Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

 - давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

 - познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

 - познакомить с отличием звука от буквы;

 - учить выделять звук из ряда гласных звуков;

 - закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

 - развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать умение слушать друг друга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zvuk_a.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

 - давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

 - познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

 - познакомить с отличием звука от буквы;

 - учить выделять звук из ряда гласных звуков;

 - закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

 - развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

 - Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет фрукт.

Артикуляционная гимнастика.

 - А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

 - «Улыбка» – «трубочка»

 - «Лопаточка»

 - «Иголочка»

 - «Лопаточка» – «Иголочка»

 - Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

автобус, антенна, арбуз, акробат.

 - Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

 - Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

 - Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

 - Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

 - Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

 - Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Пальчиковая гимнастика.

- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин.                          Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас,                                           Показывают 10 пальцев.

А он один.                                            Показывают один палец.

Эта долька – для ежа.                         Загибают по одному пальчику,

Эта долька — для стрижа.                 начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                       Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!!                Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда!                  «Бегут»  пальцами по столу.

6. Работа на раздаточных листах.

 - Ребята, Аня принесла для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

 - Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

 - Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

 - Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

 - Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

 - Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

 - Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

III. Итог занятия.

 - Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня)

 - Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])

 - Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

 - А с какой буквой мы познакомились?

 - Каким цветом обозначается звук [а]?

 - Что понравилось больше всего?

 - Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

 - Давайте попрощаемся с куклой Аней.

 - Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению Тема: « ЗВУК И БУКВА А» (подготовительная группа)

Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ ЗВУК [К]

конспект логопедического занятия для старшей группы на тему звук К.Задачи:1) Познакомить детей с акустико-артикуляционной характеристикой звука К, дать представление о том, что звук К –согласный, глух...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...