Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква А
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obuchenie_gramote_zvuk_a.docx | 38.43 КБ |
zvuk_i_bukva_a.pdf | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква А
Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закреплять представления о неречевых звуках;
- формировать представления о речевых звуках и буквах;
- формировать представления о гласных звуках;
- формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;
- формировать навыки фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов и осуществление позиционного анализа;
- формировать навыки фонематического восприятия: различение слов-паронимов;
- совершенствовать умение употреблять существительные в родительном падеже
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие и зрительное внимание;
- развивать навыки обобщения и классификации;
- развивать навыки конструктивного праксиса;
- развивать кинетический праксис;
- развивать навыки зрительно-моторной координации
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: звуковые файлы, карточки-пиктограммы для закрепления представлений о звуках и буквах, карточки с зашумлёнными изображениями предметов, карточка с изображением зрительного образа звука А, карточки с изображениями фруктов, карточки для проведения физминутки, Звуковички на палочках, домики для осуществления позиционного анализа, изображения мальчиков и доктора, карточки с изображением буквы А, индивидуальные тетради в клетку, чек-лист для корректурной пробы, ёршики и палочки.
Ход занятия | Ответы детей | |
1. | Организационный момент - Сядет тот, кто верно назовёт, какой предмет спрятался на картинке. | Дети рассматривают зашумлённые контурные изображения и называют предметы: шприц, градусник, таблетки, фонендоскоп, аптечка, пластырь, мяч. - Лишний мяч, потому что это игрушка. |
| - Эти предметы принадлежат доктору. | |
2. | Основная часть 2.1. Закрепление представлений о неречевых звуках. Развитие слухового внимания. Употребление родительного падежа существительных.
Педагог вывешивает на доску соответствующую пиктограмму.
| Дети прослушивают звучания и дают ответ. - Это звук машины. И так далее. |
- Как мы называем звуки, которые не являются речью человека? | - Неречевые звуки. | |
2.2. Сообщение темы. Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам.
Педагог вывешивает соответствующую пиктограмму на доску.
Примечание: при отсутствии индивидуальных зеркал дети смотрят на своего соседа справа или слева.
|
- Воздух. - Воздух выходил свободно. | |
Перед детьми выставляется опорная схема №1.
| - Звук А – гласный. - Потому что на пути воздуха нет преграды. | |
2.3. Развитие навыков интонационного модулирования голоса. Развитие навыков фонематического восприятия. |
Примечание: в этом упражнении можно использовать игрушки или карточки из демонстрационного материала. 1 этап: задание выполняется с опорой на картинки. 2 этап: заданий выполняется с опорой на слух.
Педагог демонстрирует смайлик красного цвета на палочке и раздаёт Звуковичков детям. 2.4. Формирование навыков фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов. - Возьмите Звуковичка в правую руку. Прижмите локоть к столу. Поднимите Звуковичка вверх, как только услышите гласный звук А.
Для выполнения этого задания вы можете использовать демонстрационный материал для доски, реалистичные муляжи фруктов или чек-лист №1. 2.5. Физ. минутка. Развитие кинетического праксиса. Снятие напряжения с мышц, вызванного длительным нахождением в статичной позе.
2.6. Формирование навыков фонематического анализа: осуществление позиционного анализа.
| Дети поют звук А и растирают щёки. - Щёки стали красными. Выбирая фрукт, ребёнок озвучивает ответ: «В слове ананас слышу звук А» Дети выполняют движения с опорой на карточки со схематичным изображением человечков. Дети показывают нужное окошко у домика. |
2.7. Знакомство с буквой А. Формирование понятия «буква». Развитие конструктивного праксиса и навыков зрительно-моторной координации.
Педагог демонстрирует детям чек-лист №2.
Педагог демонстрирует заглавную букву. Вот два столба наискосок, А между ними — поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А.
Педагог демонстрирует строчную букву а.
Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.
|
- Заглавная буква А большая, а сточная маленькая. У заглавной буквы А элементы прямые, а у строчной – изогнутные. |
Перед детьми лежат палочки и ёршики.
Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.
Заглавную букву А обведите в круг, а строчную подчеркните.
Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.
Педагог сопровождает написание буквы стихотворением.
| - Заглавная буква состоит из 3 элементов, а строчная из двух. Дети конструируют букву по образцу.
Дети выполняют корректурную пробу на чек-листе №2.
Дети печатают букву А в тетради. | |
3. | Подведение итога
| - Звуки слышим и произносим. Буквы видим, читаем и пишем.
преграды. - Красным кругом. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные:...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»...
Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.
ЗадачиКоррекционно-образовательные:- формировать представления о речевых звуках и буквах;- совершенствовать представления о гласных звуках;- формировать умение давать характеристику звуку по акустичес...