Открытое занятие по речевому развитию для детей среднего возраста в группе «Озорники» «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
по речевому развитию
для детей среднего возраста в группе «Озорники»
«Моя семья»
Разработала и провела:
воспитатель 1 категории
Плешкова Татьяна Владимировна
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием семья, маленькая и большая семья;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
-способствовать систематизации представлений воспитанников о семье;
- закреплять умения называть членов своей семьи и понимать их роль в семье.
Развивающие:
- развивать речь путём расширения и активизации словаря по теме «семья»;
- содействовать развитию монологической и диалогической речи, долговременной памяти, произвольного зрительного восприятия;
- развивать связную речь, внимание, познавательный интерес, умение развернуто отвечать на вопросы;
- развивать чувство гордости за свою семью.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;
- воспитывать желание заботиться о близких, формировать понятие: «моя семья».
Участники: воспитатель и дети средней группы.
Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая.
Оборудование и материалы: музыкальная колонка, мяч, магниты, шкатулка, заготовки-рисунки о семье, кукла Маша, картинки с изображением семьи.
Предшествующая работа по подготовке к занятию: оформлена группа, был изготовлен демонстративный материал, изучена литература по теме семья.
Предварительная работа:
Заучивание фамилии, имени, отчества;
Рассматривание семейных альбомов (фотографий);
Чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье;
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»;
Рисунки детей «Моя мама (бабушка, сестра и т.д.)», «Моя семья».
Методы и приемы: наглядные: рассматривание картинок, рисунков; словесные: беседа, объяснение, чтение стихотворения, загадок; практические: дидактические игры, игровое упражнение.
1.Вводная часть – 3 минуты.
а) привлечение внимания детей к воспитателю;
б) словесная дидактическая игра «Назови своё имя»;
в) сюрпризный момент (появление персонажа, отгадывание загадки).
2.Основная часть – 20 минут
а) беседа о семье;
б) рассматривание картинки с изображением семьи;
в) словесные игры с детьми: «Какая у тебя семья», «Скажи ласково»;
г) отгадывание загадок о семье;
д) рассказы о семье;
3.Зключительная часть – 2 минуты
а) обобщение воспитателя;
б) анализ занятия;
Ход занятия:
Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми (под музыку). Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться. Предлагаю вам поздороваться с гостями, так, как вы умеете это красиво делать…
дети берутся за руки и одновременно кланяются, при этом говорят: «Здравствуйте!».
Воспитатель: А, теперь я с вами поздороваюсь (воспитатель берет мяч в руки).
- Вы, ребята, котята? (Нет)
Вы, ребята, козлята? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя? (Да)
- Ну-ка, ну-ка, не зевайте, имена мне называйте! (Бросает мяч)
Дети: называют свое имя…
Воспитатель: Все молодцы! Садитесь на стульчики теперь.
Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник)
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)
Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша).
Воспитатель: Ой, а кто здесь, ребята. Это Маша, кукла Маша. Здравствуй, Маша. Какой красивый у тебя дом! Ты одна живешь в этом доме или с кем-то?
Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей.
А, послушайте мой стих.
Есть у меня мама, есть у меня папа,
Есть у меня дедушка, есть у меня бабушка,
Есть у меня братишка, а у них есть я,
Это вся моя СЕМЬЯ!
Воспитатель: Ребята, а скажите, с кем живет кукла Маша? (Воспитатель просит отвечать детей «Маша живет с…»).
Воспитатель: Ребята,как одним словом назвать всех этих людей?
Дети: Семья.
Воспитатель: правильно, а что такое семья?
Дети: Это люди, которые дружно живут…
Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Ребята, посмотрите на картинку, вот она дружная семья.
Семьи бывают большие и маленькие. Маленькая семья - это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это - большая семья (показ соответствующих картинок).
Воспитатель: Маша приготовила вам загадку и хочет, чтобы вы ее отгадали
Кто нежнее всех на свете и готовит нам обед,
И кого так любят дети, и кого прекрасней нет.
Кто это, ребята?
Дети: мама.
Воспитатель: А, вы любите свою мамочку? А покажите, как вы ее любите? (Сильно) Сейчас мы будем говорить ласковые, добрые слова для мамочки. Я сундучок приоткрою немного и все слова сюда спрячутся, мы их соберем, чтобы они никуда отсюда не делись.
- Скажите, когда мама вас обнимает, целует, мама какая? (Добрая, ласковая, милая)
- А когда мама модно одевается, какая она? (Модная, красивая)
- А когда мамочка смеется, какая она? (Веселая)
- А как вы мамочку любите, для вас она, какая? (Дорогая, золотая, любимая)
-А мама много делает дел по хозяйству, какая она? (хозяйственная, трудолюбивая)
Сколько хороших слов вы сказали про мамочку, какие вы молодцы, закроем сундук, чтобы слова не вылетели никуда.
Воспитатель: Ребята, мама по дому делает много домашних дел, и чтобы она не уставала, нужно ей помогать. Давайте встанем.
