Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Омарова Алия Валиевна

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- формировать представления о речевых звуках и буквах;

- совершенствовать представления о гласных звуках;

- формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;

- формировать умение дифференцировать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

- формировать навыки фонематического анализа: осуществление позиционного анализа, определение количества слогов в слове, определение количества и последовательности звуков в слове.

- формировать навыки фонематического восприятия: осуществлять подбор рифмы к слову, узнавать и составлять слово путём добавления первого согласного.

- формировать представления о словах-предметах

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание и память;

- развивать навыки обобщения и классификации;

- развивать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать навыки конструктивного праксиса;

- развивать навыки зрительно-моторной координации

Воспитательные:

- воспитывать любознательность и самостоятельность;

Оборудование: изображение зрительного образа звука П, зеркала, Звуковички синего и зелёного цвета, рабочее поле и набор картинок для дифференциации согласных по твёрдости - мягкости, аудиофайлы для проведения физ. минутки, набор картинок для деления слов на слоги, набор картинок для определения места звука в слове и звуковые домики,палочки или кирпичи и кубики для конструирования буквы П, чек-лист с корректурной  пробой, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.konspekt_zanyatiya._zvuki_p_i_p._bukva_p.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Тема: Звуки П и П`. Буква П

Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- формировать представления о речевых звуках и буквах;

- совершенствовать представления о гласных звуках;

- формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;

- формировать умение дифференцировать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

- формировать навыки фонематического анализа: осуществление позиционного анализа, определение количества слогов в слове, определение количества и последовательности звуков в слове.

- формировать навыки фонематического восприятия: осуществлять подбор рифмы к слову, узнавать и составлять слово путём добавления первого согласного.

- формировать представления о словах-предметах

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание и память;

- развивать навыки обобщения и классификации;

- развивать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать навыки конструктивного праксиса;

- развивать навыки зрительно-моторной координации

Воспитательные:

- воспитывать любознательность и самостоятельность;

Оборудование: изображение зрительного образа звука П, зеркала, Звуковички синего и зелёного цвета, рабочее поле и набор картинок для дифференциации согласных по твёрдости - мягкости, аудиофайлы для проведения физ. минутки, набор картинок для деления слов на слоги, набор картинок для определения места звука в слове и звуковые домики,палочки или кирпичи и кубики для конструирования буквы П, чек-лист с корректурной  пробой, презентация.

Ход занятия

Ответы детей

1.

Организационный момент

-Проходите, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их. Наши гости посмотрят, что мы с вами знаем и умеем.

Основная чать:

2.1.Закрепление характерных признаков понятия «звук» и «буква». Закрепление понятия «гласный звук».

-А теперь повернитесь ко мне, начнем работать.

-Мы с вами давно знакомы со звуками, попробуйте угадать какой звук я произношу?

А –мимикой.

О-мимикой

У-мимикой

-Правильно, молодцы!

-А теперь с помощью подсказки, давайте вспомним, что мы знаем о звуках?

(Звуки мы слышим и произносим)

- Назовите главный секрет звуков А, О, У?

Эти звуки какие? Гласные.

-Как вы поняли, что это гласные звуки?

-А,О,У гласные потому что воздух не встречает преграды, их можно пропеть.

- Ребята, каким символом мы обозначаем гласные звуки?

-Молодцы, ребята! Присаживаемся на свои места.

Сейчас я хочу познакомить вас с одной моей знакомой Мышкой, по имени Пышка.

- Звук А. Звук О. Звук У.

- Звуки слышим и произносим.

- Звуки А, О, У – гласные, на пути воздуха нет преграды.

- Красным кругом.

2.

2.2.Сообщение темы. Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам.

- Решила мышка по имени Пышка вскипятить чайник. Закипела вода – запыхтел чайник: «П – п – п».

-Какой звук издал чайник?

(Чайник издал звук П)

- Услышала мышка Пышка новый интересный звук и сочинила о нём сказку. Если вы будете слушать сказку внимательно, то сможете раскрыть секрет звука П.

Сказка о согласном звуке П.

Жили-были гласные звуки А, У, О. Они были голосистыми и любили петь песни. Однажды, они запели так звонко, и так весело, что другим звукам захотелось к ним присоединиться. Подошёл к ним звук П и запыхтел: «П – п – п!» Пыхтел, пыхтел, а песню спеть так и не смог. Загрустил звук П, заплакал: «Ох, какой я несчастный! Голоса у меня нет, никто меня не слышит!» «Не печалься! - сказал голосистый звук А. – Мы, гласные звуки, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами. Согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук П. «Вот и хорошо! – воскликнул звук А. За это мы будем называть тебя согласным!»

 по Пожиленко Е.А.

- Какое имя дали гласные звуку П? Он какой?

-Согласный, все вместе – согласный.

ЗЕРКАЛА ДАТЬ

-Сейчас мы с вами узнаем ,что же помешало звук П петь песни.

-Перед вами лежат зеркала.

-Откройте их.

-Произнесите звук П.

