Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_sh_v_slovah_i_predlozheniyah.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.
Тема: «Приключения в осеннем лесу»
Цель: закрепить навык произношения звука на материале слов, предложений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать правильное произношение звука «Ш»; - закрепить лексическую тему «Осень».
Коррекционно-развивающие:
-закрепить навыки правильного произношения звука «Ш» в словах и коротких предложениях;
- развивать фонематические представления;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику; - развивать внимание, память, ревой слух, речевое дыхание.
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
- воспитывать навыки самоконтроля, любовь к живой природе.
Оборудование:
Мультимедийная установка, осенние деревья с картинками, индивидуальные зеркала, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, игрушка мышка Маша, домик мышки, лесные деревья, прищепки, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, игрушки: медведь, белка, ёжик; 12 пеньков из картона, предметные картинки в названии которых есть звук «Ш» в форме грибочков и орехов.
- Организационный этап занятия.
Организационный момент – психоэмоциональный настрой на занятие
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
Дети и логопед встают в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Машенька – М...)
Лес волшебный тут как тут,
Приключения нас ждут!
- Основной этап занятия Дыхательная гимнастика
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды и огорчение.
Актуализация темы занятия
Кружит листопад. И листики летят. Как красив осенний лес. В нем полным -полно чудес!
Ребята, я видела, как мимо нас пролетела сорока и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Логопед находит письмо и читает его:
«Ребята, пишет вам мышка Маша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».
– Ребята, поможем Маше? (да!) Тогда отправляемся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные задания.
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.
Логопед: Маша предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это наше первое задание.
Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. | следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. |
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. | следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Описание: | Методические указания: |
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. | следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). |
«Маляр»
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. | следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. | следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. |
Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием Маши!
Ребята, посмотрите, а кто же это под кустом? (Ёж) А вот задание от ёжика. Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!
Пальчиковая гимнастика
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик,
пальцы другой руки – лесные зверюшки. Сжимаем одной рукой, каждый палец другой руки.
Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки - это ежик, левая рука сжата в кулак)
Зайке беленькому (отгибаем мизинец)
Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)
Рыжей лисичке (отгибаем средний палец)
Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец)
А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).
Логопед: Ребята, ёжик все орешки раздал животным, корзинка его пуста. Давайте поможем ему собрать грибы.
Игра с прищепками.
1,2,3,4,5 – будем грибы мы запасать. Мухомор красный – Гриб опасный. А второй – лисичка, Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, Бери его ты смело.
Логопед: Давайте посчитаем грибы.
Игра «1,2,5,9»
Посчитайте грибы (волнушка и свинушка)
Логопед: Молодцы! Выполнили второе задание. Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.
Логопед: В какой лес мы пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...).
Дыхательное упражнение. Листопад
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
Посмотрите на дерево, кто же это? (белка) А это задание от белки.
Развитие фонематического слуха
Игра "Поймай звук Ш»
Логопед: Помогите белочке собрать орешки и грибы на зиму. Приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук Ш:
– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.
Произношение изолированного звука (Ш)
Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …). Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
Сейчас я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук «Ш». Орешки и грибы (картинки), в названии которых есть звук «Ш» отнесем белочке. И это задание выполнили!
Автоматизация произношения звука «Ш» в словах
Логопед: пора в путь и нас ждет следующее задание от медведя.
Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза. (Дети выполняют задание) Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
Автоматизация звука Ш в предложениях
Игра «Чьи игрушки?»
Логопед: Мы с вами продолжаем путь, но на тропинке лежат потерянные игрушки ребят. Они очень любят играть. Назовите их игрушки и расскажите, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.
У Даши лошадка. Это ...
У Паши машина. Это ...
У Маши мышь. Это ...
У Миши шары. Это ...
У Наташи петушок. Это ...
Логопед: вот мы и пришли к домику нашей Мышки. Маша мы шли к тебе и выполняли задания, но со всем справились и нашли то, что ты потеряла. Ребята, какой звук потеряла наша Мышка? (Ш).
– Теперь она будет говорить правильно.
Заключительный этап занятия. Рефлексия.
Все задания выполнены. Какое задание было трудным? Во что бы хотели поиграть в следующий раз?
Оценка дошкольниками своей работы на занятии
Выберите из картинок-смайликов ту, которая больше всего подходит к вашему настроению после занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Р» Тема: « В поиске сокровищ»
Конспект содержит подробное изложение хода индивидуального занятия воспитателя. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Созданы условия и...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".
Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....
подгрупповое занятие в подготовительной группе по автоматизации звука "Л" в словах, слогах, предложениях.
конспект занятия в подготовительной группе по автоматизации звука "Л". Тема: "Спасение слоненка"....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука Л "Путешествие на самолете"
Автоматизация звука л изолированно, в слогах, словах. Лексическая тема: деревья средней полосы России....
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по автоматизации звука Р «Цветик-семицветик».
Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука Р «Цветик-семицветик». Цель:Автоматизация звука Р ...
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия на тему: «В зоопарке. Автоматизация звука р в словах и предложениях»
Конспект содержит подробное описание логопедического индивидуального занятия с ребенком шести лет. Занятие направлено на автоматизацию произношения звука р в словах и предложениях.http://doospc.dop.o...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Автоматизация звука [Ц]. Словообразование, словоизменение»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Автоматизация звука [Ц]. Словообразование, словоизменение»...