Конспект «Устное народное творчество»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Губатова Елена Гизералиевна

Цель: Приобщение дошкольников к миру народного искусства образно-игровым способом, пробуждение в детях интереса к различным жанрам устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme.docx891.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Устное народное творчество»

Подготовила воспитатель ГБДОУ №60:

Губатова Е.Г.

Возрастная группа:

6-7 лет (подготовительная).

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

Приобщение дошкольников к миру народного искусства образно-игровым способом, пробуждение в детях интереса к различным жанрам устного народного творчества.

Задачи:

I. Образовательные:  

  • Обеспечить закрепление и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества;
  • Формировать умение определять и относить произведение к определенному жанру;
  • Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  • Учить узнавать сказку по заданию

ІІ. Развивающие:

  • Развивать индивидуальные литературные предпочтения,
  • Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.
  • Способствовать развитию речевой культуры детей, вводя в словарь ребенка народные обороты речи;

III. Воспитательные:  

  • Воспитывать такие качества как взаимовыручка, честность и справедливость в игре.
  • Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
  • Воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к устному народному творчеству;

Материал к занятию:

Конверты с заданиями, юла (волчок), фишки, коробка (черный ящик), баба Яга, пазлы, набор книг русских народных сказок, пословицы-ребусы, головные уборы для танца.

Предварительная работа:

  • Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
  • Рассказы детей о любимых книгах;
  • Оформление тематической выставки книг;
  • Оформление выставки детских рисунков героев любимых книг;

 Ход занятия

1. Вводная часть.

1.1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, на нём мы подведём итог нашей с вами работы. Поговорим о жанрах устного народного творчества, повторим, что читали.

1.2. Введение в тему.

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадки, пословицы и поговорки, сказки, потешки, народные песни, скороговорки, частушки, считалочки, небылицы). 

- Как вы думаете, почему они называют русскими народными? (ответы детей: так как их сочинил русский народ)

- Я вам приведу пример жанра, а вы его назовите:

1. Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет. (Загадка).

2. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж. (Скороговорка).

3. Пчелы в поле полетели

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы играем – водишь ты! (Считалочка).

4. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Пословица).

5. Хорошо! Весна идет!

С ног нас валит гололед.

Поднимай свой нос повыше –

Вон летит сосулька с крыши! (Частушка).

6. Уж и где это видано

И в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес,

Да на полочку унес. (Небылица)

7. Жили-были дед и баба и была у них внучка Машенька…. (Сказка).

- А вы можете привести свои примеры?

Молодцы, ребята! Хорошо фольклорные жанры знаете.

-Давайте поговорим о жанре русского народного творчества – сказка.

-А вы любите сказки?

- Какой же урок преподносит нам сказка? Сказка воспитывает, предупреждает, дает совет, побуждает делать добро, учит различать вымысел и реальность, развивает мышление, фантазию.

П. Основная часть.

1. Игра «Что? Где? Когда?»

- Напоминаю правила игры: запускается волчок, сообща, командой отвечаем на вопрос того конверта, на который укажет стрелочка волчка. За правильный ответ вы получите фишку.

Конверт №1. В этом конверте вопрос: «Какие виды народных сказок вы знаете?» (Бытовые, волшебные, о животных, сказки-небылицы). По отрывку отгадайте название и вид сказок.

1. - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. (Волшебная сказка “По щучьему веленью”)

2. Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора» - бытовая)

 3. - Несет меня лиса за темные леса,

За быстрые реки, за высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!.. (Сказка о животных - «Петушок — золотой гребешок»)

Конверт № 2: «Путаница» 

Необходимо вспомнить и дать правильное название сказкам.

 «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

«Иван-Царевич и зеленый волк»;

«По собачьему веленью»;

«Волк и семеро тигрят»;

«Сашенька и Медведь»;

«Гуси-вороны».

Конверт № 3: «Собери и назови сказку».

Вам нужно собрать из пазлов сказку и правильно ее назвать.

Конверт № 4: «Книжная ярмарка».

Предлагается набор книг, из них все кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.

Конверт № 5: «Отгадай загадки».

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните русские народные сказки.

1.Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).

2.Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

3. Жила в лесу зверей семья.

Однажды девочка пришла.

 Очень возмутились звери,

 Что в их доме спали, ели.

 Назовите поскорей Этих сказочных зверей. (“Три медведя”)

4. Не доглядела за братом сестра,

И долго искала мальчишку она.

 Помогла ей волшебная речка,

Пирожков испекла русская печка.

От птиц под яблоней укрылись дети.

Что за птицы были эти? (“Гуси-лебеди”)

5. На сметане был мешен

В русской печке испечен

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей. (Колобок).

Конверт № 6: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо прочитать шифровку.

– Лучше синица в руках, чем журавль в небе.  

   – На воре и шапка горит.  

 

 – Яблоко от яблони недалеко падает.

«Черный ящик»: отгадайте загадку и определите, герой какой сказки находится в ящике:

Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла

Да загадки сочиняла.  (Правильно, Баба Яга).

- В каких сказках встречается этот герой?  (в волшебных)

- Какие волшебные предметы помогают Бабе Яге?

(ответы детей: метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, волшебный клубочек…)

А какие сугубо русские народные герои еще встречаются в русских народных сказках? (Кащей, Леший, Водяной, Кикимора. Змей-Горыныч).

2. Физминутка: «Раз грибок, два грибок»

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

- Итак, ребята, мы с вами поговорили о видах народных сказок, вспомнили героев сказок, отгадали загадки, разгадали ребусы с пословицами. Но люди сами придумывали не только сказки, пословицы, загадки, но и песни. Какие народные песни вы знаете? («Жили у бабуси…», «Калинка-малинка», «Во поле береза стояла»). Песни были игровые, плясовые, колыбельные и хороводные.

- А как исполнялась плясовая «Калинка-малинка»? Какие движения ее сопровождали? (Девушки держались за кончики косынки, складывали руки под грудью, подпирали щёчку пальцем, парни разводили руки и пускались вприсядку, показывая удаль молодецкую).

- Давайте немного потанцуем под эту песню. Подходите к центру ряжения и надевайте головные уборы: мальчики – картузы, а девочки – косыночки.

3. Танцевальная пауза «Калинка-малинка».

III. Подведение итогов.

- О чем мы с вами сегодня говорили? (Об устном народном творчестве)

- Что включает в себя устное народное творчество, назовите его жанры

(Сказки, пословицы и поговорки, песни, частушки, загадки, скороговорки, считалки).

- По каким видам сказок мы играли в «Что? Где? Когда?» (волшебные, бытовые, сказки о животных).

А теперь соберите картинку из фишек, которые вы получили за выполнение заданий, и узнаете, что вас ждет в конце игры (Приз).

Рефлексия

Я раздам вам кружочки красного, зеленого и желтого цвета. Оцените, пожалуйста, понравилось ли вам наше занятие и покажите один из кружочков.

Зеленый – понравилось, Желтый – не совсем, Красный – не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....