Технологическая карта занятия "Путешествие в страну Азбуки".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Ознакомление детей со звуками (К) и (К`) и буковой К посредством игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Худякова Вероника
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Тема занятия: «Путешествие в страну Азбуки»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: Ознакомление детей со звуками [К]и [К’] и буквой К посредством игровой технологии.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Актуализировать знания о звуке [к] и [к’], их характеристиками (согласный, мягкий, твёрдый, глухой);
- Познакомить детей с графическим изображением буквы К;
- Учить детей самостоятельно определять позицию звука в слове.
Развивающие:
- Развивать логические операции, анализ, синтез, сравнение;
- Развивать слуховую память, внимание;
- Развивать словарный запас детей в процессе занятия.
Воспитательные:
- Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Подготовительная работа: Разучивание стихотворений, физкультминуток о буквах; знакомство с гласными и согласными звуками и буквами; деление слов на слоги; чтение слогов.
Планируемые результаты занятия: Сформировано представление о звуке [К] [К’] посредством игровой технологии.
Материалы и оборудование: Презентация «Буква К», аудиозапись волшебной музыки, видеозапись письма детям, «Волшебное дерево», картинка с героями: Лисёнком, Совой и Ёжиком; схемы для анализа звуков, два мольберта, карточки с изученными гласными и согласными буквами, игрушки, в названии которых есть звуки [К] и [К’], корзинки синего и зелёного цвета; д/и «Волшебные прищепки», предметные картинки (корова, паук, кит, кирпич, котёнок, карандаш, лук, ракета, носок, конфета, замок, кукла), различные материалы для выкладывания буквы.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия | В: Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей. Поздороваемся с ними без слов - жестами и мимикой. Один ребенок читает стихотворение «Доброе утро»: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» (Дети и воспитатель хором.) «Доброе утро!» - солнцу и птицам, «Доброе утро!» - приветливым лицам. В. Сегодня нам пришло звуковое письмо от Мудрой Совы: «В стране «Азбука» случилось несчастье. Хитрый волшебник Буквоежка пробрался в город звуков спрятал букву, теперь у нас царит беспорядок. Помогите нам найти пропавшую букву, и навести порядок в стране Азбуки» Что же делать? Вы хотите помочь нашим друзьям? Как мы поможем? Я думаю, вы обязательно поможете Мудрой Сове, Ёжику и Лисёнку, потому что вы умные, смелые, дружные ребята. | Словесные (проблемный вопрос). | Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей. | Внимание детей сосредоточенно на воспитателе |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. | В:Нам пора отправляться в страну Азбуки. Путь в неё лежит через город звуков - Звукоград. Как вы думаете, почему этот город так называется? Для чего нам нужны звуки? -Звук или Звуковичка, можно проговорить и услышать, но нельзя увидеть. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? Правильно, гласные. (чтение стихотворения) Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. В темном лесу звать и аукать И в колыбельке ребенка качать. А есть еще в нашем языке звуки, при произнесении которых, воздух встречает во рту какую-нибудь преграду. Эти звуки какие? Правильно, - это согласные звуки. Послушаем стихи о согласных звуках. (чтение стихотворения о согласных). Все согласные - согласны шелестеть, шептать, свистеть. Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь. Мы с громким шумом их произнесём, мы голосу поможем языком, А иногда зубами, и нёбом, и губами. Звуки те согласные все такие разные: Они бывают звонкие, бывают и глухие – Есть твердые и мягкие, бывают и другие... | Словесный (беседа) | Ответы детей -живут звуки -Чтобы разговаривать, понимать друг друга. | Сформулируют проблемный вопрос. | |
Этап восприятия материала | Развивать восприятие в процессе работы с раздаточным материалом. | В:Звуки на письме обозначаются буквами. Чем буквы отличаются от звуков? Одну из букв видимо спрятал Буквоежка. Итак, вы готовы отправиться в путь и искать пропавшую букву? -Во время путешествия постарайтесь быть внимательными, сообразительными, и конечно, взять с собой хорошее настроение. Ребята, страна «Азбуки» волшебная, и попасть туда можно необычным способом. Нам поможет в этом сказочное, волшебное дерево. Предлагаю первыми занять места вокруг дерева тому, чьи имена начинаются с гласных звуков, затем с твёрдых согласных, и сейчас, с мягких согласных звуков. Дружно за руки возьмёмся и скажем слова: «Дерево волшебное сверкай, сияй, свети, в страну Азбуки нас перенеси» (звучит волшебная музыка) Вот мы у ворот Азбуки. Здесь нас встречают наши друзья. Здравствуйте! -Ежик, а какая же буква пропала? (Ежик шепчет на ушко воспитателю). Ребята, Ежик говорит, если мы отгадаем загадки, которые он нам приготовил, то сразу догадаемся, какая буква потерялась. Вы умеете разгадывать загадки? Ну хорошо. Слушайте. «Отгадай загадку». Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь Солнце, море, горы, пляж…Что же это? (Карандаш) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита Не человек, а разговаривает. (Книга) В реках Африки живёт злой зелёный пароход! Кто б на встречу ни поплыл, всех проглотит (крокодил) -Молодцы. Повторите слова отгадки. Что вы заметили. -Какая же буква обозначает все эти звуки. -Правильно. Теперь мы узнали, какую букву будем искать. Но как мы её найдём? Не знаете? Почему не знаете? Мы не знаем, как выглядит буква? Что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? Думаю, в этом нам поможет Мудрая Сова. Она нас приглашает к экрану телевизора. | Словесный (беседа, вопросы) | Ответы детей -Буквы мы видим, читаем, пишем. -Да -Все слова начинаются со звука К. - Буква «К». -Не знаем. -попробовать догадаться самому, спросить у того кто знает, придумать самому, проверить по образцу. | Сформирован навык четко прослеживать последовательность событий. | |
