныши»

Цель – учить соотносить взрослое животное с его детенышем; развивать познавательную активность, логическое мышление, словарный запас (рис.10).

Задание: ребенок рассматривает на двух кругах картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, называет их. Затем вращает нижний круг, находит маму детеныша и называет их.  

Дидактическая игра «Фантазеры»

Цель – учить детей видеть и описывать обычные объекты с различных точек зрения при помощи превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.

Здание: предложить детям представить какой-либо объект; обсудить объект с привычной точки зрения;  предложить пофантазировать (превратиться в данный объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в настоящий момент).

Например: объект – цветок. Какой цветок? - красивый, яркий, вкусно пахнет. А теперь представь, что ты – цветок, который забыли полить, и оставили одного на долгое время. Что ты ощущаешь? Как себя чувствуешь? (плохо себя чувствую, мне очень грустно, я боюсь завянуть,  погибнуть).

Объект – зайчик. Зайчик какой? – мягкий, пушистый, белый, прыгучий. А теперь представь, что ты – зайчик, и ты давно не ел морковку, ты ищешь ее, но не можешь найти. Расскажи о том, что ты чувствуешь при этом? (я голодный, мне очень грустно, у меня сильно болит живот, расстроенный).

Использование дидактических игр по технологии ТРИЗ является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста. У детей повышается уровень понимания речи, активизируются средства общения, становится шире и богаче словарный запас, развиваются навыки связной речи.

Список литературы:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб.пособие. — М.: Гардарики, 2003. – 480 с

2. Сидорчук Т.А.  Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248 с.

3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...

Роль музыкальной НОД в развитии речи детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Цель. Развитие речи детей младшего возраста посредством всех видов музыкальной деятельности.Задачи.1. Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять детям радость. Это главное условие их музыкальног...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы....

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы

Оглавление1.Предисловие - 32.Введение -3.Пояснительная записка к сборнику «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». - 54.Рекомендация для воспитателей...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...