Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
рабочая программа (младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №97»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема по самообразованию

"Нейроигры - средство активизации межполушарного

взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Педюра Ольга

Владимировна

 

 

 

г. Воронеж, 2021-2022 уч. г.

 

 

Направление: познавательное

Группа:  воспитанники младшей группы

Начало работы: 01.09.2021 г.

Окончание работы: 27.05.2022 г.

Форма самообразования: индивидуальная

 

 Рука является вышедшим наружу головным мозгом

И. Кант

 

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Актуальность.

   Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

   Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

   Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

   Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

   Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

   И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

   Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

 

 

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с младшими дошкольниками.

 

Задачи:

 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.

 

С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:

•        Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

•        Развитию межполушарного взаимодействия;

•        Повышению умственной работоспособности;

•        Оптимизации интеллектуальных процессов;

•        Совершенствованию способности к концентрации внимания;

•        Стабилизации эмоционального фона;

•        Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

•        Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

•        Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

•        Лучше ориентируется в окружающем мире;

•        Повышается работоспособность;

•        Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

•        Повышается  самооценка ребенка;

•        Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

 

Основные вопросы:

 

- изучение методической  литературы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений;

- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в обучении детей дошкольного возраста;

- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс;

- особенности нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в деятельности детей понейропсихологических игр;

- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;

- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.

 

Этапы работы:

1. Изучение методической литературы

2. Обогащение предметно-развивающей среды

• Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

3. Взаимодействие с дошкольниками

• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».

• Работа с иллюстрированной картотекой.

4. Взаимодействие с родителями

• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»

• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»

• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»

5. Ожидаемые результаты

Для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников младшей группы:

• Снижение тревожности детей

• Повышение стрессоустойчивости организма

• Высокая способность к произвольному контролю

• Развитая координация движений, точное выполнение движений

• Высокая познавательная активность

• Развитые память, внимание, творческое мышление.

Этапы реализации самообразования

Первый этап (организационно-теоретический)

Период

Реализация

Сентябрь-Октябрь

изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с младшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

 

Второй этап (накопительн-практический)

Ноябрь-Май

(2021-2022 г.г.)

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений:

- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений.

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений .

- Создание авторских нейроигр.

- Создание кинезиологических сказок; создание альбома по к/сказкам

 

- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических

упражнений для  дошкольников», «Кинезиологические упражнения с детьми дома».

 

- Консультация для педагогов «Что такое НЕЙРОИГРЫ?», «Кинезиологическая гимнастика»

- Мероприятие для педагогов детских садов с использованием нейропсихологических игр.

Третий этап (заключительный)

Май

Осуществление распространения опытом.

Мастер-класс «Применение нейроигр икинезиологические упражнения в образовательноп процессе».

Доклад о проделанной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нейроигры1.98 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...

Интегрированная НОД (познавательн-речевое развитие) для детей второй младшей группы на тему «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цели: учить детей правильно отвечать на вопросы...

Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей второй младшей группы с использованием (ЦОР) Тема: «Моя семья».

Программное содержание: - формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать слова...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы Тема: «В гости в лес»

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы Тема: «В гости в лес» Цель: Расширение знаний и представлений у детей о диких животных и их особенностях поведения....

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...