Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерной презентации "Автоматизация звука [р] в слогах и словах"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Гладышева Инна Валерьевна

В данном материале подробно изложен ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах и словах у ребёнка 6-7 лет с ОНР. Использование компьютерной презентации позволит сделать занятие более интересным и увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида»

г. Лысково Нижегородской области

Конспект

индивидуального логопедического занятия

с использованием компьютерной презентации

Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах и словах»

Разработчик:

учитель – логопед Гладышева И.В.

г.Лысково

2017

Коррекционно – образовательные задачи. Закрепить чёткое произношение звука [р] в слогах и словах. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме Род. п. ед. ч.). Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов.

Коррекционно – развивающие задачи. Развивать речевой слух, зрительное внимание,  фонематическое восприятие, мышление, внимание, творческое воображение, артикуляционную, тонкую и общую моторику, чёткость дикции.

Воспитательные задачи. Воспитывать любознательность, стремление познавать новое. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование. Компьютерная презентация «Экскурсия в зоопарк», разрезная картинка «Автобус», цветные модели для составления звуковой схемы.

Предварительная работа. Рассматривание картинок с изображениями животных жарких стран. Упражнение в изолированном произнесении звука [р], а также в произнесении звука в  разных слогах.

Ход занятия

1.Оргмомент. Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Развитие речевого слуха, мышления.

Логопед приветствует ребенка, предлагает  сесть за стол

Логопед. Настя, ты уже умеешь произносить звук [р]. Сегодня мы будем произносить слоги и слова с этим звуком.  А сначала я предлагаю тебе отгадать загадку и тогда ты узнаешь, куда сегодня мы совершим экскурсию.

Это очень странный сад -

Звери в клетках там сидят.

Его парком называют,

Часто люди в нём бывают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

И смотреть зверей идём?

Ребёнок. Это зоопарк.

-Правильно, Настя, это зоопарк. Слайд № 2.

2.Артикуляционная гимнастика. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука [р]. Слайд № 3. 

Логопед. Но прежде чем мы отправимся в зоопарк, давай наведём порядок в доме.

Сначала «вытряхнем покрывало»: будем тянуться язычком сначала к носу, потом к подбородку.

Ребёнок  выполняет упражнение. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения

Теперь «почистим пылесосом  коврик»: откроем рот, уберём язык за верхние зубы, будем водить кончиком языка по нёбу вперёд-назад и длительно произносить звук [ж].

Ребёнок выполняет упражнение

А сейчас «вытрем пыль с полочки»: закроем язычком верхнюю губу и медленно движением  сверху вниз уберём его за верхние зубы.

Ребёнок выполняет упражнение. Логопед следит, чтобы подбородок у ребёнка оставался неподвижен.

Логопед.Молодец, Настя. Теперь мы можем ехать в зоопарк.

3.Упражнение «Сложи картинку». Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Логопед. Настя, ты хочешь узнать, на чём мы поедем в зоопарк?

Ребёнок. Да.

Логопед. Тогда я предлагаю тебе сложить картинку, и тогда ты узнаешь, на чём мы поедем в зоопарк.

Логопед кладёт перед ребёнком части разрезной картинки «автобус». Ребёнок складывает картинку.

Логопед. На чём мы поедем в зоопарк?

Ребёнок. Мы поедем в зоопарк на автобусе.

Логопед. Молодец, Настя!

Слайд № 4.

4.Упражнение «Заведи мотор». Изолированное произнесение звука [р].

Логопед. Настя, давай вспомним, как работает мотор у автобуса. Приоткроем рот, язык уберём за верхние зубки и подуем на кончик языка так, чтобы он начал дрожать. Вот так: ррррррррр!

Ребёнок. Ррррррррррррр!

Логопед. Молодец!

5.Упражнеие «Повтори за мной». Автоматизация звука [р] в слогах.

Логопед. Настя, для того чтобы нам в дороге было весело, давай петь слоговые песенки. Повторяй за мной: ра-ро-ру.

Ребёнок. Ра-ро-ру.

Логопед. Ар-ор-ур.

Ребёнок. Ар-ор-ур.      

Логопед. Ара-ора-ура.

Ребёнок. Ара-ора-ура.          

Логопед. Кра-кры-кру.

Ребёнок. Кра-кры-кру.          

Логопед. Атр-отр-утр.

Ребёнок. Атр-отр-утр.

Логопед. Молодец, Настя. Вот мы и приехали.

6.Игра «Назови животных». Автоматизация  звука [р] в словах.

-Вот мы и в зоопарке. Слайды № 5-11.  

Логопед. Посмотри, Настя,  сколько здесь зверей! Давай назовём их.

Ребёнок. Зебра, кенгуру, рысь, жираф, тигр, пантера, носорог.

Логопед контролирует произношение ребёнка, по мере необходимости поправляет

7.Игра «Скажи, у кого?».  Автоматизация  звука [р] в словах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме Род. п. ед ч.)

