Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

создать условия для автоматизации правильного произношения звука [Ш] в словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zv._sh.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»

Тюленева Анна Николаевна, учитель-логопед

Индивидуальное логопедическое занятие рассчитано на одного ребенка с тяжелыми нарушениями речи, этап автоматизация звука в слове (начало слова, середина слова, конец слова) и в предложении, продолжительность занятия 20 минут.  

Коррекционно Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.

Цель: создать условия для автоматизации правильного произношения звука [Ш] в словах и предложениях.

Задачи:

-образовательные:  

  • закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш], закреплять правильное направление воздушной струи при произношении шипящих звуков.
  • закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах (начало слова, середина слова, конец слова) и предложениях
  • закрепить умение составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса; улучшение навыка словообразования;
  • закрепить умение в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными в роде и числе.
  • закрепить умение образовывать формы множественного числа родительного падежа.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие и определять местоположение звука в слове
  • способствовать развитию слухового внимания, развитию логического мышления, памяти 
  • способствовать развитию тонкой моторики пальцев рук. 

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать желание красиво говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: предметные картинки, названия которых содержат звук [Ш] (шина, шуба, шапка, шило, шипы, дедушка, катушка, мешок, уши, кукушка, подушка, бабушка, ландыш, камыш, душ), игрушка мышонок, картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики, кристаллы (камушки Марблс).

Ход занятия

  • Сегодня на занятие к нам пришел гость, это Мышонок.  Он принес очень интересную игру. В этой игре ты будешь проходить различные испытания, за каждый пройденный этап, ты будешь получать кристалл. Эти кристаллы тебе понадобятся для выполнения последнего задания. Тебе нужно постараться выполнить все задания в игре правильно.
  •  Ты готов начать игру? - Готов!
  • Что ты будешь делать?
  • Выполнять все задания в игре правильно.
  • Итак, начнем! Ставь Мышонка на первый квадрат.  

Задание «Артикуляционная гимнастика»

-Чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка. В этом нам помогут опорные картинки с изображением упражнений. Упражнения: «Трубочка», «Прыжки», «Чистим зубки», качели, «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Фокус». (комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Ш] выполняется на Умном зеркале)

Ребенок получает кристалл.

  • Ты отлично справился! Переходи по стрелке на следующий квадрат, и выполняем задание.

Задание «Пошипи как змея»

  • Посмотри это подружка нашего Мышонка Змея. Покажи, как она шипит. Помни, что, когда мы произносим звук [Ш] губы выдвинуты вперед и округлены, кончик зыка поднят к передней части неба. Но не касается его, форма языка напоминает чашечку.

Ребенок проводит пальчиком по дорожке и произносит отчетливо звук [Шшшшш]. 

Ребенок получает кристалл.

-Ты молодец, отлично справился с заданием, правильно произнёс изолированно звук [Ш]. Переходи по стрелке на следующий квадрат.

Посмотрим, что тут нужно сделать. Кто тут нарисован?

  • На картинке нарисована мама Мышка и ее мышата.
  • А что они делают?

-Мама Мышка читает своим мышатам книгу.

  • Да, верно. В этой книге много разных картинок, давай назовем картинки, которые рассматривают мышата.

Задание «Назови картинки»

-Тебе нужно назвать все картинки, правильно произноси звук [Ш] в этих словах, следи за произношением. 

Ребенок называет картинки (шина, шуба, шапка, шило, шипы, дедушка, катушка, мешок, уши, кукушка, подушка, бабушка, ландыш, камыш, душ).

Ребенок получает кристалл.

  • Ты отлично справляешься, правильно произнес звук [Ш] и все слова. Переходи по стрелке на следующий квадрат и будем выполнять следующее задание.

Задание «Назови ласково»

-В этом задании тебе нужно назвать каждую картинку ласково, то есть в уменьшительно-ласкательной форме. Не забывай следить за правильным произношением звука [Ш].

