Конспект НОД в первой младшей группе: Пересказ рассказа Н.Сладкова "Осень на пороге" в средней группе
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска
Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».
в средней группе
Воспитатель:
Мерзлякова Камила Гюладдин-кызы
г. Лесосибирск 2020г.
Тема: пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».
Цель: создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Программные задачи:
- познакомить детей с произведениями детской литературы о природе;
- формировать выразительную литературную речь;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
Предшествующая работа: изготовление схем – картинок по рассказу, беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.
Словарная работа: эхо, перво-наперво, холоду в лес (напустит), оседлые, сдирать, прищёлкнет, шелушить, науськает, телогрейка.
Демонстрационный материал: схемы-картинки по рассказу, игровой персонаж перчаточная кукла (Старичок – Лесовичок).
Раздаточный материал: изображение птиц, зверей на листочках.
Методические приёмы: сюрпризный момент, отгадывание загадки, беседа, чтение, рассматривание картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Структура НОД:
1.Организационный момент (психогимнастика)
2. Сюрпризный момент
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Небольшой рассказ о Творчестве Николая Сладкова
5.Чтение рассказа.
6. Беседа по содержанию.
7. Физкультминутка «Хоботок»
8. Повторное чтение рассказа.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
10. Работа в группах (раскрась зверят и птиц)
11.Рефлексия.
Ход занятия
1. Звучит музыка, воспитатель предлагает детям подойти к нему, послушать музыку (звуки природы: осенние) и встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся (улыбаются) и улыбнемся нашим гостям.
(Дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку.)
2.Воспитатель:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года? (Осень)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
Сюрпризный момент (приход игрового персонажа)
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно)? (В детский сад.)
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню!
Дети: Подскажем, сейчас у нас осень!
Лесовичок: Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают зимой, а сейчас осень!
Лесовичок: Да, так и есть, вспомнил! Ребята, так как я очень тороплюсь в свой лес, хочу подарить вам мой любимый рассказ про осень, читайте его и вспоминайте меня. До свидания!
3. «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
4. Рассматривание портрета Николая Сладкова.
Николай Сладков очень любил природу и писал о ней в своих рассказах, он написал очень много произведений о природе для детей. Недалеко от дома Николая Сладкова, был большой красивый лес и он стал писать о тайнах природы.
(Рассказ о писателе рассказывает ребенок)
5. Николай Сладков. Осень на пороге.
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы...
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы
в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Воспитатель: ребята, вам были непонятны какие-то слова, когда я читала текст? Вам домашнее задание. Спросите у родителей, какие слова вам были непонятны и посмотрите вместе с ними в словаре или энциклопедиях, а потом скажите мне, что эти слова означают.
6. Вопросы по содержанию
О каком времени года говорилось в рассказе?
Кто задавал вопросы жителям леса?
Кого проверял Ворон?
Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?
Как барсуки и еноты?
Как ежи и медведи?
Как перелетные птицы?
А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)
7. физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять (дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши)
В лес идём мы погулять (шагают друг за другом)
Шишек много мы найдем (наклоняясь собирают ягоды)
И братишке отнесём (шагают в обратную сторону)
8. Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы мне помогайте (дети договаривают начатые педагогом фразы).
- Жители леса! — закричал раз утром. Кто закричал? (Мудрый ворон)
Откликнулись звери: (кто откликнулись первыми?) (звери)
Кто откликнулись вторыми? (птицы)
9. Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. С помощью этих необычных картинок мы можем вспомнить весь рассказ. Давайте разложим их по порядку. С чего всё началось? Что было дальше? (педагог вместе с детьми выкладывает графическую мнемодорожку – графический план рассказа).
Желающий ребенок выходит и пересказывает рассказ по мнемосхемам.
10. Ребята, давайте подарим героев рассказа «Осень на пороге» Старичку-лесовичку. Каждый возьмет картинку с изображением птиц и зверей (тот, кто взял птиц, садится за стол с символом птицы, кто взял животных – за стол с символом животного). Раскрасим, сложим свои работы в конверт и отправим Старичку-лесовичку в лес.
11. Рефлексия
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Понравилось тебе, (ИМЯ) составлять рассказ по схемам? А ты, (ИМЯ), что нового узнал? (Педагог положительно оценивает деятельность на занятии каждого ребёнка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер класса по теме: "Методика обучения детей первой младшей группы составлению рассказа по малосюжетной картине: "Девочка держит куклу"
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе....
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)
Программное содержание: - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-406664-1547491191.jpg)
Развитие речи - Пересказ рассказа Лиса (по Е. Чарушину) - средняя группа
Занятие по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа "Лиса" Е.Чарушин....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/26/picture-1149259-1656241219.jpg)
Конспект образовательной ситуации по обучению пересказу рассказа Е.Чарушина «Курочка» в средней группе
Цель: обучение детей пересказу рассказа Е. Чарушина «Курочка»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-1123096-1570515584.jpg)
Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа.
Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа. ...
Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А.Крылова "Неприятный случай"
Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А,Крылова "Неприятный случай"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1229763-1584901872.jpg)
Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину) средняя группа
Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)средняя группа Выполнила воспитатель Сергеева Светлана А...