Логопед ещё раз обращает внимание ребёнка на слайды с изображениями животных

Логопед. Настя, скажи, у кого длинная шея?

Ребёнок. У жирафа.

Логопед. А  кого шкура в чёрно-рыжую полоску?

Ребёнок. У тигра.

Логопед. А у кого чёрно-белый окрас?

Ребёнок. У зебры.

Логопед. Скажи, Настя, у кого на ушках кисточки?

Ребёнок. У рыси.

Логопед. А у кого передние лапы короче, чем задние?

Ребёнок. У кенгуру.

Логопед. У кого из животных шерсть чёрного цвета?

Ребёнок. У пантеры.

Логопед. У кого на носу рог?

Ребёнок. У носорога.

Логопед. Скажи, Настя,  название какого животного не изменилось?

Ребёнок. Кенгуру.

Логопед. Ты умница, Настя!

7.Упражнение «Зарядка для Насти».  Развитие общей моторики, координации движений.

Логопед. Настя, предлагаю тебе послушать стихотворение и выполнить действия, о которых в нём говорится:  

Настя наша быстро встала             Встаёт со стула

И на месте зашагала.                     Шагает на месте

На носочках потянулась,              Встаёт на носочки, поднимает  руки вверх

А потом назад прогнулась.         Руки ставит на пояс, прогибается  назад

Как пружиночка  присела            Приседает

И на стульчик тихо села.             Садится на стульчик

8.Упражнение «Раздели на слоги». Закрепление навыка слогового анализа слов. Слайд № 12.

Логопед. Настя, посмотри на картинки с животными и назови сначала тех животных, в названиях которых один слог.

Ребёнок. Тигр, рысь.

Логопед. Теперь  назови  животных, в названиях которых два слога.

Ребёнок. Жи-раф, зеб-ра.

Логопед.  И, наконец, назови животных, в названиях которых три слога. Ребёнок. Кен-гу-ру, пан-те-ра, но-со-рог.

Логопед. Молодец! Ты правильно назвала животных.

9.Упражнение «Составь схему». Закрепление навыка звукового анализа слов. Слайд № 13.

Логопед обращает внимание ребёнка на слайд с изображением тигра и просит составить звуковую схему этого слова. Ребёнок выполняет задание.

Логопед. Настя, сколько звуков в слове тигр?

Ребёнок. В слове тигр четыре звука.

Логопед. Какой звук первый?

Ребёнок. Первый звук [т’]. Он согласный мягкий глухой.

Логопед. Каким кружком ты его обозначила?

Ребёнок. Я обозначила его зелёным кружком.

Аналогично ребёнок рассказывает о каждом звуке слова тигр. По окончании логопед предлагает ребёнку проверить,  правильно ли он составил схему слова, обращая его  внимание на слайд № 14.

Логопед. Молодец, Настя! Ты всё сделала правильно! Слайд № 15.

10. Окончание  занятия. Оценка деятельности ребёнка.

Логопед вновь показывает ребёнку слайд № 4 с изображение автобуса

Логопед. Настя, животным пора отдыхать, а нам возвращаться  в детский сад. Мы снова садимся в автобус. Пока мы едем, давай вспомним, где мы были, кого видели.

Ребёнок. Мы были в зоопарке. Видели разных животных.

Логопед. Кто из животных тебе понравился больше?

Ребёнок отвечает. Логопед следит за произношением ребёнка. Логопед выключает презентацию.

Логопед. Вот мы и приехали. Ты – молодец, Настя. Ты умеешь правильно произносить звук [р] в слогах, словах. Ты сможешь рассказать о зоопарке своим родным и друзьям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. Лысково Нижегородской области «Экскурсия в зоопарк» Автоматизация звука [ р ] в слогах и словах Разработала: учитель – логопед Гладышева Инна Валерьевна

Слайд 2

Зоопарк

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика 1.Трясём покрывало («Качели») 2.Чистим ковёр пылесосом («Пылесос» ) 3.Вытираем пыль с полочки (« Вкусное варенье »)

Слайд 4

Мотор работает: ррррр ……

Слайд 5

Жираф

Слайд 6

Тигр

Слайд 7

Зебра

Слайд 8

Рысь

Слайд 9

Кенгуру

Слайд 10

Пантера

Слайд 11

Носорог

Слайд 12

Посчитай слоги 1 1 2 1 2 3

Слайд 13

Составь звуковую схему слова «тигр»

Слайд 14

Давай проверим! 1.Сколько в слове звуков? Назови их по порядку. 2.Расскажи о каждом звуке. 3.Сколько в слове слогов? Как ты узнал (а)? 4.Как можно изменить слово, чтобы в нём стало два слога?

Слайд 15

Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Лунтиком». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия«Игры с Лунтиком».Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах              Учитель-л...

Конспект индивидуального логопедического занятия " В поисках клада". Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Конспект индивидуального логопедического занятияТема « В поисках клада» Автоматизация звука Л.ЦелиПродолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука ( л).Формировать направлен...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»...