Конспект занятия по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Петушок с семьей" (по произведению К.Д. Ушинского)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Севастополя «Детский сад № 133»
Конспект занятия для детей средней группы по речевому развитию
Тема: обучение детей пересказу с опорой на графические схемы
«Петушок семьей» (по К.Д.Ушинскому)
Подготовила : воспитатель
Аганина Ирина Петровна
Севастополь, 2022г
Цель:
Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
- Развитие произвольного зрительного внимания, памяти.
- Активизация словаря по теме «Домашние птицы».
- Развитие диалогической речи, развитие связной речи.
- Импровизация движений в соответствии с текстом стихотворения.
Методические приемы:
Чтение рассказа, отгадывание загадки; дидактическая игра «Часть и целое», дидактическая игра «Что изменилось?»; договаривание предложений детьми; рассматривание предметных картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки.
Оборудование:
Сюжетная картинка «Петушок с семьей»; предметные картинки: петух, курица, цыплята, утка, утята, гусь, голубь; разрезная картинка «Петух»; графические схемы.
Предварительная работа:
- изучение лексической темы «Домашние птицы».
- Разучивание стихов, песенок, потешек по теме.
- рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Лепка петуха;
- Рисование петуха, курицы, цыплят.
Ход занятия
Организационный момент
Рассматривание детьми сюжетной картины «Петушок с семьей».
Воспитатель: отгадайте загадку:
На голове – красный гребешок,
Под носом – красная бородка,
На хвосте – узоры,
На ногах – шпоры.
Раньше всех встает,
Голосок подает.
Дети: петух
Воспитатель: какие слова помогли вам догадаться?
Дети: красный гребешок, красная головка, на хвосте узоры, громко поет.
Воспитатель: Давайте соберем из частей картинку петуха.
Дети берут разрезные картинки, называют части, складывают целое.
дидактическая игра «Часть и целое».
Воспитатель: Послушайте рассказ К.Д.Ушинского, который называется «Петушок с семьей» с демонстрацией сюжетной картины.
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети-петушка колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя-петушок зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили – подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!.
Беседа по содержанию рассказа:
- О ком говорится в рассказе? (О петушке с семьей).
- Где ходит петушок? (во дворе, по двору).
- Где у Петушка гребешок? (на голове)
- Где у Петушка бородка? ( под носом )
- Где у Петушка шпоры? ( на ногах).
- На что похож хвост петуха? Почему? (на колесо, на нем узоры из цветных перышек).
- Что нашел петушок? (зернышко).
- Кого он позвал? (курочку с цыплятами).
- Почему цыплята подрались? (зернышко не поделили).
- Как их помирил петушок? (сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»).
Дидактическая игра «Что изменилось
Воспитатель: Кого вы видите на картинках? Как их можно назвать одним словом?
Перед детьми 5 предметных картинок: петух, курица, цыплята, утка, утята, гусь.
- Поиграем в игру «Что изменилось?»
Воспитатель меняет местами картинки, добавляет новую (голубь), убирает. Дети говорят об изменениях.
- Из предметных картинок с изображением птиц отберите те, которые подходят к нашему рассказу.
Дети отбирают предметные картинки с изображением петуха, курицы, цыплят.
Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворения.
Наши уточки с утра-
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (идут по кругу вперевалочку, как утки)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га, га-га-га! (идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад, как
крылья)
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по
бокам)
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку! (поднимаясь на цыпочки, вытягивают шею вверх)
Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне поможете.
воспитатель выставляет графические схемы, а. дети добавляют нужные слова.
- Ходит по двору (кто?) (петушок)
- На голове у петушка (что?) (красный гребешок)
- Под носом у петушка (что?) (красная бородка)
- Хвост у Петушка (какой?) (колесом)
- На ногах у петушка (что?) (шпоры)
- Петушок нашел (что?) (зернышко)
- Зовет петушок (кого?) (курочку с цыплятами)
- Они зернышко не поделили, (что сделали?) (подрались)
- Петя-петушок их помирил (как?) (крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»)
Воспитатель: давайте повторим рассказ, а помогут нам графические схемы.
Дети по очереди, опираясь на графические схемы, составляют пересказ.
В конце занятия воспитатель положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Закрепление изученного материала вне занятия:
- упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки – плана рассказа.
- Повторить рассказ с опорой на графические схемы.
- Повторить упражнение «Что изменилось?» (5-6 элементов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-595452-1425489937.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "В гости к нам лиса пришла".
Данный материал был разработан с целью приобщения детей 4-5 лет к русской народной литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1077337-1541603760.jpg)
Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»
Интегрированное занятие по речевому развитиюдля детей среднего дошкольного возраста«Моя семья»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-399574-1391855023.jpg)
Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста«Моя семья» Цель:Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363596-1386521404.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию для детей младшего возраста Тема: «Моя семья»
Конспект занятия по речевому развитию для детей младшего возрастаТема: «Моя семья»...
Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы "Три кота в гостях у детей"
Конспект для закрепления знаний правил дорожного движения у детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-215072-1363442153.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Мы ходили в зоопарк»
Ход занятия.- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Улыбнитесь гостям, чтобы у всех сегодня было хорошее настроение.Мотивационно-ориентировочный этап.Постановка проблемы (запуск активности)Сегодня мн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/26/picture-990131-1514306419.jpg)
Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Это вся моя семья »
Конспект открытого занятия «Это вся моя семья»Для средней группыОбразовательная область «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромВоспитатель: Сафина Лейсан ...