Занятие по речевому развитию в средней гр "Пересказ рассказа Н.Сладкова Осень на пороге"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучения связному последовательному пересказу текста | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
« Калачеевский Детский сад № 6 ».
Осень на пороге
Воспитатель:
Склярова Г.В.
г. Калач 2018г.
Тема: пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».
Цель: создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Программные задачи: познакомить детей с произведениями детской литературы о природе; формировать выразительную литературную речь; закреплять умение детей отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений;
Предшествующая работа: изготовление схем – картинок по рассказу, беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.
Словарная работа: эхо, перво-наперво, холоду в лес (напустит), оседлые, сдирать, прищёлкнет, шелушить, науськает, телогрейка.
Раздаточный материал: изображение птиц, зверей на листочках.
Методические приёмы: сюрпризный момент, отгадывание загадки, беседа, чтение, рассматривание картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Структура работы:
1.Организационный момент (психогимнастика)
2. Сюрпризный момент
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Небольшой рассказ о Творчестве Николая Сладкова
5.Чтение рассказа.
6. Беседа по содержанию.
7. Физкультминутка «Хоботок»
8. Повторное чтение рассказа.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
10. Работа в группах ( раскрась зверят и птиц)
11.Рефлексия.
Ход работы
1. звучит музыка, воспитатель предлагает детям подойти к нему, послушать музыку (звуки природы: осенние) и встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся (улыбаются) и улыбнемся нашим гостям.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку:
2.Воспитатель:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года?
Дети: Осень
Театрализация
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно)?
Дети: В детский сад.
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню!
Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
Лесовичок: Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!
Лесовичок: Да, так и есть. я вспомнил! Ребята, так как я очень тороплюсь в свой лес, я хочу подарить вам мой любимый рассказ про осень, читайте его и вспоминайте меня. До свидания!
3. «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
4. Рассматривание портрета Николая Сладкова.
Рассказ о писателе (рассказывает ребенок)
Николай Сладков очень любил природу и писал о ней в своих рассказах, он написал очень много произведений о природе для детей. Недалеко от дома Николая Сладкова, был большой красивый лес и он стал писать о тайнах природы.
5. Николай Сладков. Осень на пороге.
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы...
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы
в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Воспитатель: ребята, вам были непонятны какие-то слова, когда я читала текст? Вам домашнее задание. Спросите у родителей, какие слова вам были непонятны и посмотрите вместе с ними в словаре или энциклопедиях, а потом скажите мне, что эти слова означают.
6.
О каком времени года говорилось в рассказе?
Кто задавал вопросы жителям леса?
Кого проверял Ворон?
Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?
Как барсуки и еноты?
Как ежи и медведи?
Как перелетные птицы?
А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)
7. физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять (дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши)
В лес идём мы погулять (шагают друг за другом)
Шишек много мы найдем (наклоняясь собирают ягоды)
И братишке отнесём ( шагают в обратную сторону)
8. Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы мне помогайте (дети договаривают начатые педагогом фразы)
— Жители леса! — закричал раз утром. Кто закричал? (Мудрый ворон)
Откликнулись звери: (кто откликнулись первыми?) (звери)
Кто откликнулись вторыми? (птицы)
9. Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. С помощью этих необычных картинок мы можем вспомнить весь рассказ. Давайте разложим их по порядку. С чего всё началось? Что было дальше? (педагог вместе с детьми выкладывает графическую мнемодорожку – графический план рассказа).
Желающий ребенок выходит и пытается пересказать рассказ по мнемосхемам.
10. Ребята, я хочу подарить вам вот такие картинки, с изображением птиц и зверей, нам с вами нужно разбиться на группы, ( тот , кто взял птиц, садится за один стол, кто взял животных – за другой), сесть за столы и раскрасить птиц и зверей из рассказа «Осень на пороге», а затем сложить свои работы в конверт и отправить Старичку-лесовичку в лес.
11. Рефлексия
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Понравилось тебе, (ИМЯ) составлять рассказ по схемам? А ты, (ИМЯ), что нового узнал? (Педагог положительно оценивает деятельность на занятии каждого ребёнка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"
ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование умения пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. "Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синичка?"
Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синица?"...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Клубок".
Главная цель научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин "Клубок". В занятии использованы игры по формированию грамматического строя речи, артикуляционная гимнастика. В основе ...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Волк»
Формировать у дошкольников умения понимать содержания рассказа, впервые прочитанного на занятии, пересказывать рассказ совместно с воспитателем, подбирать синонимы к заданному слову. Активизировать в ...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Конспект занятияпо развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке» ...
Конспект занятия по речевому развитию для средней группы.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Осень»
Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обучать описывать картину....