Методическая разработка занятия по речевому развитию "Описание картины И .И. Шишкина "Зима"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Хобракова Татьяна Николаевна

Конспект предназначен для педагогов для проведения занятия по развитию речи.

.Цель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы.

 Задачи: Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного) ; Развивать способность самостоятельно придумывать рассказ, не повторяющий рассказ товарищей;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методическая разработка занятия по речевому развитию «Описание картины И. И. Шишкина»

Цель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы.

 Задачи: Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного) ; Развивать способность самостоятельно придумывать рассказ, не повторяющий рассказ товарищей;

 Материалы и оборудование: картина И. И. Шишкина «Зима», картины по временам года разных художников, карты-схемы с алгоритмом рассказывания, приглашение в картинную галерею, 4 мольберта, краски, альбомные листочки.

 Ход НОД

Утренний круг

 Приглашение в картинную галерею. Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня пришла в детский сад, а на столе увидела этот конверт, на нем написано «Ребятам д/с 12 гр. Улыбка» откроем? (читаем приглашение) Воспитатель: Ну что примем приглашение в картинную галерею. А что такое картинная галерея? (это место где размещены картины разных или одного художника). Но прежде чем мы туда отправимся давайте вспомним какие картины по жанрам пишут художники?

Воспитатель: Отгадайте загадки

Если видишь на картине
чашку кофе на столе,
или розу в хрустале,
или бронзовую вазу,
или грушу или торт,
то подобную картину называют … 
(натюрморт)

Если на картине поле и река,
Или горы, лес и облака,
Или домик деревянный наш,
Мы картину назовем... 
(пейзаж)

Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как... (портрет)

А о правилах вы помните в общественных местах? (Нельзя громко разговаривать, чтоб не мешать другим.

Ну что отправимся в галерею? А поможет нам туда попасть волшебство. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и скажем 1,2,3 в картинную галерею нас унеси.

Воспитатель: Вот, мы с вами и попали в картинную галерею. Рассмотрите картины. Какие это картины по жанру? А какие времена года изобразили художники? А какое у нас сейчас время года? Давайте более подробно рассмотрим зимнею картину. Написал эту картину ребята Иван Иванович Шишкин - русский художник. Он очень любил красоту русской природы, у него много лесных пейзажей, у него даже фамилия лесная Шишкин.

 Но, к сожалению, сегодня в картинной галереи нет экскурсовода (вы знаете кто это?) он бы нам рассказал о всей красоте этого зимнего пейзажа, что же делать? Может, сами попробуем научиться этой профессии? Давайте рассмотрим эту картину. Дети рассматривают картину 1-2 минуты. Беседа по содержанию картины.

*Какое время года изобразил Шишкин на этой картине? (На этой картине изображена зима).

Схема №1- подскажет вам какое время года на картине. * О чем нам рассказал художник? (О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

 Схема №2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник?» *Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом?

 (схема №3) . (Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки). *Что изображено дальше, на втором плане картины?

 (схема №4) *Какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный). * Что это за деревья растут в этом лесу? (ели). Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.) *Почему мы не видим верхушек деревьев (потому что стоим очень близко к ним) (Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко). * Какие краски использовал художник для написания картины?

(схема № 5) Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он? (Да, необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.) Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой. А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется она тоже заснула. *Какая по настроению эта картина? Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная?

 (схема №6) (Да, картина тихая, спокойная, не громкая). *Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название.

 (схема №7) (Ответы детей) -Мне даже кажется что от этой картины дует морозный ветер. Замерзли? Может погреемся? Игра физ. минутка «Ветер дует раз…» -

 Воспитатель:Ну, что согрелись? Пришло время попробовать себя в роли экскурсовода. Сейчас мы с вами попробуем составлять рассказы по картине с помощью карт-схем, но сначала можно я попробую? На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега. На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки. Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Художник стоял очень близко к огромным елям, поэтому не видл вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны. Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном. Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Я бы назвала эту картину «Зимнее царство». - А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина. Дети составляют рассказы (3 - 4 человека).

Воспитатель: Какие красивые рассказы у вас, ребята получились, молодцы! Как художник точно смог передать красоту русской природы! Природа это красота нашей Родины, её нужно любить и охранять самое главное беречь! Жаль, мы фотопарат не взяли, так хочется запечатлить этот красивый зимний пейзаж И.И.Шишкина. Ребята может вы мне поможете, подумайте как можно это сделать без фотоаппарата? (Нарисовать) Конечно, но для этого нам необходимо вернуться в детский сад! Итак, давайте встанем в ровный круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем наши волшебные слова 1,2,3 в детский сад нас унеси!

 Рефлексия. Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам понравилось? В чем были затруднения? Чей рассказ вам больше всего понравился? Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей под музыку «Времена года» Чайковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект методической разработки занятия по речевому развитию

Формирование речевого развития детей: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях....

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей 3-4 лет на тему "В деревне у бабушки"

В данном конспекте описан план занятия, в котором дети знакомятся с окружающим миром и домашними животными: отгадывают загадки про животных, поют песенки и играют различные роли....

Методическая разработка занятия по речевому развитию. Тема: "Полёт гусеницы".

Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, мож...

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...

Методическая разработка. Занятие по речевому развитию (интеграция художественно-эстетическое развитие) во второй младшей группе (3-4 года) «ТЕРЕМОК»

Методическая разработка. Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «ТЕРЕМОК» (интеграция художественно-эстетическое развитие). Цель: Развитие познавате...