Технологическая карта занятия (образовательной ситуации) по развитию речи в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пересказ рассказа «Четыре желания» (по   К.  Ушинскому).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия (образовательной ситуации)

по развитию речи в подготовительной группе.

Тема ОС

Пересказ рассказа «Четыре желания» (по   К.  Ушинскому).

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Культурно - смысловой контекст

Пересказ текста с наглядной опорой

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Формировать действия для целенаправленного восприятия текста.

Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность). Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний. Упражнять в составлении предложений из набора слов. Работа над интонационной выразительностью речи. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

Предварительная работа

Чтение рассказов: В. Бианки «Синичкин календарь»;  Н. Сладкова «Осень на пороге»,  «Грачи прилетели»;  К. Паустовского «Квакша»; К.Ушинского «Проказы старухи зимы». Изучение лексических тем «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Д/И «Времена года», «Осень, зима, весна, лето». Работа с графическими схемами. Наблюдения в природе.

Оборудование и материалы

Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными  и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета;   фишки; мяч.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно         – мотивационный

этап

Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.

Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»?

Педагог: Про что можно сказать «зимняя»?

Педагог: Про что мы скажем «весеннее»?

Педагог: А о чем говорим «летние»?

Беседа, вопросы.

Дети подбирают слова существительные к заданному прилагательному

Дети могут согласовать  2- 3 прилагательных с существительными.

 

2.

.

.

Основной этап

Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».

а) Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление
навыков подбора синонимов.  Работа над интонационной выразительностью.

Развитие диалогической речи.

Закрепление навыка подбора антонимов.

Образование родственных
слов к слову  рыба.

Упражнять в составлении предложений из набора слов.

Развитие слухового внимания, логической цельности речи.

Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки о временах года.

Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

Педагог:

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он был зимой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

—Куда записали его желание? (В записную книжку)

Педагог:

Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательным знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией. (Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой!)

Педагог: А теперь придумаем предложения со знаком вопроса.

Игра повторяется.

б) Чтение второй части рассказа. 
Педагог: Слушайте продолжение.

Педагог:

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру.

4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

 Погода теплая, а наоборот — холодная

Осень ранняя, а наоборот — поздняя

Облако белое — туча черная

День длинный, а наоборот — короткий

Вода замерзает, а лед — тает

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются

День грустный, а наоборот веселый

Настроение плохое, а наоборот — хорошее

Урожай маленький, а наоборот — большой

в) Чтение третьей части рассказа.

 Педагог: Читаем дальше.

Педагог:

Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.

 Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)

г) Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.

Педагог:

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

Что мальчик говорил отцу? (Осень  — лучше всех времен года!)

Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он,  то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Предлагаю поиграть в игру «Составь предложение».

- на, зимой, кататься, весело, санках.

- на, хорошо, лугу, весной, зеленом.

- много, в, летом, лесу, ягод.

- яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

Динамическая пауза:

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх),
Хорошо когда зима 
(прыжки на месте)!
Бабочки порхают 
(руки в стороны),
Цветы зацветают 
(наклоны вперед).
Всюду, всюду красота 
(руки вверх),
Что за прелесть весна 
(прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе 
(руки в стороны),
В речку удочку забросим 
(руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (
руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (
прыжки на месте)!

Повторное чтение рассказа с использованием графического плана. 

Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке.

Игровое упражнение «Отгадай загадку»

Чтение, беседа по содержанию

Лексико-грамматические упражнения

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Игра «Назови похожие слова»

игра «Составь предложение».

Динамическая пауза

Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.

Дети полным предложением отвечают на вопросы воспитателя по содержанию текста

Дети передают друг другу карточку с восклицательным знаком и со знаком вопроса и называют предложения.

Дети полным предложением отвечают на вопросы воспитателя по содержанию текста

Дети подбирают и называют слова антонимы.

Дети полным предложением отвечают на вопросы воспитателя по содержанию текста

Дети полным предложением отвечают на вопросы воспитателя по содержанию текста

Дети из предложенных слов составляют предложения

Дети согласно тексту выполняют движения.

Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.

Дети могут отгадать все загадки.

Дети могут отвечать полным предложением на вопросы.

Дети могут произносить предложения с заданной интонацией

Дети могут назвать антонимы.

Дети могут подобрать одно, два родственных слова к заданному слову.

Дети могут составить предложения из предложенного набора слов.

Дети могут слушать и повторять текст, выполняя движения

Дети могут пересказать текст с опорой на графический план

3.

Заключительный этап

Закрепление названий времен года.

Дифференцированная оценка деятельности детей.      

Итог занятия. С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
- Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна

Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.

Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года.

Сюрпризный момент

Дети отгадывают, от какого времени года каждый подарок. Вынимают по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки), определяют, от какого времени года подарки.

Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный. Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада Тема: ОсеньЦель: Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитие речи в подготовительной группе.

Тема: «Подводный мир»Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских и речных жителей, об их образе жизни; развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отве...

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи в подготовительной группе «Осенняя ярмарка. Сад – огород».

Цель: Закрепить, обобщить и систематизировать понятия «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»....

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"

На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей  связную речь, творчество и фантазию....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе

Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе....