Проект методической разработки занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Накацева Марина Зуберовна

Формирование речевого развития детей: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Мы – маленькие дети на большой планете!».

Автоматизация звука [Р]

Цель: формирование речевого развития детей: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

- согласовывать существительные с числительными;

- закреплять навыки словоизменения существительных;

- пробудить познавательную и исследовательскую активность детей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

- формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

- развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Развивающие задачи:

- развивать познавательные способности детей: внимание, память, восприятие, мышление;

- развивать у детей грамматически правильную связную речь, умение поддерживать беседу.  Учить связно, последовательно и логично отвечать на  вопросы;

- развивать  мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, любознательность, умение говорить свое мнение в разных ситуациях.

- развивать толерантное отношение к окружающему и способствовать обогащению чувственного мира детей.

Воспитательные задачи: 

- расширить социальный опыт детей, научить их выполнять нормы и правила жизни через организацию игровой, проектной деятельности;  

- продолжать работу по воспитанию у детей правильной осанки и способствовать охране нервной системы, зрения, слуха, голосового аппарата ребенка;

-  сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Используемые средства и методы. Организационный момент «Улыбнитесь все вокруг». Психогимнастика  для создания благоприятной психологической атмосферы.  Закрепление предыдущего речевого и познавательного материала. Игровое путешествие  в зоопарк; постановка проблемных вопросов  (обращение к чувствам и переживаниям детей). Артикуляционная гимнастика  и развитие речевого выдоха. Изолированное произношение звука [Р]  - игровое упражнение «мотор». Отгадывание загадки,  автоматизация звука в слогах – игра «Эхо».  Физминутка. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р]. Игра «Поймай звук».  Релаксация «Отдохнем». Игра «Посчитай животных», 1-2-5. Словесная игра  «Найди звук в слове». Словесная игра  «Накорми животных» - автоматизация звука в фразе.

  Рассматривание картинок, слайдов.  Здоровьесберегающие технологии – физминутка, психогимнастика,  артикуляционная гимнастика.  Дидактические и словесные  игры.   Метод проектов, работа по проекту «Говорим правильно». Использование  ИКТ - показ слайдов (зоопарка, животных);  эмоциональный момент под музыку «В мире животных». Словесные методы  (художественное слово,  общение взрослых и детей – культурная языковая среда, их включение в обсуждение,   беседа, вопросы, повторение), использование элементов театрализации, импровизации.     Интегрированные технологии, личностно-ориентированные технологии, проблемно-игровые технологии, развивающие игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, индивидуально-дифференцированный подход.

Предшествующая работа:

- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р]; 

- развитие направленной воздушной струи;

- формирование (постановка) правильного произношения звука [Р]; 

- автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

- формирование умения определять  наличие звука [Р]  в словах;

- формирование умения определять позицию звука в слове;

- согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы  артикуляционной гимнастики для звука [Р] 

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

- общий вид Зоопарка в слайдах;

- животные со звуком [Р]  в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, морж, зебра, мартышка и другие;

- животные без звука [Р]  в названии;

- дидактическая игра «Накорми животных».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

5. Костюмы для персонажей: детей - представителей разных стран.

Ход занятия.

1. Организационный момент. 

Логопед: Здравствуйте, ребята.  Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу справа, руку дайте другу слева.

И скорей вставайте в круг.

2. Психогимнастика: (звучит спокойная композиция). Какой сегодня чудесный день. Ребята, какое у вас настроение?  Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы  и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.  Ребята, покажите мне свои глазки (педагог смотрит в глаза детям), в ваших глазках так много добра, посмотрите друг на друга, поделитесь своей добротой.

Логопед: Ребята, нам пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем. «В зоопарке беда! Ветер открыл двери клеток. Животные разбежались. Ветер сорвал таблички клеток. Помогите навести порядок. Директор зоопарка.»

Логопед: Работники зоопарка просят нас о помощи, поможем им?

Дети: Поможем.

Логопед: Давайте произнесем наш девиз: «Где добрые люди, там беды не будет!».

3. Закрепление речевого материала.

Логопед. Вспомните пожалуйста, названия животных и где они живут (показ картинок).

Дети. Ягуар живет в жаркой Африке. Полярная сова живет в Арктике. Зебра живет в Африканской саванне. Морж живет на Севере. Бурый медведь в России. Жираф и тигр живут в Африке. Кенгуру живет в Австралии.

Логопед: Молодцы! Все эти животные находятся в зоопарке. Но так как в зоопарке был сильный ветер, все звуки на табличках перепутались. Нам нужно все восстановить.

Ребенок. Я не знаю как случилось, только звук тот заблудился,

Забежал в другой он дом и хозяйничает в нем.

Логопед. Послушайте внимательно и исправьте ошибки.

- Зреет на кустах Марина, соберёт её малина.

- Поселился  в речке лак, маме нужен красный рак.

- У теленка – ложки, а в тарелке рожки.

- Щиплет травушку коса, косит травушку коза.

1 Ребенок. К стенке сдвинув табуретку, на нее проворно влез,

К карте мира в пестрых клетках проявляю интерес.

