Конспект «Устное народное творчество»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Приобщение дошкольников к миру народного искусства образно-игровым способом, пробуждение в детях интереса к различным жанрам устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme.docx | 891.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Устное народное творчество»
Подготовила воспитатель ГБДОУ №60:
Губатова Е.Г.
Возрастная группа:
6-7 лет (подготовительная).
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Приобщение дошкольников к миру народного искусства образно-игровым способом, пробуждение в детях интереса к различным жанрам устного народного творчества.
Задачи:
I. Образовательные:
- Обеспечить закрепление и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества;
- Формировать умение определять и относить произведение к определенному жанру;
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
- Учить узнавать сказку по заданию
ІІ. Развивающие:
- Развивать индивидуальные литературные предпочтения,
- Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.
- Способствовать развитию речевой культуры детей, вводя в словарь ребенка народные обороты речи;
III. Воспитательные:
- Воспитывать такие качества как взаимовыручка, честность и справедливость в игре.
- Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
- Воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к устному народному творчеству;
Материал к занятию:
Конверты с заданиями, юла (волчок), фишки, коробка (черный ящик), баба Яга, пазлы, набор книг русских народных сказок, пословицы-ребусы, головные уборы для танца.
Предварительная работа:
- Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
- Рассказы детей о любимых книгах;
- Оформление тематической выставки книг;
- Оформление выставки детских рисунков героев любимых книг;
Ход занятия
1. Вводная часть.
1.1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, на нём мы подведём итог нашей с вами работы. Поговорим о жанрах устного народного творчества, повторим, что читали.
1.2. Введение в тему.
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадки, пословицы и поговорки, сказки, потешки, народные песни, скороговорки, частушки, считалочки, небылицы).
- Как вы думаете, почему они называют русскими народными? (ответы детей: так как их сочинил русский народ)
- Я вам приведу пример жанра, а вы его назовите:
1. Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (Загадка).
2. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж. (Скороговорка).
3. Пчелы в поле полетели
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты! (Считалочка).
4. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Пословица).
5. Хорошо! Весна идет!
С ног нас валит гололед.
Поднимай свой нос повыше –
Вон летит сосулька с крыши! (Частушка).
6. Уж и где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес,
Да на полочку унес. (Небылица)
7. Жили-были дед и баба и была у них внучка Машенька…. (Сказка).
- А вы можете привести свои примеры?
Молодцы, ребята! Хорошо фольклорные жанры знаете.
-Давайте поговорим о жанре русского народного творчества – сказка.
-А вы любите сказки?
- Какой же урок преподносит нам сказка? Сказка воспитывает, предупреждает, дает совет, побуждает делать добро, учит различать вымысел и реальность, развивает мышление, фантазию.
П. Основная часть.
1. Игра «Что? Где? Когда?»
- Напоминаю правила игры: запускается волчок, сообща, командой отвечаем на вопрос того конверта, на который укажет стрелочка волчка. За правильный ответ вы получите фишку.
Конверт №1. В этом конверте вопрос: «Какие виды народных сказок вы знаете?» (Бытовые, волшебные, о животных, сказки-небылицы). По отрывку отгадайте название и вид сказок.
1. - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. (Волшебная сказка “По щучьему веленью”)
2. Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора» - бытовая)
3. - Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!.. (Сказка о животных - «Петушок — золотой гребешок»)
Конверт № 2: «Путаница»
Необходимо вспомнить и дать правильное название сказкам.
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
«Иван-Царевич и зеленый волк»;
«По собачьему веленью»;
«Волк и семеро тигрят»;
«Сашенька и Медведь»;
«Гуси-вороны».
Конверт № 3: «Собери и назови сказку».
Вам нужно собрать из пазлов сказку и правильно ее назвать.
Конверт № 4: «Книжная ярмарка».
Предлагается набор книг, из них все кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.
Конверт № 5: «Отгадай загадки».
Сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните русские народные сказки.
1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
2.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
3. Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей Этих сказочных зверей. (“Три медведя”)
4. Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (“Гуси-лебеди”)
5. На сметане был мешен
В русской печке испечен
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок).
Конверт № 6: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо прочитать шифровку.
– Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
– На воре и шапка горит.
– Яблоко от яблони недалеко падает.
«Черный ящик»: отгадайте загадку и определите, герой какой сказки находится в ящике:
Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла. (Правильно, Баба Яга).
- В каких сказках встречается этот герой? (в волшебных)
- Какие волшебные предметы помогают Бабе Яге?
(ответы детей: метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, волшебный клубочек…)
А какие сугубо русские народные герои еще встречаются в русских народных сказках? (Кащей, Леший, Водяной, Кикимора. Змей-Горыныч).
2. Физминутка: «Раз грибок, два грибок»
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
- Итак, ребята, мы с вами поговорили о видах народных сказок, вспомнили героев сказок, отгадали загадки, разгадали ребусы с пословицами. Но люди сами придумывали не только сказки, пословицы, загадки, но и песни. Какие народные песни вы знаете? («Жили у бабуси…», «Калинка-малинка», «Во поле береза стояла»). Песни были игровые, плясовые, колыбельные и хороводные.
- А как исполнялась плясовая «Калинка-малинка»? Какие движения ее сопровождали? (Девушки держались за кончики косынки, складывали руки под грудью, подпирали щёчку пальцем, парни разводили руки и пускались вприсядку, показывая удаль молодецкую).
- Давайте немного потанцуем под эту песню. Подходите к центру ряжения и надевайте головные уборы: мальчики – картузы, а девочки – косыночки.
3. Танцевальная пауза «Калинка-малинка».
III. Подведение итогов.
- О чем мы с вами сегодня говорили? (Об устном народном творчестве)
- Что включает в себя устное народное творчество, назовите его жанры
(Сказки, пословицы и поговорки, песни, частушки, загадки, скороговорки, считалки).
- По каким видам сказок мы играли в «Что? Где? Когда?» (волшебные, бытовые, сказки о животных).
А теперь соберите картинку из фишек, которые вы получили за выполнение заданий, и узнаете, что вас ждет в конце игры (Приз).
Рефлексия
Я раздам вам кружочки красного, зеленого и желтого цвета. Оцените, пожалуйста, понравилось ли вам наше занятие и покажите один из кружочков.
Зеленый – понравилось, Желтый – не совсем, Красный – не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»
Моя работа, о развитие компонентов устной речи у детей с помощью устного народного творчества....
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»
Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....