Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказки в лоскутном шитье»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе «Сказки в лоскутном шитье»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе «Сказки в лоскутном шитье»

Тема: «Сказки в лоскутном шитье».

Цель: приобщение детей к декоративно – прикладному ремеслу (лоскутное шитье), к традициям и культуре, русского народа через русские народные сказки. 

Задачи:

расширять кругозор дошкольников о декоративно-прикладном ремесле  лоскутном шитье;

закрепить знания детей о русских народных сказках, их содержании;

формировать знания детей о роли иллюстрации в сказках;

способствовать формированию умения выполнять аппликацию в технике –лоскутная аппликация;

развивать интерес детей к лоскутному шитью, как к виду искусства; способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности детей;

развивать воображение, творческую активность детей;

воспитывать интерес к рукоделию, к культуре и традициям русского народа.

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

дети знают русские народные сказки;

умеют определить сказку по обложке (по иллюстрации, по названию);

дети могут объяснить термин «Лоскутное шитье»;

дети принимает активное участие в коллективных играх;

ребята самостоятельно выполняют лоскутную аппликацию, подбирая необходимые детали.

Предварительная работа: знакомство с русскими народными сказками (по программе), чтение рассказа Н. Носова «Заплатка», знакомство с лоскуточком, лоскутным шитьем, рассматривание «Квадратов» для создания «Одеяла моей бабушки», просмотр презентаций «Лоскутное шитье», «Лоскутное одеяло», «Лоскутная аппликация».

Материал и оборудование: колокольчик, платочек, выставка книг «Русские народные сказки», подушка «Кот Баюн» в лоскутной технике, иллюстрации к сказкам, выполненные в технике лоскутной аппликации, лоскутное одеяльце, цветные лоскутки – квадратики, проигрыватель, телевизор, запись музыкальной игры, видеороликов, заготовки из ткани для выполнения лоскутной аппликации «Сказочный домик», картонные квадраты с тканевыми рамочками, клей, салфетки.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Настрой на работу

Звенит колокольчик.

Раз, два, три, четыре, пять – 

Становитесь в круг опять. 

Слева друг и справа друг,

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь!

– Что у меня в руке? (Платочек).

– Давайте будем передавать этот платочек друг другу и здороваться.

Упражнение «Я дарю тебе платочек»

Упражнение проводится в кругу. Воспитатель передает платочек ребенку, который стоит рядом по кругу, тот молча, благодарит (кивком головы) и дарит платочек следующему и т. д. В игру должны быть включены все дети. 

2. Введение в тему

Дети садятся на стульчики.

– Сегодня мы с вами поговорим о сказках. А поможет нам в этом сказочный герой. Какой, вы узнаете отгадав загадку.

Загадка:

Этот котик-котофей

Спать уложит всех детей.

Все его детишки знают,

Он ведь в сказках лишь бывает.

(Кот Баюн) 

II. Основная часть

1. Беседа о сказках

– Ребята, а кто такой кот Баюн. Чем он отличается от других котов и кошек?

– Давайте посмотрим видеоролик «Кот Баюн. Пока ролик идет, будем передавать кота друг другу, рассматривать его, гладить.

Видеоролик «Кот Баюн».

– Кот Баюн усыпляет детей и рассказывает им уди вительные сказки.

– Скажите, а что такое сказка? 

– Чем сказка отличается от других жанров художественной литературы?

– Чем народная сказка отличается от авторских?

– Какие сказки вы знаете?

– Посмотрите на выставку книг и скажите, можно ли по обложке узнать сказку? Как?

– Назовите сказки, которые есть на выставке.

– Послушайте стихотворение Михаила Пляцковского «Сказки гуляют по свету».

Стихотворение М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету»

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся, 

В окна, как в речки, глядятся.

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы –

Вдруг Сивка-бурка приснится.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

М. Пляцковский

2. Викторина по сказкам

– Сейчас я посмотрю, как вы хорошо знаете содержание сказок.

К нам, ребята, кот Баюн,

Пришёл с вами поиграть,

Вам загадки загадать.

Где отгадка – там конец, 

А отгадал кто – молодец!

Сказки надо отгадать,

Дружно, хором их назвать!

– Я зачитываю загадку кота Баюна, вы ее внимательно дослушиваете до конца и хором называете отгадку. Если вы правильно назвали сказку, я выставляю иллюстрацию.

Поселились в той избушке

Очень разные зверушки.

Попросился к ним и Мишка,

Только ведь медведь – не мышка,

Влезть и так и сяк пытался,

Сверху сел – и дом сломался.

