Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква А
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote_zvuk_a.docx38.43 КБ
PDF icon zvuk_i_bukva_a.pdf341.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква А

Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять представления о неречевых звуках;
  • формировать представления о речевых звуках и буквах;
  • формировать представления о гласных звуках;
  • формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;
  • формировать навыки фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов и осуществление позиционного анализа;
  • формировать навыки фонематического восприятия: различение слов-паронимов;
  • совершенствовать умение употреблять существительные в родительном падеже

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать зрительное восприятие и зрительное внимание;
  • развивать навыки обобщения и классификации;
  • развивать навыки конструктивного праксиса;
  • развивать кинетический праксис;
  • развивать навыки зрительно-моторной координации

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность и самостоятельность;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: звуковые файлы, карточки-пиктограммы для закрепления представлений о звуках и буквах, карточки с зашумлёнными изображениями предметов, карточка с изображением зрительного образа звука А, карточки с изображениями фруктов, карточки для проведения физминутки, Звуковички на палочках, домики для осуществления позиционного анализа, изображения мальчиков и доктора, карточки с изображением буквы А, индивидуальные тетради в клетку, чек-лист для корректурной пробы, ёршики и палочки.

Ход занятия

Ответы детей

1.

Организационный момент

- Сядет тот, кто верно назовёт, какой предмет спрятался на картинке.

Дети рассматривают зашумлённые

контурные изображения и

называют предметы: шприц, градусник, таблетки,

фонендоскоп, аптечка, пластырь,

мяч.

- Лишний мяч, потому что это игрушка.

  • Как вы думаете, какой из этих предметов лишний. Объясните свой выбор.
  • Как вы считаете, кому принадлежат эти предметы?

- Эти предметы принадлежат

доктору.

2.

Основная часть

2.1. Закрепление представлений о неречевых звуках. Развитие слухового внимания. Употребление родительного падежа существительных.

  • Сегодня я предлагаю вам отправиться на приём к доктору. Представьте себе, что мы идём по городу и слышим вокруг себя различные звуки.
  • Звуки – слышим.

Педагог вывешивает на доску соответствующую пиктограмму.

  • Назовите, звук чего или кого вы услышали?

Дети прослушивают звучания и дают ответ.

- Это звук машины. И так далее.

- Как мы называем звуки, которые не являются речью человека?

- Неречевые звуки.

2.2. Сообщение темы. Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам.

  • Мы зашли в больницу. На приёме у доктора мальчик Андрюша. У Андрюши заболело горло.
  • Как вы думаете, о чём просит доктор мальчика?

  • Правильно, доктор просит мальчика сказать звук А.
  • Звуки – произносят.

Педагог вывешивает соответствующую пиктограмму на доску.

  • Сегодня мы познакомимся со звуком А и раскроем его секреты.
  • Посмотрите в зеркало и произнесите звук А.

Примечание: при отсутствии индивидуальных зеркал дети смотрят на своего соседа справа или слева.

  • Обратите внимание, что делает рот, когда мы произносим звук А?
  • Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук А ещё раз.
  • Что вы почувствовали на ладони?
  • Воздух проходил свободно или встречал преграду?

  • Врач просит мальчика открыть рот и сказать А.

  • Рот широко открывается.

- Воздух.

- Воздух выходил свободно.

  • Если при произнесении звука воздух не встречает преграды и проходит свободно, то он называется «гласным».

Перед детьми выставляется опорная схема №1.

  • Звук А какой?
  • Почему мы его так называем?

- Звук А – гласный.

- Потому что на пути воздуха нет преграды.

2.3.        Развитие        навыков        интонационного        модулирования голоса.        Развитие навыков фонематического восприятия.

  • Гласные звуки голосистые. Вместе с ними хорошо петь песни. И мы споём звук А! Помогут нам в этом Андрюшины игрушки, которые он берёт с собой, когда идёт в больницу.
  • Если вы увидите мишку, пойте звук А низким, грустным голосом и растирайте щёки кулачками. Если увидите мышку – высоким, весёлым голосом и растирайте щёки ладонями.

Примечание: в этом упражнении можно использовать игрушки или карточки из демонстрационного материала.

1 этап: задание выполняется с опорой на картинки.

2 этап: заданий выполняется с опорой на слух.

  • Теперь обратите внимание на щёки своего соседа. Какими они стали?
  • И звук А мы будем обозначать кругом красного цвета. Таким же красным, как ваши щёки и наш Звуковичок.

Педагог демонстрирует смайлик красного цвета на палочке и раздаёт Звуковичков детям.

2.4. Формирование навыков фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов.

- Возьмите Звуковичка в правую руку. Прижмите локоть к столу. Поднимите Звуковичка вверх, как только услышите гласный звук А.

  • А, А, И, У, А, О, А …
  • Ик, ап, ам, ой, ай, оп, …
  • Доктор дал Андрюше такой совет: «Чтобы меньше болеть, нужно есть как можно больше фруктов с витамином А».
  • Помогите доктору составить список фруктов. Выберите только такие фрукты, в названии которых есть звук А.

Для выполнения этого задания вы можете использовать демонстрационный материал для доски, реалистичные муляжи фруктов или чек-лист №1.

2.5. Физ. минутка. Развитие кинетического праксиса. Снятие напряжения с мышц, вызванного длительным нахождением в статичной позе.

