Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)

Пискарева Светлана Александровна

Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete._neyroigry.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей

Направление: познавательное

Группа: воспитанники смешанной  логопедической группы 3-5 лет.

«Руки учат голову,
 затем поумневшая голова учит руки,
 а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов

В современном мире дна окружает множество гаджетов. Образ жизни человека,  том числе детей, стал менее малоподвижным . Гаджеты вытесняют физическую активность и взрослых, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей.

Дефицит двигательной активности сказывается на физических и умственных качествах ребенка. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры

Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, Необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей.

Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Педагог в любое время может уделить минутку на нейропсихологические упражнения.

Игры  способствуют улучшению концентрации внимания, пространственного восприятия и воображения.

Примеры  игры, которые можно использовать:

Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв/предметов  из счетных палочек одновременно двумя руками.

Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, при  дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый. 

Раскладывание фасоли по цветам  разные тарелочки одноременно думя руками.

 Зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, при усложнении произнося нужный нам звук. 

«Прищепки». Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.

«Лабиринты». Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.

«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.

«Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Во время утренней гимнастики – можно использовать игровые дыхательные упражнения, игровой массаж и самомассаж с различными предметами, например мячиками су-джок, растяжки.

Игры , используемые при автоматизации звука.

Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с  остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак,  звук «Ж» — ставь ладонь. 

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 

Игры,  которых нужно услышат заданный звук

«Зайчики» Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти, внимания, формирование навыков практической ориентировки на своем теле, снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя. Оспитатель предлагает детям дотронуться до правого уха и  улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в  слове. Если в  слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Либо можно заменить на другое движения.

Игра «Ловим звук».

Цель игры: развитие фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости; формирование положительного отношения к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя или сидя. Воспитатель предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину.

Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие нейроигры и упражнения.

Подвижные игры.

При изучении некоторых лексических тем можно использоать Игру «По камушкам». На ковре раскладываются морские гладкие камни и карточки. Дети двигаются по кругу, наступая на камушек и карточку под речитатив:

Мы по камушкам пойдем,

Гладкий камушек возьмем.

При этом ребенок берет тот камушек, на который наступил.

Мы по камушкам пойдем,

И сюрприз себе возьмем.

При этом ребенок берет ту карточку, на которую наступил. На карточках могут быть изображены фрукты, овощи, игрушки  и т.д.  Соответствии с темой.  И нужно назвать то, что изображено.

Игра «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов. 

Огонь и лед». По команде «огонь» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений он выбирает произвольно. По команде «лед» — застывает в позе, в которой его застигла команда, напрягая до предела все тело. Можно несколько раз чередовать обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Аналогичны игры со сменой ролей: «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб — с передвижением в воде.

Игра «Цапля». Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.

Таким образом, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведет к повышению речевых возможностей ребенка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса ребёнка.

Способ настроить детей на занятие либо завершить занятие:

Дети ложатся на мягкий коврик. Затем воспитатель  предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок либо любое слово подходящее по лексической теме.  В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. 

Игры на улице.

    «Шаги». Проговаривание слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением задания (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

БА – топнуть, ПА — хлопнуть         

БО – топнуть, ПО — хлопнуть          

БУ – топнуть, ПУ  —  хлопнуть    

Пары слогов можно использовать любые.

В упражнениях контролируется согласование процесса движения и  речи, тренируется внимание и память.

Известная игра «Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.

Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов у детей отмечается улучшение работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.

Значение и виды кинезиологических упражнений. Презентация некоторых упражнений для практического использования на различных занятиях с детьми....

Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97»               Тема по самообразова...

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Статья "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия у детей"

Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, ...