Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)
Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete._neyroigry.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей
Направление: познавательное
Группа: воспитанники смешанной логопедической группы 3-5 лет.
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
В современном мире дна окружает множество гаджетов. Образ жизни человека, том числе детей, стал менее малоподвижным . Гаджеты вытесняют физическую активность и взрослых, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей.
Дефицит двигательной активности сказывается на физических и умственных качествах ребенка. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры
Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, Необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей.
Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Педагог в любое время может уделить минутку на нейропсихологические упражнения.
Игры способствуют улучшению концентрации внимания, пространственного восприятия и воображения.
Примеры игры, которые можно использовать:
Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв/предметов из счетных палочек одновременно двумя руками.
Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, при дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.
Раскладывание фасоли по цветам разные тарелочки одноременно думя руками.
Зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, при усложнении произнося нужный нам звук.
«Прищепки». Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.
«Лабиринты». Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.
«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.
«Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
Во время утренней гимнастики – можно использовать игровые дыхательные упражнения, игровой массаж и самомассаж с различными предметами, например мячиками су-джок, растяжки.
Игры , используемые при автоматизации звука.
Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).
Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь.
Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая.
Игры, которых нужно услышат заданный звук
«Зайчики» Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти, внимания, формирование навыков практической ориентировки на своем теле, снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя. Оспитатель предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Либо можно заменить на другое движения.
Игра «Ловим звук».
Цель игры: развитие фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости; формирование положительного отношения к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя или сидя. Воспитатель предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину.
Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие нейроигры и упражнения.
Подвижные игры.
При изучении некоторых лексических тем можно использоать Игру «По камушкам». На ковре раскладываются морские гладкие камни и карточки. Дети двигаются по кругу, наступая на камушек и карточку под речитатив:
Мы по камушкам пойдем,
Гладкий камушек возьмем.
При этом ребенок берет тот камушек, на который наступил.
Мы по камушкам пойдем,
И сюрприз себе возьмем.
При этом ребенок берет ту карточку, на которую наступил. На карточках могут быть изображены фрукты, овощи, игрушки и т.д. Соответствии с темой. И нужно назвать то, что изображено.
Игра «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов.
Огонь и лед». По команде «огонь» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений он выбирает произвольно. По команде «лед» — застывает в позе, в которой его застигла команда, напрягая до предела все тело. Можно несколько раз чередовать обе команды, меняя время выполнения той и другой.
Аналогичны игры со сменой ролей: «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб — с передвижением в воде.
Игра «Цапля». Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.
Таким образом, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведет к повышению речевых возможностей ребенка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса ребёнка.
Способ настроить детей на занятие либо завершить занятие:
Дети ложатся на мягкий коврик. Затем воспитатель предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок либо любое слово подходящее по лексической теме. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут.
Игры на улице.
«Шаги». Проговаривание слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением задания (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).
БА – топнуть, ПА — хлопнуть
БО – топнуть, ПО — хлопнуть
БУ – топнуть, ПУ — хлопнуть
Пары слогов можно использовать любые.
В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
Известная игра «Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.
Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов у детей отмечается улучшение работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97» Тема по самообразова...
"Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой и познавательной активности у детей с нарушениями речи"
Материал содержит примерный план по самообразованию...
: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
Материалы по самообразованию учителя-логопеда...
План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...
«Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов...
Статья "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия у детей"
Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, ...
Мастер - класс для воспитателей Тема: "Нейропрописи как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у дошкольников"
Нейропрописи - уникальный комплекс веселых и познавательных упражнений, которые постепенно приучат дошкольника к правильному положению руки во время письма, усидчивости во время занятия. Упражнения по...