- Что происходит с  губами?

- А теперь подставьте ладонь к губам. Произнесите звук ещё раз. Что почувствовали на ладони?

- А как воздух выходил плавно или рывками?

-Правильно! Воздух выходил рывками.

- Как вы думаете, почему?

- Воздуху что-то мешало ? А что воздуху мешало?

Воздуху мешали губы.

- Верно, если на пути воздуха есть преграда, то звук у нас будет согласным. (на схему воздух с преградой)

- Кто мне скажет, звук П какой?

-Согласный – скажем все вместе –согласный.

 Потому что  воздух встречает преграду-скажем все вместе, потому что воздух встречает преграду, все вместе.

- Продолжим раскрывать секреты звука П. Представьте, что в вашем горлышке есть колокольчик. Если он зазвонит – горлышко задрожит. Если колокольчик будет не зазвонит, то и ваше горлышко дрожать не будет. Приложите ладонь к горлышку. Произнесите звук П.

Педагог демонстрирует беззвучную артикуляцию звука П.

- Что вы почувствовали под ладонью?

- Если горлышко не дрожит, то звук  глухой.( на схему зачеркнутый колокольчик)

- Кто мне скажет звук П какой?

Звук П глухой.

На доске появляется соответствующий символ: колокольчик перечёркнут.

-А сейчас, послушайте слова, которые я произнесу.

Поезд, пушка, панама.(тв.произнести)

Пингвин, пижама, пень.(мяг.произнести)

-Ребята, смотрите и в тех и других словах есть звук П,

он звучит одинаково или по разному?

По разному, в словах Пушка, Поезд, Панама вот он здесь как звучит?

-Твердо как камень.

-А в словах пингвин, пижама, пень-  звучит мягко, как подушка, значит он здесь мягкий.

- Правильно, у звука П есть  братец – звук Пь.

- Твердый звук мы обозначаем синим цветом, а мягкий звук зеленым.

На доске появляются соответствующие символы: подушка, зелёный круг.

-Теперь давайте повторим секрет звука П с помощью схему.

Я говорю.

Звук П –согласный, глухой, тв., обозначается синим цветом.

Звук Пь – согл.,глухой,мяг., обозначается зеленым цветом.

2.3. Формирование навыков фонематического восприятия: дифференциация согласных по твёрдости-мягкости. Развитие зрительного восприятия и памяти. Совершенствование навыков обобщения и классификации.

- Позвала наша мышка Пышка к себе на чай Звуковичков. Посмотрите они лежат у вас на столе, давайте поиграем с ними. Возьмите синего Звуковичка в правую руку, зелёного – в левую. Если услышите твёрдый звук П – поднимите вверх синего Звуковичка, мягкий звук Пь – зелёного.

Слушайте внимательно, какой звук заглянет к мышке в гости.

  • П, Пь, Пь, П, Пь, П …
  • Ап,оп,пи,пе, папа,письмо,пальцы,пират,помидор,пингвин

- Огляделась мышка в своей норке по сторонам и ахнула! Пока она чай со Звуковичками пила, паучок своей паутиной все предметы затянул.

- Кто из вас догадался, что спрятано за паутиной?

-Кто пойдет? Молодец, смелее, смелее.

-Ребята, а давайте теперь поможем мышке разложить вещи по коробочкам. (ШИРМА)

В синюю коробку мы кладем предметы, в названиях которых звук П твердый, а в зеленую коробку предметы, в названиях которых звук П мягкий.

-Кто пойдет? Кто смелый?

Панама.

- Какой звук слышим в слове панама?

 В какую коробку положим?

- В слове панама слышу звук П твердый. Положу панаму в синюю коробку.

Аналогично проводится работа с другими предметными картинками.

- Посмотрим , какие предметы  положили в синюю коробку.

-Давайте поиграем  в игру  «найди лишнее».

- Какой предмет в этой коробке лишний и почему?

- Какие предметы убрали во вторую коробку?

- Какой предмет в коробке лишний и почему?

2.4. Физ. Минутка.

- Что-то наша мышка Пышка так расшумелась! Вот-вот кота разбудит! Давайте научим её, как сделать так, чтобы кот не проснулся.

2.5. Формирование навыков фонематического анализа: осуществление позиционного анализа.

- Подумала мышка, что в её доме не хватает картин и решила нарисовать различные предметы, а какие мы с вами узнаем если отгадаем загадки.

-Ребята, слушайте внимательно, кто догадается, поднимаем руку.

Он зеленый и пушистый,

Очень — очень он душистый,

Рад и в супчик, и в салат,

Он петрушки сводный брат.

В миг покрошим хлоп — хлоп — хлоп!

Назовем его — … .

-Молодец, давай проверим правильно ли ты ответил, нажми на мольберт. А сейчас попробуем найти звук П в слове укроп. Если звук П в начале слова то эту картинку мы поместим в первую раму, если звук П в середине слова, то поместим картинку во вторую раму, если звук П в конце слова, то поместим картину в последнюю раму.

