Открытое занятие по речевому развитию для детей среднего возраста в группе «Озорники» «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Плешкова Татьяна Владимировна

Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_konspekt.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

по речевому развитию

для детей среднего возраста в группе «Озорники»

«Моя семья»

Разработала и провела:

воспитатель 1 категории

Плешкова Татьяна Владимировна

Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием семья, маленькая и большая семья;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

-способствовать систематизации представлений воспитанников о семье;

- закреплять умения называть членов своей семьи и понимать их роль в семье.

Развивающие:

- развивать речь путём расширения и активизации словаря по теме «семья»;

- содействовать развитию монологической и диалогической речи, долговременной памяти, произвольного зрительного восприятия;

- развивать связную речь, внимание, познавательный интерес, умение развернуто отвечать на вопросы;

- развивать чувство гордости за свою семью.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

- воспитывать желание заботиться о близких, формировать понятие: «моя семья».

Участники: воспитатель и дети средней группы.

Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая.

Оборудование и материалы: музыкальная колонка, мяч, магниты, шкатулка, заготовки-рисунки о семье, кукла Маша, картинки с изображением семьи.

Предшествующая работа по подготовке к занятию: оформлена группа, был изготовлен демонстративный материал, изучена литература по теме семья.

Предварительная работа:

Заучивание фамилии, имени, отчества;

Рассматривание семейных альбомов (фотографий);

Чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье;

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»;

Рисунки детей «Моя мама (бабушка, сестра и т.д.)», «Моя семья».

Методы и приемы: наглядные: рассматривание картинок, рисунков; словесные: беседа, объяснение, чтение стихотворения, загадок; практические: дидактические игры, игровое упражнение.

1.Вводная часть – 3 минуты.

а) привлечение внимания детей к воспитателю;

б) словесная дидактическая игра «Назови своё имя»;

в) сюрпризный момент (появление персонажа, отгадывание загадки).

2.Основная часть – 20 минут

а) беседа о семье;

б) рассматривание картинки с изображением семьи;

в) словесные игры с детьми: «Какая у тебя семья», «Скажи ласково»;

г) отгадывание загадок о семье;

д) рассказы о семье;

3.Зключительная часть – 2 минуты

а) обобщение воспитателя;

б) анализ занятия;

Ход занятия:

Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми (под музыку). Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться. Предлагаю вам поздороваться с гостями, так, как вы умеете это красиво делать…

дети берутся за руки и одновременно кланяются, при этом говорят: «Здравствуйте!».

Воспитатель: А, теперь я с вами поздороваюсь (воспитатель берет мяч в руки).

- Вы, ребята, котята? (Нет)

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А, кто вы? У вас, есть имя? (Да)

- Ну-ка, ну-ка, не зевайте, имена мне называйте! (Бросает мяч)

Дети: называют свое имя…

Воспитатель: Все молодцы! Садитесь на стульчики теперь.

Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!

У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)

У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник)

У дома есть дверь (Ладони перед грудью)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).

Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)

Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)

Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.

(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша).

Воспитатель: Ой, а кто здесь, ребята. Это Маша, кукла Маша. Здравствуй, Маша. Какой красивый у тебя дом! Ты одна живешь в этом доме или с кем-то?

Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей.

А, послушайте мой стих.

Есть у меня мама, есть у меня папа,

Есть у меня дедушка, есть у меня бабушка,

Есть у меня братишка, а у них есть я,

Это вся моя СЕМЬЯ!

Воспитатель: Ребята, а скажите, с кем живет кукла Маша? (Воспитатель просит отвечать детей «Маша живет с…»).

Воспитатель: Ребята,как одним словом назвать всех этих людей?

Дети: Семья.

Воспитатель: правильно, а что такое семья?

Дети: Это люди, которые дружно живут…

Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Ребята, посмотрите на картинку, вот она дружная семья.

Семьи бывают большие и маленькие. Маленькая семья - это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это - большая семья (показ соответствующих картинок).

Воспитатель: Маша приготовила вам загадку и хочет, чтобы вы ее отгадали

Кто нежнее всех на свете и готовит нам обед,

И кого так любят дети, и кого прекрасней нет.

Кто это, ребята?

Дети: мама.

Воспитатель: А, вы любите свою мамочку? А покажите, как вы ее любите? (Сильно) Сейчас мы будем говорить ласковые, добрые слова для мамочки. Я сундучок приоткрою немного и все слова сюда спрячутся, мы их соберем, чтобы они никуда отсюда не делись.