(Теремок)

Как его не пожалеть?

Топал по лесу медведь

И ни разу за денёк

Не присел он на пенёк.

(Маша и медведь)

У Машеньки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди)

Говорила ведь сестрица:

«Пить из лужи не годится».

Не послушался сестру,

Стал козлёночком к утру.

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Опустил он в прорубь хвост,

Хвост его ко льду примёрз,

А потом немало вёрст

На себе лисицу вёз.

(Волк и лиса)

Лук и стрелы братьям дали,

Чтоб невесту выбирали:

Им стрела укажет место,

Где она  там и невеста.

Старшим братьям повезло:

Каждый угодил в крыльцо.

Младшему, хоть неохота

Брать невесту из болота,

Но пришлось. Сам царь-отец

Их отправил под венец.

(Царевна-лягушка)

Конь копытом бил на воле,

Потоптал пшеницы поле.

Наглеца в сердцах браня,

Изловил Иван коня.

Сослужил тот службу верно 

И допрыгнул до царевны.

(Сивка-бурка)

Разъезжал верхом на печке,

Знал волшебные словечки.

Скажет их  и сани сами

Отправлялись за дровами,

Вёдра полнились водой,

Друг за дружкой шли домой.

(По щучьему велению)

Физкультурная минутка «Веселая зарядка»

Назвали сказки все по порядку

Теперь приглашаю всех на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Руки вверх подняли раз, два, три.

Сели, встали, сели, встали 

И на месте побежали.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Движения выполняются по тексту.

3. Беседа по иллюстрациям к сказкам

– Посмотрите сколько мы с вами собрали иллюстраций.

– Что такое иллюстрация?

– Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем эти иллюстрации отличаются от обычных.

– Что такое лоскуток?

– Как называется техника, в которой выполнены иллюстрации?

– Посмотрите, что это? В какой технике выполнено одеялко?

– Из чего сшито одеялко?

Дети рассматривают одеялко, передавая его друг другу.

– Как из лоскуточков собрали и сшили одеяло, так и эти иллюстрации собрали и сшили из маленьких лоскуточков.

– Как вы думаете, легко ли выполнить такую работу? 

– Людей, девушек, женщин, которые выполняют изделия из лоскутного шитья, называют мастерицами. Мы с вами ходили на выставку по лоскутному шитью и познакомились с такими мастерицами.

Видеоролик «Сказки в лоскутном шитье».

– Давайте посмотрим видеоролик о сказках, иллюстрации к которым выполнены в технике «Лоскутное шитье».

Показ видеоролика «Сказки в лоскутном шитье».

Видеоролик на песню Татьяны и Сергея Никитиных «Песенка о сказках».

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

– Ребята, назовите любимых героев сказки.

– У каждого из героев, которых вы назвали был свой дом.

– Что стоит в поле не низок, не высок?

– Что случилось с теремком?

– В какой избушке жила лиса? 

– В какой избушке жил зайчик?

– Что случилось с избушкой лисы?

– Я предлагаю вам сегодня создать сказочные домики из лоскуточков.

– Но, перед тем как мы приступим к выполнению аппликации, предлагаю вам поиграть с разноцветными лоскуточками.

Музыкальная игра «Волшебный платочек»

Играет музыка, дети выполняют танцевальные движения.

Музыка меняется, движения тоже меняются.

4. Лоскутная аппликация «Сказочный домик».

Дети выполняют аппликацию из готовых форм – лоскутков.

Давайте разложим свои домики на столах и полюбуемся ими. Скажите, ребята, какого героя вы бы поселили в свой домик?

III. Заключительная часть

Итог занятия

Вот пришла пора прощаться,

Нам со сказкой расставаться.

Сказку новую опять

Будем вместе в гости ждать.

Рефлексия

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Почему? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности старшей группы с общим недоразвитием речи "Сюрприз для мамы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группы с общим недоразвитием речи  "Сюрприз дя мамы". Итоговое занятие по теме  "Овощи"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (старшая группа), тема: "Дерево доброты".

Материалы на епархиальный конкурс методических разработок для детей дошкольного возраста, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского "Когда сердцем правит любовь"....

«Семена проснулись» конспект непосредственно образовательной деятельности старшая группа

Задачи: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиваниии. Дать представлениео семени готового, к посеву. Познакомить с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, старшая группа Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности, старшая группа Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности старшая группа Игра «Что? Где? Когда?»

данное занятие направлено на формирование у детей интереса к театральному искусству и приобщению к театрализванной деятельности и любви к устному народному творчеству....