Конспект по восприятию художественной литературы в подготовительной группе с применением технологии продуктивного чтения – слушания по произведению Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по восприятию художественной литературы в подготовительной группе с применением технологии продуктивного чтения – слушания
по произведению Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
Задачи:
А) Формировать умение воспринимать смысл прочитанного, эмоционально откликаться на прочитанное. Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;
Б) Умение делать выводы, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать чувство доброты и отзывчивости. Развивать диалоговую речь.
В) Воспитывать интерес к книгам, к художественным произведениям.
Материал: книга со сказкой, иллюстрации по сказке, пособие О.В. Чиндилова, игрушка старичка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_lisichkin_hleb.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по восприятию художественной литературы в подготовительной группе с применением технологии продуктивного чтения – слушания
по произведению Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
Задачи:
А) Формировать умение воспринимать смысл прочитанного, эмоционально откликаться на прочитанное. Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;
Б) Умение делать выводы, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать чувство доброты и отзывчивости. Развивать диалоговую речь.
В) Воспитывать интерес к книгам, к художественным произведениям.
Материал: книга со сказкой, иллюстрации по сказке, пособие О.В. Чиндилова, игрушка старичка.
Ход занятия.
Мотивационный этап.
Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! (Звоню в колокольчик)
Давайте улыбнемся, и подарим друг другу счастье.
-У меня в руке волшебное сердечко. Она просить нас сказать друг другу комплимент.
Игра «Сделай комплимент»
Перед занятием сажаем в книжный уголок игрушку старичка (лесовичка), рядом кладем книгу с произведением.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста ,по сторонам. Может что то или кто то необычный у нас появился в группе? (ответы)
- А как вы думаете кто это? (ответы)
- Давайте спросим зачем он к нам пришел. (Ответ)
Воспитатель берет игрушку в руки, меняет голос, и говорит голосом старичка.
- Я пришёл к вам издалека.
- Я вам сейчас загадаю загадку, и если вы ее отгадайте, то узнаете о доме, в котором я живу,.
Сам зелёный и густой. Дружит с елью и сосной. Тянется он до небес — Это наш любимый... (лес).
Воспитатель своим голосом.
- Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? (ответ)
- Вам понравилось там находиться? (Ответ)
-Ребята, а что вы можете сказать о лесе? Что вы о нем знаете?
- Да, в лесу живут и птицы, и животные. Вы знаете какие? (Ответ) Воспитатель меняет голос на голос старичка.
- Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. (Показываем книгу детям). И просила вам ее передать. Я ее для вас принес.
- Я оставлю вам эту книгу, а сам пойду дальше, у меня еще много дел. До свидания!
Воспитатель убирает игрушку
Ориентировочный этап:
-ой, ребята, какая интересная книга! Вам она нравится?
Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? (Ответ)
- Кто на ней изображен? (Ответ)
В этой книге рассказ М. Пришвина и называется он «Лисичкин хлеб».
За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М.М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (ответ)
Воспитатель показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.
-Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Ответы детей) Возможно так, вы все правильно говорите.
-А как нам узнать, кто из вас прав? (Ответы детей - прочитать)
-А вы можете самостоятельно прочитать этот рассказ? (Нет, потому что мы еще не умеем читать).
-Если мы что-то не умеем, мы просим того кто умеет . (Дети просят прочитать воспитателя).
Вы скоро научитесь читать сами, а пока я вам прочту эту интересную историю. - А вы умеете слушать? (Да)
-Тогда слушайте
«Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. (Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику). ( Как вы думаете с какой?). Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком (Хохолок – это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы), и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы ( а что это за сосновая смола, можете сказать?), дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. (Интересно, как же они лечатся? Ответ детей.)
- Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой (Кислой травой) лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась):
- Как вы думаете, что же она подумала? (Ответ детей)
- Откуда же это в лесу взялся хлеб? (А вы поняли, откуда взялся этот хлеб? Ответ)
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. (Как вы думаете, она отведала? Ответ детей)
Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!»
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля (Копуля - это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается) такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»
Физкультминутка
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!
Беседа по прочитанному:
- Понравился вам рассказ? (Ответ)
- О какой птице рассказывает автор?(ответ)
- Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке? (Ответ)
- Что автор рассказывает о сосновой смоле?(Ответ)
- Какие названия трав вы запомнили? (ответ)
- Что увидела Зиночка под заячьей капустой? (ответ)
- Как охотник назвал этот хлеб? (ответ)
- Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? (Да, правильно, потому что он был не такой, как все, и Зину привлекало все необычное) Потому что хлеб от лисички есть, было интереснее, чем обычный.
- Почему писатель так назвал свой рассказ? (именно о нем идет речь в рассказе. Он в шутку сказал дочке, что его этим хлебом угостила в лесу лисичка.)
- Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? (рассказ учит тому, что даже самая простая пища, кажется, во много раз вкуснее, если с ее появлением связан рассказ или какая-либо история. Тогда и еда становится сказочно вкусной.) (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)
-А хлеб есть полезно? (Ответ)
- В нем есть польза?(Ответ)
- А сейчас мы с вами пройдем на свои места за столы и попробуем еще раз восстановить события рассказа которые в нем происходили. (Дети садятся на свои места).
Задание:
- Перед вами лист, на котором изображены рисунки. Что изображено на них? (Ответ детей)
- Около каждой картинки есть кружок. Вам нужно закрасить тот кружок, где на рисунке изображено то, что принес охотник из леса.
- Справились? (Ответ детей)
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верно-неверно»
(Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).
-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей? (Ответ)
-В лесу он поймал медведя? (Ответ)
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева? (ответ)
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком. (Ответ)
-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. (ответ)
-Под заячьей капустой лежал кусок батона? (Ответ)
- А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала. (ответ)
-Лиса отдала свой хлеб? (Ответ)
-Зиночка съела этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин? (Ответ)
Рефлексивный этап:
-А сейчас мы с вами вспомним, чем занимались на занятии, покажите мне, что вы готовы сядьте прямо.
-Какой рассказ мы сегодня прочитали и обсуждали?
- Как назывался рассказ? О чем он? Совпало ли ваше предположение?
-кто автор?
- А вам понравился этот рассказ? (Ответ)
- Что нового вы узнали? (Ответ)
Кому вы хотите рассказать об этом рассказе?
- А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? (Ответ)
- Ребята, что было трудным сегодня на занятии?
- Почему мы смогли? ( Мы старались,
- Кто из героев вам больше понравился? (Ответ). Почему? (Ответ)
- Вы все большие молодцы!
У лисички для вас тоже есть сюрприз. Пока мы читали, она к нам прибегала и оставила подарок. Посмотрите, что же это? (лисичкин хлеб)
За обедом мы обязательно попробуем на вкус лисичкин хлеб.
А лисичке мы тоже сделаем подарок. Нарисуем дома ее портрет, какой вы ее себе представили в рассказе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...
Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
Тема: воспитание качества сочувствия и доброты через прочтение сказки «Цветик – семицветик» В.Катаев...
Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
Тема: О плохих человеческих качествах по мотивам сказки «Лягушка – путешественница» В.М.Гаршин...
ОД Восприятие художественной литературы в подготовительной группе Тема: Чтение сказки " Дюймовочка"
-...
Конспект занятия по художественной литературы в подготовительной группе "Чтение сказки "Добрый заяц"
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить детей понимать образное содержание сказки, характера героев сказок, способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемом...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе: Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»
Заняти е по сказке "Царевна лягушка"...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе чтение "Творим добро"
Интересные занятия для дошкольников...