Этап практического решения проблемы | Выявить с помощью беседы и дидактической игры знания детей. | В:Теперь мы знаем, как выглядит буква К и сможем её найти. Дети осматриваются, видят буквы, улицы: «Гласных звуков», «Согласных звуков». -Что же это за улицы? Какие звуки и буквы здесь живут? Посмотрите, Буквоежка перепутал все буквы, нужно навести здесь порядок. Возьмите карточки (на карточках изображены согласные и гласные буквы). Те, у кого гласные буквы – первая команда, согласные – вторая команда. А это, что за конверт? Читаем письмо. «Меня спрятал Буквоежка Если вы сможете пройти все испытания, то спасете меня. Помогите, Ребята!» «Буква «К» Если мы пройдем испытания, то найдем потерявшуюся букву. Первое задание, определить какой звук обозначает буква /К/ –Попробуем произнести звук (К). Губы приоткрыты. Язык прижался к нижним зубам. Приложите ладошку к губам и вы почувствуете тёплый воздух бьёт по вашей ладошке. Спинкой языка попробуй стукнуть сильно, быстро в нёбо, глубже, ниже опускай, К-короткий, К-взрывной, К - без голоса глухой, К- как камень крепкий звук. Кость. Кремень, камин, каблук –Как вы думаете, какой это звук? (согласный, глухой, может быть мягким или твёрдым). 1Зад. «Исследователи». -На картинках изображены животные – кенгуру и крот. Определите, какой звук слышится в начале слова Звук [к’] - согласный, мягкий, глухой. В первом окошке дети зачёркивают кружок синего цвета. Зачёркивая колокольчик во втором окошке схемы. Затем определяют местонахождение звука [к] на схеме слова, закрашивая первую клетку зелёным цветом. Так как звук [к] находится в начале слова. Дети у второго мольберта выполняют аналогичное задание со звуком [к]. После выполнения задания дети совещаются и выбирают того, кто будет давать отчет об исследовании звука и слова. #1056;азложить игрушки в корзину со звуком [к] в названиях, со звуком [к']: Кот, ракета, карандаш, матрешка, кенгуру, белка, мишка, санки, флажок.. -Вы замечательно справились с этим сложным исследованием. Физкультминутка «Буквы» (в парах) В старом дереве дупло -Это домик буквы О (дети делают круговые движения ) Рядом с нею на суку Примостилась буква У (садятся на корточки) В гости к нам из далека Прибежала буква А (бегут на месте ) Буквы стали веселиться: И смеяться и кружиться. То попрыгают немножко, То похлопают в ладошки, То присядут, отдохнут. То опять плясать пойдут. 3 Игра «Волшебные прищепки» -Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Если в слове слышится твердый согласный звук, прицепите синюю прищепку, а если мягкий согласный звук, то зеленую прищепку. Например, послушайте слово: К-к-к-от. Какой первый звук в этом слове? В. Он какой? В. Какого цвета прищепку прицепим и куда? На столах картинки, определите, где в словах-названиях картинок слышится твёрдый или мягкий звук /К/ и соответственно прицепите нужную прищепку. Скажите, а какие звуки вы находили в словах? Молодцы! 4«Выложи букву». (Конкурс красавиц - самая красивая буква к) - Дети, следующее задание - выложить букву с помощью материала, который лежит у вас на столах: из пуговиц, из арбузных семечек, из семян фасоли, из счетных палочек, из спичек, из макарон, проволоки, ниток, камушек. В. Молодцы, все замечательно справились с этим заданием. | Словесный (беседа, пояснение); Наглядный (показ): Игровой (физминутка) | Ответы детей Дети осматриваются, видят буквы, улицы: «Гласных звуков», «Согласных звуков». Дети переходят к исследованию. Дети определяют глухость с помощью прижатия ладони к горлу. Ответы детей -к -твердый, согласный -Синего, в первую клеточку | Дети заинтересуются в выполнении игровых заданий | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги | В:Где мы были сегодня? Кому помогли? -Какую букву мы искали? С каким звуком мы познакомились? -А какие испытания нам послал Буквоежка? -Какое испытание было самым трудным? -А какое, понравилось больше всего? -Как думаете, почему вы смогли помочь Лисёнку, Ёжику и Сове? В. А я хочу вручить вам этот лэпбук с увлекательными заданиями, стихами и сказкой о букве К и поблагодарить вас за ваше старание, трудолюбие и умение дружить! Мы ещё не раз совершим путешествие в страну Азбуки. | Словесный, наглядный | Ответы детей. | Подведут свои итоги и итоги остальных детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Путешествие в Страну Математики
Раздел: Формирование элементарных математических представленийГруппа: СтаршаяТема: Путешествие в Страну МатематикиЦель: формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимател...
Технологическая карта проекта "Азбука безопасности" во второй младшей группе
Технологическая карта проекта "Азбука безопасности" во второй младшей группе...
Технологическая карта Путешествие в страну знаний.
Технологическая карта Путешествие в страну знаний....
Технологическая карта "Путешествие в страну Математики"
Технологическая карта НОД по познавательному развитию...
Технологическая карта проведения занятия "Дорожная азбука"
Технологическая карта проведения занятия "Дорожная азбука"...
Технологическая карта организация НОД "Страна геометрических фигур"
В документе представлена технологическая карта организация НОД "Страна геометрических фигур"....
технологическая карта " Путешествие в страну мужских профессий" ФЭМП подготовительная группа
УчреждениеМБДОУ г. Иркутска детский сад №1ФИО педагогаБеляевская Ольга ВладимировнаВозрастная группа 6-7 лет (подготовительный возраст)Тема ОД «Путешествие в страну мужских профессийКультур...