Ребенок называет картинки в уменьшительно-ласкательной форме. (Картинки: катушка-катушечка, кукушка-кукушечка, подушка-подушечка, шапка-шапочка, мешок-мешочек, уши-ушки) Ребенок получает кристалл.

  • Молодец! Переходи на следующий квадрат и посмотрим, что нужно сделать в этом задании. Здесь нарисован жадный Мышонок. Он обнял мешок и хочет нам показать, что все, что в мешке - это его. Давай представим, что все картинки твои.  

Задание «Игра жадина»

Логопед задает вопрос: «Скажи, чья шапка?» Ребенок отвечает: «Моя шапка». Проигрываются все картинки Ребенок получает кристалл.

  • Отлично, молодец. Переходи дальше. В этом задании мышонок предлагает нам поиграть в прятки со звуком [Ш]. Ты уже знаешь, что звук может спрятаться в начале слова, в середине слова и в конце слова. Называй картинки, определи где находится звук [Ш] в этом слове и разложи картинки по домикам. Давай вспомним характеристику звука [Ш] и приступим.
  • Звук [Ш]-согласный, твёрдый, глухой.

Ребенок называет картинки по порядку, определяет место звука [Ш] в слове и раскладывает по домикам (картинки: шина, шуба, шапка, шило, шипы, дедушка, катушка, мешок, уши, кукушка, подушка, бабушка, ландыш, камыш, душ).

Ребенок получает кристалл.

  • Ты справился и с этим заданием, здорово. Переходи по стрелке, и узнаем, какое задание следующее.  

Задание «Я вижу много…»

  • Посмотри, Мышонок взял подзорную трубу и хочет рассказать нам, что он видит. Например, мышонок говорит: «Я вижу много шапок». А теперь ты? Ребенок берет карточку и говорит предложение «Я вижу много …» (картинки шина, дедушка, шуба, катушка, шапка, подушка).

Ребенок получает кристалл. 

  • Ты правильно выполнил задание. Переходи по стрелке.

Задание «Составь предложение»

  • На этой картинке нарисованы мышки - озорники. Они прыгали по книжке и все предложения в книжке рассыпались на отдельные слова. Тебе нужно эти слова правильно поставить и сказать предложение. Я тебе скажу слова, а ты послушай, найди ошибки и скажи, как правильно звучит предложение.

Предложение 1: У, кошка, Маши, пушистая.

Ребенок: У Маши пушистая кошка.

Предложение 2: Кашу, Миша, пшенную, кушает Ребенок: Миша кушает пшенную кашу.

Ребенок получает кристалл.

  • Переходи дальше. Посмотри, какой мышонок молодец, он сделал из сыра букву Ш. Для выполнения следующего задания тебе понадобятся кристаллы, которые ты получал за выполнение каждого задания.  

Ребенок собирает из кристаллов букву Ш.

Рефлексия

  • Вот ты и прошёл все задания в игре, которую тебе принес Мышонок. Ты отлично справился. Скажи, тебе понравилось играть в эту игру и проходить испытания?  

-Теперь ты умеешь правильно произносить звук [Ш] в словах и предложениях. Продолжай следить за правильным произношением звука [Ш] и помогать тебе в этом будет Мышонок. Ты будешь красиво и правильно говорить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "День рождения у Шарика". Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук....

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерной презентации "Автоматизация звука [р] в слогах и словах"

В данном материале подробно изложен ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах и словах у ребёнка 6-7 лет с ОНР. Использование компьютерной презентации позволит сд...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Одежда» по автоматизации звука «Л» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "Л" в словах,словосочетаниях и предложениях по средствам лексической темы "Одежда"...

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия на тему: «В зоопарке. Автоматизация звука р в словах и предложениях»

Конспект содержит подробное описание логопедического индивидуального занятия с ребенком шести лет. Занятие направлено на автоматизацию произношения звука р в словах и предложениях.http://doospc.dop.o...