Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Грачёва Мария Сергеевна
Нейроигры — это игры, которые специально разработаны для стимуляции и развития мозговой деятельности детей. Они помогают активизировать межполушарное взаимодействие и стимулировать речевую активность. Некоторые задачи нейроигр: ребёнок учится чувствовать пространство и своё тело; развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука); формируется правильное взаимодействие ног и рук; ребёнок учится последовительно выполнять действия; развивается зрительное и слуховое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Годовой план "нейроигры"21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная группа «Островок»

ФИО воспитателей:

Грачёва Мария Сергеевна

Пузырникова Ольга Алексеевна

Направление:

Развитие мягких и жестких компетенций.

Тема по самообразованию:

«Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми подготовительного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»

Актуальность: В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.

Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами. Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Применяя в своей работе нейроигры, я  заметила улучшение улучшение всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы.

Какие же преимущества мы наблюдаем при использовании нейроигр?

Конечно это: игровая форма, эмоциональная привлекательность, многофункциональность, автоматизация речи в сочетании с двигательной активностью, формирование партнерского взаимодействия между ребенком и взрослым.

Перечень нейроигр используемых в работе с детьми:

игра

        Ход игры

«Клювики»

Руки ребенка — «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом повторяем предыдущее движение, сменив руки.

«Ухо-нос»

Одной рукой ребёнок берётся за мочку уха, второй — за кончик носа, затем меняет руки.

«Змейка»

Соединяем ладони и двигаем ими, изображая ползущую змею.

«Капитан»

Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавив хлопок.

«Повтори жест»

Педагог показывает карточки с изображением жестов. Ребенок повторяет изображение.

«Нейротаблицы на внимание»

Одновременно двумя руками находить одинаковые предметы справа и слева. Это могут быть: животные, птицы, цифры, мебель, фрукты, овощи и т.д. Использовать изображения предметов, знакомых ребенку.

«Умные дорожки»

Игра похожа на межполушарные доски, но для выполнения этой игры не требуется специальное приспособление. Нужно нарисовать два зеркальных лабиринта, а ребенку необходимо провести одновременно пальцами обеих рук по дорожкам.

«Рисование двумя руками»

Нарисовать одновременно какой-либо предмет, например: геометрические фигуры. Для облегчения задания и тренировки навыка использовать шаблоны с изображением предметов, прорисованных пунктирной линией. Для усложнения задания предложить ребенку шаблоны разных геометрических фигур. Например: одной рукой он обводит круг, а второй квадрат, одновременно.

«Найди такую же цифру».

 Выкладываются цифры из разных материалов: пластика, картона, ткани и других. Инструкция: «Найди одинаковые цифры, например, все 3».

«Волшебный мешочек».

Найти в мешочке заданную цифру или геометрическую фигуру на ощупь.

«Составь фигуру».

Сложить из подручного природного материала (камни, ракушки и т.д.) геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал.

«Большие, маленькие, средние».

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

«Молчу — шепчу — кричу».

Придумать знаки, которые обозначают действия: молчать, шептать или кричать. Попросите показать ребенка, для выполнения того или иного действия.

«Выложи одинаковый ряд»

По образцу или по заданной инструкции выложить одинаковый ряд двумя руками. Можно использовать разные материалы: камни, ракушки, листики, палочки и т.д.

«Путаница»

Выполнить действие, которое озвучивает ведущий. Но сам ведущий при этом выполняет что-то другое. Например: «Подними руки вверх», а ведущий разводит руки в стороны.        

«Спичечный тренинг»

Выложи такую же фигурку.Воспитатель раздает карточки с нарисованными человечками из спичек. Дети должны из спичек и крышечек выложить такую же фигуру ,что изображено на картинке.

«Волшебная перчатка»

Кинезиологическое упражнение.

Игра с пуговицами на перчатках. Активизация взаимодействия между полушариями мозга,развитие мелкой моторики рук, развитие познавательных процессов,внимания,мышления,восприятия.

«Сенсорная тропическая коробка»

Развитие тактильных ощущений и восприятия текстур. Дети на ощупь определяют материалы в коробке, обсуждают различия в текстурах.

«словесная ассоциация»

Развитие словарного запаса и ассоциативного мышления. Дети ассоциируют предложенное слово с другими словами или изображениями на карточках.

«спортивные игры»

Инвентарь: обручи, конусы, шарики, ракетки, скотч, контейнеры, канат, кольца, кегли,мячи.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002
  2. https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i
  3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
  4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.
  5. В.Колганова, Е.Пивоварова, С.Колганов, И,Фридрих Нейропсихологический занятия с детьми: в 2 ч. – М.;АЙРИС-пресс, 2018.
  6. Е.Молчанова. Скоро школа.Современная методика для подготовки к школе :«Нейроигры для развития речи»
  7. Е.Молчанова. Скоро школа.«нейроигры для развития мозга»
  8. Е.Молчанова. Скоро школа.«нейроигры для подготовки руки к письму»
  9. Элла Федорова. «Нейротренажёр для профилактики школьных трудностей» у детей 5-7 лет.
  10. Буква-ленд. «Нейрогимнастика для детей» упражнения для развития внимания,памяти,мышления»
  11. https://vk.com/club_neuropsycholog 
  12. https://vk.com/psiheya2128

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97»               Тема по самообразова...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.

Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

«Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»

laquo;Нейроигры - средство активизации межполушарноговзаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»...

Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...