Физкультминутка.
Маме дружно помогаем, пыль повсюду вытираем,
А теперь белье стираем, полоскаем, отжимаем,
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, настежь двери открываем,
Маму крепко обнимаем.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята! Садитесь.
Есть у Маши для вас еще одна загадка.
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Может кран на кухне починить.
Кто это? (папа). Вот он (картинка), какой добрый и хороший папа.
Ребята, у папы, как и мамы много по дому дел, давайте сейчас я буду показывать картинки, а вы будете говорить и показывать, что умеет делать папа.
Пила – что умеет папа? (пилить, дети показывают движение и говорят «Вжик-вжик»).
Дрова с топором – как умеет папа дрова рубить? (показываем)
Молоток – что папа делает? (забивает гвозди и говорят: «Тук-тук-тук)
Насос – что папа делает? (качает колесо – «вшик-вшик-вшик» и показываем)
Руль – что папа делает? ( верно, водит машину).
Воспитатель: Про маму мы сказали хорошие слова, теперь нужно сказать и про папочку. (Воспитатель открывает сундучок). Какой у нас папа? (Сильный, добрый, хороший, умный, смелый, мужественный, трудолюбивый).
Воспитатель: Семья - это мама, папа и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед,
В семье еще братья и сестры бывают,
Все меня любят и обожают.
Воспитатель: А, сейчас, ребята, давайте проведем нашу любимую Пальчиковую гимнастику:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Воспитатель: Ты, знаешь, Маша, у каждого из наших ребят тоже есть семья. Правда, ребята? Давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково».
Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка
Брат – братишка.
Воспитатель: Молодцы, ребята!!!
Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку.
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
Воспитатель: Молодцы, вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть любящие семьи.
- А нас с вами можно назвать семьей?
Дети: Да!
Воспитатель: А, почему?
Дети: Потому что мы весь день находимся вместе, играем, ходим на прогулку, помогаем друг другу.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на нашу выставку рисунков о семье. Посмотрите, вы узнали свои семьи? А, кто хочет рассказать нам о своей семье.
План рассказа:
Фамилия семьи.
Назовите членов семьи (перечислить).
Как зовут каждого где работают, учатся.
Свое отношение к семье ( моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей…)
Воспитатель: Спасибо, ребята, какие вы молодцы, я вижу, что вы много можете рассказать о своей семье.
Воспитатель: Ну что, заглянем-ка в наш волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там. А вы посмотрите, все ваши добрые слова о маме и папе превратились в любящие сердечки. Я вам их отдаю, чтобы вы пришли домой и подарили своим родителям, скажите им, как вы их сильно любите.
Ребята, Маша сказала, что ей пора уходить домой, но ей так понравилось у нас, она хочет вам что-то сказать.
Маша: Ребята, а вы знаете, что в каждой семье есть свои традиции. Вот в моей семье мы вечером собираемся, и мама читает нам сказки с братиком. Прежде, чем уйти, я хочу подарить вам эти книги – русские сказки, чтобы вам мама тоже читала их, может это станет вашей традицией. А когда мы будем встречаться, то будем рассказывать друг другу, что прочитали.
Воспитатель: Какие замечательные подарки, спасибо тебе большое Маша. До свидания! Приходи к нам еще в гости.
Итог занятия:
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)
- Что такое семья? Какие бывают семьи?
- Как нужно вести себя со своими родными?
В завершение хочу вам прочитать стихотворение о семье:
Семья – это важно,
Семья – это сложно.
Но счастливо жить
Одному невозможно.
Всегда будьте вместе,
Любовь берегите,
Обиды и ссоры
Подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.
А в преддверии праздника Дня Матери ребята хотят исполнить песню о том, как они любят свою мамочку «Милая мамочка».
Прежде чем попрощаться с гостями, мы хотим вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847305-1478698031.jpg)
Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию для детей среднего возраста с использованием ЦОР на тему : "Путешествие по золотому кольцу знаний".
Конспект занятия "Путешествие по золотому кольцу знаний"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-969483-1547723439.jpg)
Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: "Полезные и вредные продукты"
ООД: "Развитие речи"Доминирующая область: речевое развитие.Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Игтегрированные задачи:...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1077337-1541603760.jpg)
Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»
Интегрированное занятие по речевому развитиюдля детей среднего дошкольного возраста«Моя семья»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-399574-1391855023.jpg)
Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста«Моя семья» Цель:Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у...
Конспект занятия по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Петушок с семьей" (по произведению К.Д. Ушинского)
Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/15/picture-376432-1694797793.jpg)
Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей старшего возраста "Эколята спешат на помощь"
Цель: развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме "Рыбы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/26/picture-990131-1514306419.jpg)
Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Это вся моя семья »
Конспект открытого занятия «Это вся моя семья»Для средней группыОбразовательная область «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромВоспитатель: Сафина Лейсан ...