  • Доктор говорит, что ежедневная зарядка – лучший способ укрепления здоровья.
  • На зарядку становись! Повторяйте движения за человечком на карточке.

2.6. Формирование навыков фонематического анализа: осуществление позиционного анализа.

  • Если Андрюша будет соблюдать все рекомендации доктора, он очень быстро поправится. Тогда он сможет пойти в гости к друзьям. Давайте познакомимся с друзьями мальчика и узнаем, где они живут.
  • Положите перед собой домик для звуков. Покажите, где у дома начало, где середина, где конец.

Дети поют звук А и растирают щёки.

- Щёки стали красными.

Выбирая фрукт, ребёнок озвучивает ответ: «В слове ананас слышу звук А»

Дети выполняют движения с опорой на карточки со

схематичным изображением человечков.

Дети показывают нужное окошко у

домика.

  • В этом доме живут мальчики: Антон, Артём и Арсений.
  • Давайте узнаем, в каком подъезде живёт Антон. Назовите первый звук в слове Антон.
  • Как вы думаете, если звук первый, где он живёт: в начале в середине или в конце?
  • Обозначьте место звука А в домике кружком красного цвета. Здесь и живёт Антон.
  • Это Артём. Назовите первый звук в слове Артём.
  • Где живёт звук А в слове Артём? Обозначьте место звука А в домике.
  • Это Арсений. Где живёт звук А в слове Арсений? Почему?
  • Обозначьте место звука А в домике.

2.7. Знакомство   с   буквой   А.   Формирование   понятия

«буква». Развитие конструктивного праксиса и навыков зрительно-моторной координации.

  • Когда Андрюша уходил от врача, он дал ему список полезных фруктов. Посмотрел мальчик на этот список и ничего не понял. Как вы думаете почему?

Педагог демонстрирует детям чек-лист №2.

  • Верно, он не умеет читать. А чтобы научиться читать, ему нужно познакомиться с буквами. Буква – это дом, в котором живёт звук.
  • Как вы думаете, какой звук мы сегодня поселим в букву?
  • Это буква А.

Педагог демонстрирует заглавную букву.

Вот два столба наискосок, А между ними — поясок. Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

  • На что на похожа буква А?
  • Давайте напишем букву в воздухе. Поднимите правую руку вверх и поставьте в воздухе точку. От этой точки ведите линию вниз влево. Верните указательный палец на точку. Теперь ведите линию вниз вправо. Поставьте палец на середину левого столбика. Теперь ведите линию слева направо к середине правого столбика.
  • Какая буква у нас получилась?
  • Это заглавная буква А. У неё есть младшая сестрёнка.

Педагог демонстрирует строчную букву а.

  • Это строчная буква А.
  • Мы видим буквы.

Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.

  • Сравните, чем похожи и чем отличаются эти буквы?

  • Первый звук А.

  • Звук А живёт в начале.

  • Первый звук А.
  • Звук А живёт в начале.
  • Звук А живёт в начале. Он первый.

  • Он не умеет читать.

  • Звук А.

  • Буква А.

- Заглавная буква А большая, а сточная

маленькая. У заглавной буквы А элементы прямые, а у строчной –

изогнутные.

  • Будем конструировать букву А из различных материалов.

Перед детьми лежат палочки и ёршики.

  • Как вы думаете, из чего мы построим заглавную букву А? Почему?
  • А почему для строчной буквы А мы оставили ёршики?
  • Приступаем к работе.

  • Буквы - читают.

Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.

  • Теперь, когда Андрюша знаком с буквой А, можно попробовать прочитать наш список фруктов. Получится ли у него? Почему?
  • Конечно, научиться читать за один день невозможно! Нужно ежедневно тренироваться.
  • Поможем мальчику находить заглавную и строчную букву А среди других букв.

Заглавную букву А обведите в круг, а строчную подчеркните.

  • Буквы - пишут.

Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.

  • Откройте рабочие тетради и найдите букву А.
  • Сосчитайте, сколько клеток занимает буква А в высоту. В ширину?
  • Первую букву А мы напишем вместе помощью пунктирных линий.
  • Будьте внимательны! Букву будем писать сверху вниз.

Педагог сопровождает написание буквы стихотворением.

  • Напечатайте букву А до конца строки.

- Заглавная буква состоит из 3 элементов, а

строчная из двух.

Дети конструируют букву по образцу.

  • Не получится, он не знает всех букв.

Дети выполняют корректурную пробу

на чек-листе №2.

  • В высоту 2 клетки, а в ширину 1.

Дети печатают букву А в тетради.

3.

Подведение итога

  • С помощью подсказок расскажите, что мы знаем о звуках и буквах.

  • С какой буквой мы познакомились на занятии?

  • Какой звук обозначает буква А?

  • Расскажите секреты звука А.

  • Каким символом мы будем обозначать звук А?
  • Какие задания оказались для вас самыми сложными?
  • Какие задания вызвали интерес?

- Звуки слышим и произносим. Буквы видим, читаем и

пишем.

  • Мы познакомились с буквой А.
  • Буква А обозначает звук А.
  • Звук А – гласный, на пути воздуха нет

преграды.

- Красным кругом.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные:...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»...

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам  [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.

ЗадачиКоррекционно-образовательные:- формировать представления о речевых звуках и буквах;- совершенствовать представления о гласных звуках;- формировать умение давать характеристику звуку по акустичес...