Произнеси слово укроп. Где у нас спрятался звук П ?

Звук П слышу в конце слова, поместим картинку в последнее окошко.

-Нажми на укроп и проверь.

Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник, тут как тут,

Разольёт в тарелки …

Голову она согреет,
Ушки наши бережет.
Бабушки ее вязать умеют,
Что это кто назовёт?

Любят детки-малыши
Все колечки разложить,
А потом надеть их дружно,
Получилась чтоб игрушка.

2.6. Формирование навыков фонематического восприятия и фонематического анализа: определение количества слогов в слове.

- Чисто стало у мышки в доме. Решила она к себе друзей позвать.

Добавьте звук П в начало слова, и вы узнаете, кто же спешит к мышке в гости.

-Кто догадается поднимает руку.

-Молодец, выходи, проверяем, нажми на мышку.

- А давай сразу поможем Пышке рассадить гостей на диваны.

На первый диван сядут те гости , в чьём названии 1 слог,(показываю на схему) на второй, в чьем названии - два слога, на третий – три и на четрвёртый – четыре.

…аук                 …оросёнок

                              …они          

                              …опугай              …авлин

Прохлопай слово.

Два слога. На какой диван мы посадим паука?

Правильно, на второй диван.

2.7 Знакомство с буквой П. Развитие конструктивного праксиса и навыков зрительно-моторной координации.  

- Сочинила мышка Пышка историю о сегодняшнем дне. Решила её записать.

- Ребята, а с  помощью чего можно записать слова в истории?

-Правильно, с помощью букв.

-А что мы знаем о буквах?

Мы с вами знаем, что у каждого звука есть своя буква.

Звуки П, Пь обозначаются буквой П.(слайд с мышкой)

- Посмотрите на нее, это  буква П.

-Скажите из  скольки элементов состоит буква П.

- Сравните, чем похожи буквы?

- Чем отличаются  буквы П?

Большая буква П заглавная. Маленькая буква П строчная.

- У вас на столе лежат палочки, давайте выложим букву П из палочек.

-Молодцы, убираем палочки. (похвалить если сделали заглавную)

- Записала мышка свою историю. Посмотрите у вас у всех есть текст. Подвиньте его перед собой.

-Ваша задача найти все буквы П, но если буква большая вы ее обводите в кружок.

-Покажите пальчиком.

-Если буква маленькая вы ее подчеркиваете.

-Покажите пальчиком.

 Всем понятно?

-Большую букву, что будем делать? Большую букву обводим в кружок.

-Маленькую букву, что будем делать? Маленькую букву подчеркиваем.

Берем в руки фломастер, снимаем колпачок и приступаем к работе.

-Кто закончит, поднимает руку.

-Поменяйтесь заданием. Все ли буквы найдены правильно?

-Были ли у кого-то ошибки?

-Молодцы!

-Наводим порядок на столе.

- Звук П – согласный.

- Губы смыкались и размыкались.

- Воздух.

- Воздух выходил рывками.

- Воздуху мешали губы.

- Звук П – согласный, потому что на пути воздуха есть преграда: губы.

- Горлышко не дрожит.

- Звук П – глухой

- Звук П – твёрдый.

- Звук Пь – мягкий.

- Звук П – согласный, на пути воздуха есть преграда: губы. Он глухой, твёрдый. Будем обозначать синим кругом.

 - Звук Пь – согласный, на пути воздуха есть преграда: губы. Он глухой, мягкий. Будем обозначать зелёным кругом.

Дети выполняют задание со Звуковичками.

- За паутиной панама.

- В слове панама слышу звук П. Он согласный, глухой, твёрдый. Положу панаму в синюю коробку.

- Кепку, панаму, сапоги и шапку.

- Лишние тапки, потому что это не головной убор.

- Два.

- В слове попугай три слога. Посажу попугая на третий диван

Дети конструируют букву.

- С помощью букв.

- Звуки П и Пь.

- Три элемента.

Дети выполняют корректурную пробу на чек-листе.

3.

Подведение итога

- С какой буквой мы познакомились на занятии?

- Какие звуки обозначает буква П?

- Расскажите секреты звука П.( звук П соглс,глухой,тв.,обозн.синим цветом)

- Расскажите секреты звука Пь.(звук пь согл.,глухой,мягкий,обозн.зеленым цветом)

-Посмотрите какие яблочки передала для вас мышка. Давайте украсим нашу яблоню. Если все задания были интересны и вы выполнили их, то на яблоню клеем красное яблоко, а если вам было трудно, то клеем зеленое яблоко.

-Спасибо, наше занятие окончено, попрощаемся с гостями, досвидания!

Конспект

1.Приветствие,орг.момент.Знакомим с мышкой.

2.Мышка чайник,сказка.Зеркала.

Согласный. Глухой.Твердый и мягкий.

3.Чай со звуковичками.

4.Паутина и ширма.

5.физминутка.

6.гости загадки.

7.сочинила историю.Буква П.Текст.

8.Повторение. Яблоня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...