Речевое развитие "Часы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Речевое развитие "Часы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в Страну часов»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов, с разными видами часов.

Задачи:

Познавательные:

  • познакомить детей с историей часов и их назначением, вызвать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения: появление первых часов, разных способах и средствах измерения, фиксирование времени, назначение и функции часов;
  • формировать у детей представление о свойствах времени (текучесть, необратимость), о единицах исчисления времени, научить детей ориентироваться в прошлом часов;
  • развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них;
  • развивать умение детей определять причинно – следственные связи;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать умение сравнивать и анализировать;
  • развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и  исследования объектов.

Речевые:

  • обогащать словарный запас детей (солнечные, песочные, водяные, огненные, напольные, настольные, электронные, кварцевые, карманные, башенные часы);
  • развивать умение подбирать слова-действия (течет, бежит, несется, летит, тянется);
  • развивать умение высказывать свое мнение;
  • понимать тексты различных жанров: загадки, стихи, пословицы.

Социально- коммуникативные:

  • развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать бережное отношение к экспонатам;
  • развивать самостоятельность, любознательность, наблюдательность.

Художественно- эстетические:

  • развивать навыки восприятия музыки и фольклора.

Физические:

  • развивать двигательную деятельность, связанную с выполнением упражнений.

Материалы для занятия:

  • «Музей часов»
  • «Солнышко» (игрушка)
  • различные виды часов: песочные, напольные, настольные, электронные, кварцевые, карманные, башенные часы, секундомер,
  • модели «Солнечные часы» «Водяные часы» «Огненные часы»
  • карточки с цифрами, макеты часов;
  • фонарик;
  • материал на электронном носителе (презентация «Какие бывают часы»).

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

- Ребята, вы любите путешествовать?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

Дети называют разные варианты, в том числе и машину.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие не на обычной машине, а на машине времени. А вот куда мы с вами отправимся - попробуйте отгадать.

(Загадка про часы)

На руке и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

(Ответы детей)

- Мы с вами отправляемся в музей часов или, можно еще сказать по-другому, в Страну времени. Вы согласны?

(Ответы детей)

- Тогда в путь! Вставайте в круг, положите руки друг другу на плечи и  закройте глаза (звучит космическая музыка). Открывайте глаза, вот мы и добрались. Посмотрите как много здесь экспонатов. Вы знаете, что называют экспонатами?

(Ответы детей)

- Вещи, которые находятся и хранятся  в музеях, называют экспонатами.

Дети рассматривают экспонаты музея.

Воспитатель читает стихотворение про солнце:

Солнце! Солнце!

Солнце встало.

Улыбнулось с вышины!

Солнце греет,

Солнце светит,

А еще оно-часы.

Солнце по небу гуляет,

Сверху людям сообщает:

«Если я над головами-

Значит, день плывет над вами.

Укачусь я с неба прочь-

На земле наступит ночь».

- Про что говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей)

- Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Человек начал обращать внимание на тень, которая  меняет свою длину и положение в течение дня. Люди придумали такие часы: вкопали столб в землю и начертили круг вокруг столба, разделили его на равные части. Светило солнце и тень двигалась и изменялась. Ребята, давайте проведем интересные эксперимент и увидим, как движется тень в течение дня.

Опыт с колышком и фонариком.

- Фонарик играет роль солнца. Если солнышко низко, то тень длинная, а значит сейчас утро. Солнышко поднялось высоко, тень стала короткой, значит сейчас полдень. И вот солнышко стало садиться за горизонт на противоположной стороне, и тень опять стала длинной, наступил вечер. Но, вот солнышко совсем пропало, стало темно, наступила ночь. Ребята, если время можно узнать по солнцу, как такие часы можно назвать? (Солнечные часы)

- Как вы думаете, по солнечным часам удобно было узнавать время?

