Конспект занятия "Устное народное творчество".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Актуальным является знакомство детей с русским народным творчеством".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan._2_1.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создать необходимые условия для формирования представлений у о русском народном творчестве у детей подготовительной группы.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, хороводы, считалки, колыбельные).
- Расширять представления у детей о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Развивающие:
- активизировать словарь детей;
- развивать познавательную активность, творчество, инициативность;
-развивать коллективизм.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.
Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход :
Воспитатель- Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Проговорим:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: дети,я приглашаю вас на выставку, где представлены персонажи сказок.
Воспитатель: в каких сказках живут эти герои? Дети: (в русских народных сказках)
Воспитатель: Жила-была в деревне бабушка . Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка, у неё уж своя дочка родилась . Рассказывает мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и внучка подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любит.
Воспитатель: Проходите ребята садитесь на свои места. А почему сказки называются русские народные?
Воспитатель: В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом. Родину. В сказках люди отражали и то, о чем они мечтали. О чем мечтали русские люди?
Дети: О волшебных предметах. (сапоги скороходы, скатерть самобранка, ковер самолет)
Воспитатель: В сказках отражали и то, чего боялись. Чего боялись русские люди?
Дети: Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.
Воспитатель: Что всегда прославлялось в русских народных сказках?
Дети: Добро, помощь старшим, умение трудиться,
Воспитатель: В сказках всегда прославляется скромность, терпение, доброта.
Воспитатель: Вспомните сказки,где прославляется доброта.
Дети.
Воспитатель: Где прославляется трудолюбие, прилежание, умение трудиться.
Дети.
Воспитатель: Что всегда осуждалось в русских народных сказках?
Дети: лень, жадность, грубость, трусость.
Воспитатель: Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».
«Народные загадки»
1. Комочек пуха.
2. Дружбу водит он с лисой,
Длинное ухо,
Для других ужасно злой.
Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.
Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)
3. Летом ходит без дороги.
4. Рыжая плутовка
Возле сосен и берёз. Обманывает ловко
А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка
От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка
Хоть сама в лесу живёт
Из деревни кур крадёт (лиса).
Воспитатель: Народ также сочинял пословицы и поговорки. О чем в них говорилось?
Дети: О том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему - то. Как относиться к предметам. Какие народные пословицы, вы знаете?
Дети: «Делу время – потехи час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете смысл пословиц? «Делу время – потехи час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
Дети: Они учат любить труд, хорошо трудиться.
Воспитатель: Правильно ребята, эти пословицы выражают уважение к тем, кто умеет хорошо трудиться. А как вы понимаете смысл пословиц «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
Дети: В них осуждается лень.
Воспитатель: Да, ребята в этих поговорках осуждается лень, выражается уважение к труду, и любое дело требует усилий.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи пословицу». Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
1. Терпение и труд… (всё перетрут)
2. Была бы охота … (заладится любая работа)
3. Как аукнется, так… (и откликнется)
4. Что посеешь… (то и пожнешь)
5. Все хорошо, что хорошо… (кончается)
6. Делу время… (потехе час)
7. Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель: Стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.
Прилетели птички
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Воспитатель: А ещё на Руси всегда любили песни.
Воспитатель: Что отражалось в русских песнях?
Дети: Радость, печаль, любовь к родным, природе.
Воспитатель: В какое время пели плясовые, хороводные песни?
Дети: Во время праздников.
Воспитатель: Для кого пели колыбельные песни и зачем?
Дети: Для маленьких детей, чтобы они скорее засыпали.
Воспитатель: Когда пели свадебные песни:
Дети: Во время свадеб.
Воспитатель: Ребята, игрой на каких музыкальных инструментах сопровождались песни?
Дети: На гуслях, балалайке, гармони.
(показ картинок русских народных инструментов)
Воспитатель: Все эти песни придумывал народ. Особенно дети любят колыбельные песенки.
Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.
Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре, О весенней о поре,
Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,- Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть, Оле песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю, Баю Оленьку мою!
Воспитатель: Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?
Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Ручеек».
(Воспитатель напоминает правила игры и предлагает водящего выбрать считалкой).
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать
Нам водилку выбирать!
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правы, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»
Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....
ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...
Конспект «Устное народное творчество»
Цель: Приобщение дошкольников к миру народного искусства образно-игровым способом, пробуждение в детях интереса к различным жанрам устного народного творчества....
Конспект занятия "Народное творчество нашего края"
Разработка конспекта занятия по ознакомлению с оружающим "народным творчеством нашего края" в социо- игровой технологии...