Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Абдрашитова Гульнара Рауфовна

Конспект занятия по развитию реи в подготовительной к школе группе на тему "Зимушка-зима"Обобщить знания детей по теме «Зима», уточнить признаки зимы, закрепить умение детей составлять описательный рассказ по план- схеме, образовывать притяжательные, относительные прилагательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Тема  : «Зимушка-зима»
Интеграция образовательных областей: 
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные: Обобщить знания детей по теме «Зима», уточнить признаки зимы, закрепить умение детей составлять описательный рассказ по план- схеме, образовывать притяжательные, относительные прилагательные;

Развивающие: Развивать активный словарь (глагольную лексику, обобщающие понятия), чувство рифмы, память, внимание, мышление детей;

Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, умение видеть красоту зимней природы.

Методы и приемы:
- практические: игра с мячом, работа с картинками.
- наглядные: рассматривание предметных, сюжетных иллюстраций, пейзажных картин, план - схемы.
- словесные: ответы на вопросы, словесные указания, речевые ситуации, подбор слов, чтение стихотворений. 

Материалы и оборудование: предметные картинки (одежда, обувь, головные уборы, зимующие птицы, дикие животные), сюжетные картинки ( зимние забавы), схемы, мяч, пейзажные картины.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Дид. игры: «Доскажи словечко», «Подбери слово», «Скажи по другому» , игровые ситуации.

познавательно-исследовательская

Беседа, рассматривание пейзажных картин, иллюстраций.

Коммуникативная

Беседа, вопросы, речевые ситуации, составление рассказов, словесные игры.

восприятие художественной литературы и фольклора

Стихотворение «Всё снег, да снег…»

Двигательная

Физминутка « Выпал беленький снежок».



                             
Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивация учащихся

 

Дидактическая игра «Доскажи словечко» 

Игра «Подбери слово» 

физминутка

 

Беседа об одежде.

Игра «Скажи по-другому» (с мячом)

Игра «Что лишнее?»

 

Беседа о животных.

Игра «Чей хвост?

Беседа о птицах.

 

«Занятия людей зимой» 

 

Составление рассказа о зиме по план- схеме по цепочке.

Рефлексия деятельности на занятии

Послушайте внимательно и скажите, о чем мы будем сегодня говорить:               Всё снег, да снег, всё снег, да сугробы. Вот лес и всё поле в снегу…                    Сквозь лес проступает лесная дорога,      Вот лисьи следы на снегу…                   О чём это стихотворение? О зиме. И говорить мы будем о зиме.       Назовите зимние месяцы (декабрь, январь,февраль)                                      

поиграем в игру: «Доскажи словечко»    -тихо, тихо, как во сне падает на землю (снег)                                                    

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)

На поселки, на лужок все снижается... (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка)

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

- Какие слова вы добавляли?

 - На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово «снег».  Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный...)

- Скажите полным предложением: «Каким снегом покрыта земля?» (Земля покрыта белым (рассыпчатым) снегом. и т.д.),

«Каким снегом покрыты деревья?» (Деревья покрыты воздушным (легким) снегом. и т.д.)

«Какие деревья стоят зимой?» (Зимой стоят пушистые (белые) деревья. и т.д.) 

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок. (Дети становятся в круг.)

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас все.

Не боимся мы пороши, ловим снег - хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам - снега хватит нам и вам.        

-  Ребята, зимой очень холодно и поэтому перед прогулкой надо одеться. Что люди надевают зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)

Взрослый бросает ребёнку мяч                - Шуба из меха – (меховая шуба .)  Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки).  Сапоги из кожи – (кожаные сапоги).  Пальто из драпа — (драповое пальто) и т.д.

- Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку ( драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.)

Назовите картинки (меховая шапка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама ). Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)

Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки). Почему? (Потому что босоножки носят летом)                    

Мы оделись в тёплую зимнюю одежду и теперь можем отправиться на прогулку в лес.

 Какие животные живут в лесу зимой?

Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (ёж, барсук).Выберите любое животное (картинку)

Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост - ... У лисы ... У волка... У белки...                                      

Если у лисы длинный хвост, то она-длиннохвостая, у зайца короткий хвост- короткохвостый,  у медведя большие лапы- большелапый, у лося быстрые ноги- быстроногий, у волка острые зубы- острозубый, у белки пушистый хвост- пушистохвостая, у ежа чёрные глаза- черноглазый.                              

Но кроме животных мы можем встретить птиц.   Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)

- Как птицы подают голоса? Отвечайте полным предложением. ( Воробей чирикает. Синица и снегирь свистят. Ворона каркает. Сорока трещит. Голубь воркует.)

- Когда синицы и снегири голодные, они шипят.                                          

- А чем занимаются люди зимой? ( катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки)

Посмотрите на план-схему и составьте рассказ «Зима». (Послушать 2-3 рассказа в зависимости от оставшегося времени).

Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Вам понравилось занятие? 

Сидя на стульчиках слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Договаривают  слово в предложениях.

Называют слова.

Отвечают на вопросы полным предложением.

Дети становятся в круг.

Машут руками перед собой.

«ловят».

Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд

Называют зимнюю одежду.

Ребенок, у которого мяч, отвечает.

Отвечают на вопросы.

Называют картинки.

Называют картинки.

Ответы детей

Называют слова.

Ответы детей

Составляют рассказы по план- схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Эхо старины» в соответствии с ФГОС

Система работы по развитию связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи детей в соответствии с ФГОС....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пришла Весна»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Что мы знаем об овощах?"

Цель: развивать речь детей через словесно-речевые игры.Задачи:Образовательные: закреплять знания детей об овощах, их значении для человека; упражнять в составлении описательного рассказа по схеме...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Викторина родного языка»

Конспект ОД  по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Викторина родного языка»Цель: активизировать познавательную и речевую деятельность детей через игру с ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Жемчужинка» на тему «Наш дом - Земля»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Жемчужинка» на тему «Наш дом - Земля»Цель:- Расширять представления детей о том, что З...