Я пройдусь по Антарктиде, Север снежный покорю

- А зачем? - меня спросите? - Там моржей я покормлю!

Логопед: А теперь давайте отправимся в путешествие на волшебной машине. Она перенесет нас в те страны где обитают эти животные. А чтобы мотор у машины красиво зарычал, давайте вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р].

4. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Упражнения «Лошадка», «Индюк», «Дятел», «Грибок», «Фокус».

Уточнение артикуляции звука [Р] (рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует).

Покажите, как красиво рычит мотор:   РРРРРР.

 (под музыку «В мире животных).

Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто нас встречает?

- Давайте поздороваемся с жителем этой страны, который поможет нам отыскать наше животное.

Дети. Здравствуйте!

Ребенок с севера. Вам конечно помогу и загадку задаю:

1. Ночью ухает: «Ух-ух!»

Съем любого, кто лопух,

Догоню когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый! ( полярная сова).

2. Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте-ка, ребята,

Что за богатырь такой? (морж)

Ребенок с севера. – А теперь поиграем в игру «Эхо». Сейчас вы будете моим эхом, повторите то, что услышите 3 раза: ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр, дра, тра.

Логопед.  Молодцы, отправляемся дальше.

2. Ребенок. До свиданья, чудо- страны! Бирма, Индия, гуд-бай!

Африканская саванна, ты теперь меня встречай!

Логопед: Ребята, посмотрите, кто нас встречает?

- Давайте поздороваемся с жителем этой страны, который поможет нам отыскать наше животное.

Дети: Здравствуйте!

Ребенок из Африки.- Вам конечно помогу и загадку задаю:

- Он ходит голову задрав,

Не потому что важный граф,

Не потому что гордый нрав,

А потому что он … (жираф)

-Разрисована лошадка,

Словно школьная тетрадка…(зебра)

5.Физминутка.

1.У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.   Где? 

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                             

На носах, на животах,  коленях и носках.                                                    

2. А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. Где?                                                  

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                             

На носах, на животах, на коленях и носках.          

 Зебра     

Хлопаем по всему телу ладонями. 

Обоими указательными     пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

«Рисуем» ребрами ладоней  полоски по всему телу.    Обоими указательными     пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

                           

Движения, как для тигра.

6.Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р]. Игра «Поймай звук»

Ребенок из Африки. – Когда вы услышите в названии  животных звук [Р] – хлопните в ладоши: рысь, слон, жираф, бегемот, тигр, медведь, волк, носорог, зубр, лиса, зебра, тюлень, мартышка, морж.

Логопед. Молодцы, а теперь назовите тех животных, которых вы выбрали для зоопарка – жираф и зебра.

7.Релаксация.

Логопед. Ребята, мы немного устали в дороге, давайте отдохнем. Отдохнем немного, посидим на травке, послушаем голоса птиц, позагораем. Как приятно солнышко пригревает. Солнечные лучики пригревают лицо, шею, руки.

Но нам некогда сидеть, нам пора уже вставать.

Веселы, бодры мы снова, к приключениям готовы!

3 Ребенок.

Лиссабон, Париж и Краков,

Путешествию - конец!

Я на Родину вернулся,

Вот какой я молодец!

Логопед. А на родине нас встречают Имран и Марьяна. Они помогут нам найти недостающих  животных.

Имран. – Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это… (рысь).

Марьяна. Полосатый, рыжий зверь, самый редкий он теперь…(Уссурийский тигр).

8. А сейчас  игра «Посчитай животных», 1-2-5

Один жираф. Два жирафа. Пять жирафов. (Тигр, морж)

9. Словесная игра  «Найди звук в слове»

Логопед. Молодцы ребята. Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р]  стоит в начале слова, во втором – в середине слова,  в  третьем – в конце слова.

Дети. В 1 вагоне едет – рысь. Во втором вагоне – жираф, зебра, морж, полярная сова. А в 3-м – тигр.

Логопед: Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давайте их покормим.  

 10. Словесная игра  «Накорми животных»

Автоматизация звука во фразе.

Логопед. Посмотрите  на картинки и выберите, чем можно накормить  каждого  животного. (Строим фразу:  Я накормлю кого? Чем? (Я дам тигру – мясо, жирафу – веточки с листьями, моржу – рыбу, рыси – мясо, зебре - траву).

 11. Итог.

Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие.  В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Понравилось Вам наше путешествие?  Где мы побывали? Что мы увидели? С кем мы подружились? Ребята, вы  сегодня хорошо поработали, красиво произносили звук [Р]. Следите за своей речью и всегда произносите звук [Р]  правильно. Директор зоопарка благодарит вас за помощь и дарит вам на память фотографии животных.

Дети. На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете,

И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!

12.Звучит песня  «Сохрани жизнь всему живому на земле»  дети с шарами выполняют  танцевально-ритмические движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по речевому развитию

В помощь воспитателю детского сада НОД по речевому развитию "Федора в гостях у ребят"...

Методическая разработка НОД Речевое развитие в 1 младшей группе Тема: «Домашние животные»

Методическая разработкаНОД Речевое развитие в 1 младшей группе...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости» Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И. М.

Программное содержание: Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Цель: Углублять представление детей...

Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.

Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...