- Скажите, когда мама вас обнимает, целует, мама какая? (Добрая, ласковая, милая)

- А когда мама модно одевается, какая она? (Модная, красивая)

- А когда мамочка смеется, какая она? (Веселая)

- А как вы мамочку любите, для вас она, какая? (Дорогая, золотая, любимая)

-А мама много делает дел по хозяйству, какая она? (хозяйственная, трудолюбивая)

Сколько хороших слов вы сказали про мамочку, какие вы молодцы, закроем сундук, чтобы слова не вылетели никуда.

Воспитатель: Ребята, мама по дому делает много домашних дел, и чтобы она не уставала, нужно ей помогать. Давайте встанем.

Физкультминутка.

Маме дружно помогаем, пыль повсюду вытираем,

А теперь белье стираем, полоскаем, отжимаем,

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, настежь двери открываем,

Маму крепко обнимаем.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята! Садитесь.

Есть у Маши для вас еще одна загадка.

Может он в футбол играть,

Может книжку вам читать,

Может рыбу он ловить,

Может кран на кухне починить.

Кто это? (папа). Вот он (картинка), какой добрый и хороший папа.

Ребята, у папы, как и мамы много по дому дел, давайте сейчас я буду показывать картинки, а вы будете говорить и показывать, что умеет делать папа.

Пила – что умеет папа? (пилить, дети показывают движение и говорят «Вжик-вжик»).

Дрова с топором – как умеет папа дрова рубить? (показываем)

Молоток – что папа делает? (забивает гвозди и говорят: «Тук-тук-тук)

Насос – что папа делает? (качает колесо – «вшик-вшик-вшик» и показываем)

Руль – что папа делает? ( верно, водит машину).

Воспитатель: Про маму мы сказали хорошие слова, теперь нужно сказать и про папочку. (Воспитатель открывает сундучок). Какой у нас папа? (Сильный, добрый, хороший, умный, смелый, мужественный, трудолюбивый).

Воспитатель: Семья - это мама, папа и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед,

В семье еще братья и сестры бывают,

Все меня любят и обожают.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, давайте проведем нашу любимую Пальчиковую гимнастику:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: Ты, знаешь, Маша, у каждого из наших ребят тоже есть семья. Правда, ребята? Давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково».

Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат – братишка.

Воспитатель: Молодцы, ребята!!!

Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку.

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Воспитатель: Молодцы, вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть любящие семьи.

- А нас с вами можно назвать семьей?

Дети: Да!

Воспитатель: А, почему?

Дети: Потому что мы весь день находимся вместе, играем, ходим на прогулку, помогаем друг другу.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на нашу выставку рисунков о семье. Посмотрите, вы узнали свои семьи? А, кто хочет рассказать нам о своей семье.

План рассказа:

Фамилия семьи.

Назовите членов семьи (перечислить).

Как зовут каждого где работают, учатся.

Свое отношение к семье ( моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей…)

Воспитатель: Спасибо, ребята, какие вы молодцы, я вижу, что вы много можете рассказать о своей семье.

Воспитатель: Ну что, заглянем-ка в наш волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там. А вы посмотрите, все ваши добрые слова о маме и папе превратились в любящие сердечки. Я вам их отдаю, чтобы вы пришли домой и подарили своим родителям, скажите им, как вы их сильно любите.

Ребята, Маша сказала, что ей пора уходить домой, но ей так понравилось у нас, она хочет вам что-то сказать.

Маша: Ребята, а вы знаете, что в каждой семье есть свои традиции. Вот в моей семье мы вечером собираемся, и мама читает нам сказки с братиком. Прежде, чем уйти, я хочу подарить вам эти книги – русские сказки, чтобы вам мама тоже читала их, может это станет вашей традицией. А когда мы будем встречаться, то будем рассказывать друг другу, что прочитали.

Воспитатель: Какие замечательные подарки, спасибо тебе большое Маша. До свидания! Приходи к нам еще в гости.

Итог занятия:

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)

- Что такое семья? Какие бывают семьи?

- Как нужно вести себя со своими родными?

В завершение хочу вам прочитать стихотворение о семье:

Семья – это важно,

Семья – это сложно.

Но счастливо жить

Одному невозможно.

Всегда будьте вместе,

Любовь берегите,

Обиды и ссоры

Подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

А в преддверии праздника Дня Матери ребята хотят исполнить песню о том, как они любят свою мамочку «Милая мамочка».

Прежде чем попрощаться с гостями, мы хотим вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: "Полезные и вредные продукты"

ООД: "Развитие речи"Доминирующая область: речевое развитие.Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Игтегрированные задачи:...

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»

Интегрированное занятие по речевому развитиюдля детей среднего дошкольного возраста«Моя семья»...

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста«Моя семья» Цель:Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у...

Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Это вся моя семья »

Конспект открытого занятия «Это вся моя семья»Для средней группыОбразовательная область «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромВоспитатель: Сафина Лейсан ...