(Ответы детей)

- Такими часами человек мог  воспользоваться не всегда. Ведь не всегда бывает ясная, солнечная погода, бывают и пасмурные дни, тогда определить время по солнцу невозможно. Люди стали думать, как можно узнавать время, чтобы не зависеть от природы. Обратите внимание на этот экспонат. Знаете, как называются такие часы?

Воспитатель показывает «Водяные часы».

(Ответы детей)

 - Это водяные часы. В верхнем сосуде проделывали отверстие снизу, наносили деления. Вода постепенно, по капельке, выливалась в нижний сосуд. Вода, вытекая, приоткрывала деления, что позволяло определять, сколько времени прошло. Существовала фраза «Ваше время истекло», эта фраза существует в нашей речи до сих пор. А такие часы были удобны?

(Ответы детей)

- Для таких часов нужно было постоянно подливать воду в сосуд, а это не всегда возможно. Тогда люди изобрели другие часы. Как вы думаете, как они называются?

Воспитатель показывает свечу с нанесенными на ней делениями.

(Ответы детей)

- Свеча горела и постепенно уменьшалась от деления к делению, и люди знали, что можно сделать за этот промежуток времени. Как вы думаете, а такие часы были удобны? Почему?

(Ответы детей)

- Во-первых, это опасные часы, а во-вторых, невозможно постоянно следить за свечой. Потом люди научились изготавливать прозрачное стекло, из этого стекла делали часы, состоящие из двух колбочек, верхней и нижней. В верхнюю колбу насыпали определенное количество очень мелкого песка. Песок пересыпался из верхней части в нижнюю (песок струился) через узкое отверстие, проходило нужное время, затем часы переворачивались. Посмотрите, есть  песочные часы на 1, 2, 3,5,10,15 минут. Песочные часы  используют до сих пор, например в медицине (в больнице, в поликлинике). А с такими часами удобно куда-нибудь пойти?

(Ответы детей)

- Со временем люди стали изобретать современные, удобные механические часы. Почему называют их механическими?

(Ответы детей)

Дети с воспитателем рассматривают часовой механизм.

- Туго закрученная пружина час за часом разжимается и крутит зубчатые колесики, а они уже двигают стрелки часов.

- На механических часах круг называется – циферблат, движущиеся стрелки указывают на цифры и мы узнаем сколько времени в данный момент.

Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты, короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Ребята, а сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка «Ходят часики по кругу»

На полу разложены карточки с цифрами.

Мы часы – наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга,

Стрелки, стрелки не спешите

Вы нам время подскажите.

В конце игры дети берут карточку с цифрой, у которой они остановились и ставят стрелки (время) на часах.

- Часы бывают разные: мужские, женские, детские. Это наручные часы. Есть более современные часы: электронные и кварцевые. Они работают на батарейках. Ребята, а где еще можно увидеть электронные часы?

(Ответы детей)

- Чтобы людям не проспать на работу есть часы-будильники, их заводят на определенный час и своим звонком они разбудят нас в нужное время. А для измерения более точного времени, по секундам, существует секундомер. Основное его применение в спортивных соревнованиях. Но не все часы мы можем увидеть в нашем музее. Я предлагаю вам посмотреть фильм, «Какие бывают часы».

Презентация «Какие бывают часы»

- Видите, ребята, как много разных часов изобрел человек, начиная с древних времен до сегодняшних дней. Часы очень важны в жизни человека. Они теперь присутствуют в каждом доме, даже в нашем детском саду мы соблюдаем режим дня, все делаем по часам.

Звенит будильник.

- Вот, ребята, звенит будильник, он нам напоминает о том, что нам пора – наше время истекло. Вам понравилось в «Музее часов»? Что больше всего понравилось и запомнилось?

(Ответы детей)

- А теперь, ребята, нам пора возвращаться.

Воспитатель с детьми встают в круг. Звучит космическая музыка.

- И на память о нашем путешествии я хочу каждому из вас подарить часики, которые будут вам напоминать, что время нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...