Конспект занятия по развитию речи (обучение отгадыванию загадок) для детей 4–5 лет «Чудесный мешочек»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать любознательность, наблюдательность. Развивать логическое мышление детей, умение делать умозаключения, сопоставляя все признаки предмета, о котором говорится в загадке. Делать вывод, тем самым находить отгадку. Побуждать детей самим придумывать загадки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи (обучение отгадыванию загадок) для детей 4–5 лет «Чудесный мешочек»
Цель занятия.
Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать любознательность, наблюдательность. Развивать логическое мышление детей, умение делать умозаключения, сопоставляя все признаки предмета, о котором говорится в загадке. Делать вывод, тем самым находить отгадку. Побуждать детей самим придумывать загадки.
Словарная работа.
Развивать диалогическую речь детей. Учить составлять описательные рассказы о предмете.
Материал для занятия:
• мешочек;
• матрешка;
• мыло;
• книжечка;
• мяч;
• ложка;
• клубок ниток.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла! Это чудесный мешочек, а в нем много разных предметов. Мы с вами сейчас поиграем. Тот, кого я назову, подойдет ко мне и, не смотря в мешочек, достанет любой предмет, и расскажет о нем.
Вызывается ребенок, которому предлагается достать один предмет.
Воспитатель: Что это?
Ребенок: Это матрешка.
Воспитатель: Открой ее и посмотри, что у нее внутри (Ребенок достает всех матрешек). Что можно сказать о них?
Ребенок: Их много, одна меньше другой.
Воспитатель: Правильно, они ростом разные, но чем-то похожи друг на дружку.
Ребенок: Они в платочках, они в сарафанчиках.
Воспитатель: Правильно, они похожи друг на дружку, как подружки, как сестрички. Сделай так, чтобы опять получилась одна игрушка (Ребенок складывает одну матрешку в другую).
Посмотрите дети, они сидят друг в дружке. Сколько получилось матрешек?
Дети: Одна матрешка (игрушка).
Воспитатель: А теперь подойдет ко мне 2-й ребенок (имя, достанет предмет из мешочка. Что ты достал?
2-й ребенок: Это мыло.
Воспитатель: Для чего нам нужно мыло?
2-й ребенок: Руки мыть, умываться.
Далее воспитатель объясняет и показывает.
Воспитатель: Когда вы моете руки, мыло покрывается пеной, оно пенится. Что мыло делает?
Дети: Пенится.
Воспитатель: А еще какое мыло бывает?
2-й ребенок: Скользкое.
Воспитатель: Правильно, от воды оно становится скользкое, как живое, ускользает от нас. Молодец, садись на свое место.
А сейчас 3-й ребенок (имя) будет выбирать себе предмет. (3-й ребенок опускает руку в мешочек, выбирает предмет). Что ты достала из мешочка?
3-й ребенок: Это книжечка.
Воспитатель: Что можно сказать о книжке, какая она?
3-й ребенок: Она маленькая, здесь написаны буквы, ее можно читать.
Воспитатель: А что еще есть у книжки?
3-й ребенок: Странички.
Воспитатель: Молодец, все рассказала о книжечке.
А теперь 4-ребенок (имя) выбирает предмет. Что это у тебя?
4-й ребенок: Это мяч.
Воспитатель: Что можно делать с мячом?
4-й ребенок: Играть.
Воспитатель: Как можно с ним играть?
4-й ребенок: Можно отбивать о землю, бросать друг другу.
Воспитатель: Правильно. А еще его можно бросать о стену, а он будет отскакивать. А если его бросать о землю, что произойдет?
Можно, чтобы движения выполнили дети.
Дети: Он будет скакать.
Воспитатель: Правильно, бросишь о землю, он подскачет. А можно его бросать друг другу?
4-й ребенок: Можно.
Воспитатель с 4-ым ребенком перебрасывают друг другу мяч.
Воспитатель: Мяч может лететь из ладоней в ладони, вот так.
А сейчас я положу мяч, ребята, вот здесь, на столе со всеми предметами, которые вы достали из чудесного мешочка (Положу так, чтобы мяч покатился и упал).
Упал,не хочет смирно лежать (подниму мяч и положу на стол).
Ребята, кто хочет выйти и достать из чудесного мешочка предмет? (Выходит ребенок по желанию). Что ты достал?
5-й ребенок: Это ложка.
Воспитатель: Зачем нужна ложка?
5-й ребенок: Ложкой можно кушать суп, кашу.
Воспитатель: А из чего сделана ложка?
5-й ребенок: Из металла.
Воспитатель: Посмотри, что есть на ложке?
5-й ребенок: На ней узор.
Воспитатель: Молодец, все рассказал о ложке. Клади ее на стол и садись на свое место.
Ребята, что-то наш мешочек стал совсем легким, наверное, в нем уже почти ничего не осталось. Кто хочет еще достать предмет? Что ты достала из мешочка?
6-й ребенок: Это клубок ниток.
Воспитатель: Скажи, какой он?
6-й ребенок: Он мягкий, кругленький, маленький.
Воспитатель: А вот эта ниточка ничего не напоминает? На что она похожа?
Дети: Она как хвостик.
Воспитатель: Да, эта ниточка похожа на хвостик. А теперь положи клубок на пол и попробуй его поднять за этот «хвостик». (Ребенок пробует, ничего не получается).
Вот видите, дети. Ребенок (имя) пытается поднять клубок ниток за «хвостик», но ничего не получается. Садись на свое место.
Посмотрите, ребята, чудесный мешочек пуст, вы достали все предметы, которые в нем были.
Все предметы стоят на столе перед детьми.
Воспитатель: Сейчас я буду вам загадывать загадки об этих предметах, которые стоят перед вами, а вы будете отгадывать. Слушайте внимательно:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Кто догадался, что это?
