Конспект занятия "Устное народное творчество".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Канайкина Зинаида Николаевна

Актуальным является знакомство детей с русским народным творчеством".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan._2_1.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

     Цель: создать  необходимые  условия для формирования представлений у  о русском народном творчестве у детей подготовительной группы.

     Задачи:

    Обучающие:

-Формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, хороводы, считалки, колыбельные).

- Расширять представления у детей о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Развивающие:

- активизировать словарь детей;

     - развивать познавательную активность, творчество, инициативность;

-развивать коллективизм.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

 

 Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание

иллюстраций, чтение художественной литературы.

                           Ход :

 Воспитатель- Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте       поприветствуем друг друга встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Проговорим:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: дети,я приглашаю вас на выставку, где представлены персонажи сказок.

Воспитатель: в каких сказках живут эти герои? Дети(в русских народных сказках)

Воспитатель: Жила-была в деревне бабушка . Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка, у неё уж своя дочка родилась . Рассказывает мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и внучка подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любит.

Воспитатель: Проходите ребята садитесь на свои места. А почему сказки называются русские народные?

Воспитатель: В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом. Родину. В сказках люди отражали и то, о чем они мечтали. О чем мечтали русские люди?

Дети: О волшебных предметах. (сапоги скороходы, скатерть самобранка, ковер самолет)

Воспитатель: В сказках отражали и то, чего боялись. Чего боялись русские люди?

Дети: Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.

Воспитатель: Что всегда прославлялось в русских народных сказках?

Дети: Добро, помощь старшим, умение трудиться,

Воспитатель: В сказках всегда прославляется скромность, терпение, доброта.

Воспитатель: Вспомните сказки,где прославляется доброта.

Дети.

 Воспитатель: Где прославляется трудолюбие, прилежание, умение трудиться.

Дети.

Воспитатель: Что всегда осуждалось в русских народных сказках?

Дети: лень, жадность, грубость, трусость.

Воспитатель: Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».

 «Народные загадки»

     1. Комочек пуха.

     2. Дружбу водит он с лисой,

Длинное ухо,

Для других ужасно злой.

Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.

Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)

3. Летом ходит без дороги.

 4. Рыжая плутовка

Возле сосен и берёз. Обманывает ловко

А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка

От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт (лиса).

Воспитатель: Народ также сочинял пословицы и поговорки. О чем в них говорилось?

Дети: О том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему - то. Как относиться к предметам. Какие народные пословицы, вы знаете?

Дети«Делу время – потехи час»«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»«Труд человека кормит, а лень портит»«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете смысл пословиц? «Делу время – потехи час»«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»«Труд человека кормит, а лень портит»«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

Дети: Они учат любить труд, хорошо трудиться.

Воспитатель: Правильно ребята, эти пословицы выражают уважение к тем, кто умеет хорошо трудиться. А как вы понимаете смысл пословиц «Труд человека кормит, а лень портит»«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

Дети: В них осуждается лень.

Воспитатель: Да, ребята в этих поговорках осуждается лень, выражается уважение к труду, и любое дело требует усилий.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи пословицу». Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

1. Терпение и труд… (всё перетрут)

2. Была бы охота … (заладится любая работа)

3. Как аукнется, так… (и откликнется)

4. Что посеешь… (то и пожнешь)

5. Все хорошо, что хорошо… (кончается)

6. Делу время… (потехе час)

7. Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель: Стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Прилетели птички

Принесли водички.

Надо просыпаться,

Надо умываться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Воспитатель: А ещё на Руси всегда любили песни.

Воспитатель: Что отражалось в русских песнях?

Дети: Радость, печаль, любовь к родным, природе.

Воспитатель: В какое время пели плясовые, хороводные песни?

Дети: Во время праздников.

Воспитатель: Для кого пели колыбельные песни и зачем?

Дети: Для маленьких детей, чтобы они скорее засыпали.

Воспитатель: Когда пели свадебные песни:

Дети: Во время свадеб.

Воспитатель: Ребята, игрой на каких музыкальных инструментах сопровождались песни?

Дети: На гуслях, балалайке, гармони.

(показ картинок русских народных инструментов)

Воспитатель: Все эти песни придумывал народ. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре, О весенней о поре,

Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,- Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть, Оле песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю, Баю Оленьку мою!

Воспитатель: Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?

Дети«Ворон»«Прятки»«Салки»«Жмурки»«Горелки»«Красочки»«У медведя во бору»«Кошки мышки».)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Ручеек».

(Воспитатель напоминает правила игры и предлагает водящего выбрать считалкой).

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать

Нам водилку выбирать!

     Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правы, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали,  писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Конспект «Устное народное творчество»

Цель: Приобщение дошкольников к миру народного искусства образно-игровым способом, пробуждение в детях интереса к различным жанрам устного народного творчества....

Конспект занятия "Народное творчество нашего края"

Разработка конспекта занятия по ознакомлению с оружающим "народным творчеством нашего края" в социо- игровой технологии...