МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Васильевна Потеряева

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на по­роге» с использованием фланелеграфа.

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Задачи:

- (обучающая) закреплять и уточнять знания детей об осени ее признаках; обучать адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы, в структуре простых и сложных распространенных предложений;

- (развивающая) развивать умение пересказывать рассказ с опорой на картинки; активизировать словарь прилагательных;

- (воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умения адекватно оценивать себя и товарищей;

- (коррекционная) устранять ошибки, связанные с определением места главных и второстепенных членов в структуре простых и сложных фраз; предупреждать нарушение связи слов на уровне согласования и управления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (старшая группа)

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Задачи:

- (обучающая) закреплять и уточнять знания детей об осени ее признаках; обучать адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы, в структуре простых и сложных распространенных предложений;

- (развивающая) развивать умение пересказывать рассказ с опорой на картинки; активизировать словарь прилагательных;

- (воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умения адекватно оценивать себя и товарищей;

- (коррекционная) устранять ошибки, связанные с определением места главных и второстепенных членов в структуре простых и сложных фраз; предупреждать нарушение связи слов на уровне согласования и управления.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге», картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Организационный момент

Объявление темы

(3 мин)

К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляю на доску игрушку.) Он принес нам интересную историю.

 

 Послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает?

А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

Дети слушают стихотворение.

Осенью.

I. Основная часть (20 мин.)

 Игра «Один много».

Выставляю картинки на доску и прошу назвать их по образцу.

Это заяц, а это — зайцы. Много зайцев.

 

 

Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

 Читаю рассказ «Осень на пороге».

(Выставляю картинки по ходу рассказа).

Осень на пороге.

— Жители леса! — закричал утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса: — Готовы, готовы, готовы.

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, медведи, сном крепким уснем!

-- Мы, ласточки и скворцы в тёплые края улетим!

Беседа по рассказу.

- О каком времени года говорилось в рассказе?

 -Кто задавал вопросы жителям леса?

-Кого проверял Ворон?

-Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?

-Как барсуки и еноты?

-Как ежи и медведи?

-Как перелетные птицы?

-А почему нужно готовиться к наступлению осени?

Пересказ рассказа.

Снимаю картинки с фланелеграфа и повторяю рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень»

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

Предлагаю детям составить еще несколько пересказов.

Усложняю задание, убрав некоторые картинки, (зайцев, лис и белок или ежей и медведей)

Предлагаю детям вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

 Дети   называют слова по образцу.

Енот — еноты — много енотов.

Лиса — лисы — много лис.

Еж — ежи — много ежей.

Белка — белки — много белок.

Медведь — медведи — много медведей.

Барсук — барсуки — много барсуков.

Птица — птицы — много птиц.

Дети работают по цепочке, их ответы   оцениваются фишками.

 

Дети слушают рассказ.

C:\Users\admin\Desktop\main_338921_original.jpgC:\Users\admin\Desktop\main_338921_original.jpg

C:\Users\admin\Desktop\main_338921_original.jpgC:\Users\admin\Desktop\main_338921_original.jpg

C:\Users\admin\Desktop\img3.jpgC:\Users\admin\Desktop\img24.jpg

Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на фланелеграфе.

Потому что наступает холодная пора.)

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

-Взмахи руками над головой

-изображают рупор

-Взмахи руками перед собой

-Топают ногами на месте

-изображают улетающих птиц

 Дети пересказывают рассказ, выбирая понравившийся вариант.

III. Заключительная часть (2 мин.)

-Кто прилетал к вам в гости?

-Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки?

-А ежи и медведи?

-А перелетные птицы?

 - Ребята, оцените свою работу и работу своих товарищей. Посмотрите, сколько фишек вы сегодня набрали?

 

Дети подсчитывают количество фишек, оценивают себя и товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому развитию в средней гр "Пересказ рассказа Н.Сладкова Осень на пороге"

Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий....

Конспект НОД в первой младшей группе: Пересказ рассказа Н.Сладкова "Осень на пороге" в средней группе

Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» Задачи: познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе;учить  связному последовательному пересказ...

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» Задачи: познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе;учить  связному последовательному пересказ...

Конспект по развитию речи Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».

Пересказ рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге»....

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Творческий проект " Где живут сказки"

Творческий проект «Где живут сказки» направлен на повышение интереса к   сказкам, воспитание любви к чтению и развитие речи детей. Цель проекта: развитие личных творчес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Проект " Математика вокруг нас"

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математичес...