Дети: Это матрешка.
Воспитатель: Как ты догадался, что это матрешка?
Ребенок: Матрешка одна, но в ней есть другие, они сидят друг в дружке. Они похожи, но разные ростом.
Воспитатель: Молодец! Правильно, это матрешка.
Слушайте другую загадку:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Кто догадался, что это?
Ребенок: Это мыло.
Воспитатель: Как ты догадался?
Ребенок: Когда моешь руки, оно пенится, становится скользким, его можно уронить.
Воспитатель: Правильно, это мыло.
А вот еще одна загадка:
Стукнешь о стенку –
А я отскочу.
Бросишь на землю,
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать не хочу.
Кто догадался, о чем эта загадка?
Дети: Это мяч.
Воспитатель: Почему ты так решил?
Ребенок: С ним можно играть, бить о стену, бросать о землю, кидать друг другу.
Воспитатель: Правильно, молодец, это мяч.
А сейчас будет очень сложная загадка. Вы внимательно смотрите на предметы, среди них есть отгадка:
Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять.
Что это?
Ребенок: Это клубок ниток.
Воспитатель: Почему ты так решил?
Ребенок: Он маленький, кругленький, у него есть ниточка, как хвостик, но за нее нельзя поднять клубок.
Воспитатель: Молодец! Правильно.
Ребята, вы отгадали все мои загадки. А теперь давайте я буду отгадывать, а вы будете загадывать загадки об этих предметах, которые стоят на столе.
Дети придумывают загадки или загадывают те, которые им загадывал воспитатель.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами учились загадывать и разгадывать загадки. Попробуйте дома загадать своим мамам или папам понравившиеся вам загадки.
Предварительный просмотр:
Загадки для детей 2-3 лет
(I-младшая группа)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок)
Летом — в огороде, свежие,
зеленые,
А зимою — в бочке, крепкие,
соленые. (Огурцы)
Он и желтый, и сыпучий, во
дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать —
и играть. (Песок)
Он в лесу стоял, никто его не
брал,
В красной шапке модной,
никуда не годный. (Мухомор)
Выше леса, выше гор
расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут над
тобой и надо мной
То он серый, то он синий, то он
ярко-голубой. (Небо)
Меня не растили.
Из снега лепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки.
Руки — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Загадки для детей 3-4 лет
(II-младшая группа)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).
У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (свинья).
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).
Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его - (баран).
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).
Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - (гусь).
Загадки для детей 4-5 лет
(средняя группа)
У него глаза цветные,
Не глаза, а два огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
Я длинный, тонкий, деревянный,
Любого цвета быть могу.
И если ты меня заточишь,
То нарисую, что захочешь. (Карандаш)
Я белый, пушистый, искристый,
Всю землю покрою зимой.
Я очень холодный, но дети
Любят играть со мной. (Снег)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик).
Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинами, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг
Электрический … (утюг).
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле).
Загадки для детей 5-6 лет
(старшая группа)
Я бываю разной: белой, черной, красной
И считают все, что я – ягода прекрасная.
(Смородина).
Плод на ветках тут и там –
Сине-фиолетовый.
На варенье хватит нам
Урожая этого.
(Сливы).
У меня есть тучка –
Тучка понарошку.
Возьму ее за ручку
И полью картошку.
(Лейка).
Спешит с нектаром пчелка
В заветный теремок.
Влетает прямо в щелку –
Узенький лоток.
(Улей).
Своей медной головой
Всем кивает важно.
Был когда-то углевой –
Пар пускал отважно.
А сейчас он, хоть пузатый,
Важный, металлический,
Только чаще он, ребята,
Нынче электрический.
(Самовар).
В чистом поле и в хлеву
Я жую, жую, жую,
Ем и сено, и траву.
Молочко потом даю
Папе, маме и ребенку.
И зовут меня Буренка. (Корова).
Нам бы, вредным цокотухам,
Пожужжать у вас под ухом,
Да боимся, если вдруг
В уголке сидит паук.
(Мухи).
Загадки для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток.
(Шоколад)
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.
(Мороженое)
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте! (Сок)
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками.
(Конфеты)
Получился торт на славу,
Съем и крошки подберу.
В торт добавили приправу,
Не простую, а кору. (Корица)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем.
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем. (Баранки,
сушки)
В печке выпекся он смуглый,
Как баранка, тоже круглый.
Эту мягкую баранку
Съем на завтрак спозаранку.
(Бублик)
Их бабуля с сахарком
Выпекала, сладкие.
Первый вышел - словно ком,
А другие - гладкие. (Блины)
Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются "Кис-кис".
(Ириски)
Сверху - ромбиком узоры,
А начинка в них внутри.
Быстро чайные приборы
В кухне с полочки бери.
Их мы к чаю предлагаем
Деду и младенцу.
И в их честь мы называем
Часто полотенце. (Вафли)
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
На варенье я похож,
Только перетерт.
К чаю ты меня возьмешь
И добавишь в торт. (Джем)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы
Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....
Конспект занятия по развитию речи (Обучение грамоте).
Развитее речи (Обучение грамоте)....
Конспект занятия по развитию речи - обучение детей рассказыванию, старшая группа
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение детей рассказыванию по серии картин "Старушка"....
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа. Провела Седова О. А. 14.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Разв...
План конспекта – занятия по развитию речи. Обучение детей рассказыванию «Зимой на прогулке» с использованием фотографий на прогулке.
Цель: закрепление знания детей о зиме, формирование представлений о сезонных изменениях.Задачи.Обучающая: уточнить знания детей об изменениях в природе зимой, обучение рассказыванию в определенной пос...