Конспект по развитию речи Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Андриенко Марина Евгеньевна

Пересказ рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_sredney_gruppe.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: пересказ рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге».

Цель: создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 

Программные задачи: познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе; формировать выразительную литературную речь; закреплять умение детей отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений;

Предшествующая работа: изготовление схем – картинок по рассказу, беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.

Словарная работа: эхо, перво-наперво, холоду в лес (напустит), оседлые, сдирать, прищёлкнет, шелушить, науськает, телогрейка.

Раздаточный материал: изображение птиц, зверей на листочках.

Методические приёмы: сюрпризный момент, отгадывание загадки, беседа, чтение, рассматривание картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

                                                   Ход работы

1. Организационный момент звучит музыка, воспитатель предлагает детям подойти к нему, послушать музыку (звуки природы: осенние) и встать в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся (улыбаются) и улыбнемся нашим гостям.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку:

2. Сюрпризный момент           

Воспитатель: Если на деревьях
           листья пожелтели,
           Если в край далекий
           птицы улетели,
           Если небо хмурое,
           Если дождик льется,
           Ребята, какое это время года?
Дети: Осень
Театрализация

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно)
Дети: В детский сад.
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню! 
Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
Лесовичок:  Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!
Лесовичок: Да, так и есть. я вспомнил! Ребята, так как я очень тороплюсь в свой лес, я хочу подарить вам мой любимый рассказ про осень, читайте его и вспоминайте меня. До свидания!

3. Артикуляционная гимнастика. «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

4. Небольшой рассказ о Творчестве Николая Сладкова Рассматривание портрета Николая Сладкова.

Рассказ о писателе (рассказывает ребенок)

Николай Сладков очень любил природу и писал о ней в своих рассказах, он написал очень  много произведений о природе для детей. Недалеко от дома Николая Сладкова, был большой красивый лес и он стал писать о тайнах природы.

5. Чтение рассказа.        Николай Сладков. Осень на пороге.

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Воспитатель: ребята, вам были непонятны какие-то слова, когда я читала текст? Вам домашнее задание. Спросите у родителей, какие слова вам были непонятны и посмотрите вместе с ними в словаре или энциклопедиях, а потом скажите мне, что эти слова означают.

6. Беседа по содержанию.

О каком времени года говорилось в рассказе?

Кто задавал вопросы жителям леса?

Кого проверял Ворон? 

Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?

Как барсуки и еноты?

 Как ежи и медведи?

Как перелетные птицы?

 А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

7. физкультминутка «Хоботок»

Раз, два, три, четыре, пять (дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши)

В лес идём мы погулять (шагают друг за другом)

Шишек много мы найдем (наклоняясь собирают ягоды)

И братишке отнесём ( шагают в обратную сторону)

8. Повторное чтение рассказа.

 Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы мне помогайте (дети договаривают начатые педагогом фразы)

— Жители леса! — закричал раз утром. Кто закричал? (Мудрый ворон)

Откликнулись звери: (кто откликнулись первыми?) (звери)

Кто откликнулись вторыми? (птицы)

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

 Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. С помощью этих необычных картинок мы можем вспомнить весь рассказ. Давайте разложим их по порядку. С чего всё началось? Что было дальше? (педагог вместе с детьми выкладывает графическую мнемодорожку – графический план рассказа).

Желающий ребенок выходит и пытается пересказать рассказ по мнемосхемам.

10. Работа в группах (раскрась зверят и птиц)

Ребята, я хочу подарить вам вот такие картинки, с изображением птиц и зверей, нам с вами нужно разбиться на группы, (тот, кто взял птиц, садится за один стол, кто взял животных – за другой), сесть за столы и раскрасить птиц и зверей из рассказа «Осень на пороге», а затем сложить свои работы в конверт и отправить Старичку-лесовичку в лес.

11. Рефлексия

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Понравилось тебе, (ИМЯ) составлять рассказ по схемам? А ты, (ИМЯ), что нового узнал? (Педагог положительно оценивает деятельность на занятии каждого ребёнка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому развитию в средней гр "Пересказ рассказа Н.Сладкова Осень на пороге"

Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий....

Конспект НОД в первой младшей группе: Пересказ рассказа Н.Сладкова "Осень на пороге" в средней группе

Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» Задачи: познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе;учить  связному последовательному пересказ...

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» Задачи: познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе;учить  связному последовательному пересказ...

НОД по речевому развитию «Веселые рассказы Николая Носова» в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.Задачи:1. Обучающая: Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Формировать умение дав...

Конспект по развитию речи «Рассказ по картине «Петушок с семьей»»

Программное содержание:1.Учить детей высказывать свои мысли и составлять небольшой рассказ   по картине.2.Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и дав...