Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- формировать представления о речевых звуках и буквах;
- совершенствовать представления о гласных звуках;
- формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;
- формировать умение дифференцировать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
- формировать навыки фонематического анализа: осуществление позиционного анализа, определение количества слогов в слове, определение количества и последовательности звуков в слове.
- формировать навыки фонематического восприятия: осуществлять подбор рифмы к слову, узнавать и составлять слово путём добавления первого согласного.
- формировать представления о словах-предметах
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание и память;
- развивать навыки обобщения и классификации;
- развивать навыки ориентировки на плоскости;
- развивать навыки конструктивного праксиса;
- развивать навыки зрительно-моторной координации
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и самостоятельность;
Оборудование: изображение зрительного образа звука П, зеркала, Звуковички синего и зелёного цвета, рабочее поле и набор картинок для дифференциации согласных по твёрдости - мягкости, аудиофайлы для проведения физ. минутки, набор картинок для деления слов на слоги, набор картинок для определения места звука в слове и звуковые домики,палочки или кирпичи и кубики для конструирования буквы П, чек-лист с корректурной пробой, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.konspekt_zanyatiya._zvuki_p_i_p._bukva_p.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Тема: Звуки П и П`. Буква П
Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- формировать представления о речевых звуках и буквах;
- совершенствовать представления о гласных звуках;
- формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;
- формировать умение дифференцировать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
- формировать навыки фонематического анализа: осуществление позиционного анализа, определение количества слогов в слове, определение количества и последовательности звуков в слове.
- формировать навыки фонематического восприятия: осуществлять подбор рифмы к слову, узнавать и составлять слово путём добавления первого согласного.
- формировать представления о словах-предметах
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание и память;
- развивать навыки обобщения и классификации;
- развивать навыки ориентировки на плоскости;
- развивать навыки конструктивного праксиса;
- развивать навыки зрительно-моторной координации
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и самостоятельность;
Оборудование: изображение зрительного образа звука П, зеркала, Звуковички синего и зелёного цвета, рабочее поле и набор картинок для дифференциации согласных по твёрдости - мягкости, аудиофайлы для проведения физ. минутки, набор картинок для деления слов на слоги, набор картинок для определения места звука в слове и звуковые домики,палочки или кирпичи и кубики для конструирования буквы П, чек-лист с корректурной пробой, презентация.
Ход занятия | Ответы детей | |
1. | Организационный момент -Проходите, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их. Наши гости посмотрят, что мы с вами знаем и умеем. Основная чать: 2.1.Закрепление характерных признаков понятия «звук» и «буква». Закрепление понятия «гласный звук». -А теперь повернитесь ко мне, начнем работать. -Мы с вами давно знакомы со звуками, попробуйте угадать какой звук я произношу? А –мимикой. О-мимикой У-мимикой -Правильно, молодцы! -А теперь с помощью подсказки, давайте вспомним, что мы знаем о звуках? (Звуки мы слышим и произносим) - Назовите главный секрет звуков А, О, У? Эти звуки какие? Гласные. -Как вы поняли, что это гласные звуки? -А,О,У гласные потому что воздух не встречает преграды, их можно пропеть. - Ребята, каким символом мы обозначаем гласные звуки? -Молодцы, ребята! Присаживаемся на свои места. Сейчас я хочу познакомить вас с одной моей знакомой Мышкой, по имени Пышка. | - Звук А. Звук О. Звук У. - Звуки слышим и произносим. - Звуки А, О, У – гласные, на пути воздуха нет преграды. - Красным кругом. |
2. | 2.2.Сообщение темы. Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам. - Решила мышка по имени Пышка вскипятить чайник. Закипела вода – запыхтел чайник: «П – п – п». -Какой звук издал чайник? (Чайник издал звук П) - Услышала мышка Пышка новый интересный звук и сочинила о нём сказку. Если вы будете слушать сказку внимательно, то сможете раскрыть секрет звука П. Сказка о согласном звуке П. Жили-были гласные звуки А, У, О. Они были голосистыми и любили петь песни. Однажды, они запели так звонко, и так весело, что другим звукам захотелось к ним присоединиться. Подошёл к ним звук П и запыхтел: «П – п – п!» Пыхтел, пыхтел, а песню спеть так и не смог. Загрустил звук П, заплакал: «Ох, какой я несчастный! Голоса у меня нет, никто меня не слышит!» «Не печалься! - сказал голосистый звук А. – Мы, гласные звуки, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами. Согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук П. «Вот и хорошо! – воскликнул звук А. За это мы будем называть тебя согласным!» по Пожиленко Е.А. - Какое имя дали гласные звуку П? Он какой? -Согласный, все вместе – согласный. ЗЕРКАЛА ДАТЬ -Сейчас мы с вами узнаем ,что же помешало звук П петь песни. -Перед вами лежат зеркала. -Откройте их. -Произнесите звук П. - Что происходит с губами? - А теперь подставьте ладонь к губам. Произнесите звук ещё раз. Что почувствовали на ладони? - А как воздух выходил плавно или рывками? -Правильно! Воздух выходил рывками. - Как вы думаете, почему? - Воздуху что-то мешало ? А что воздуху мешало? Воздуху мешали губы. - Верно, если на пути воздуха есть преграда, то звук у нас будет согласным. (на схему воздух с преградой) - Кто мне скажет, звук П какой? -Согласный – скажем все вместе –согласный. Потому что воздух встречает преграду-скажем все вместе, потому что воздух встречает преграду, все вместе. - Продолжим раскрывать секреты звука П. Представьте, что в вашем горлышке есть колокольчик. Если он зазвонит – горлышко задрожит. Если колокольчик будет не зазвонит, то и ваше горлышко дрожать не будет. Приложите ладонь к горлышку. Произнесите звук П. Педагог демонстрирует беззвучную артикуляцию звука П. - Что вы почувствовали под ладонью? - Если горлышко не дрожит, то звук глухой.( на схему зачеркнутый колокольчик) - Кто мне скажет звук П какой? Звук П глухой. На доске появляется соответствующий символ: колокольчик перечёркнут. -А сейчас, послушайте слова, которые я произнесу. Поезд, пушка, панама.(тв.произнести) Пингвин, пижама, пень.(мяг.произнести) -Ребята, смотрите и в тех и других словах есть звук П, он звучит одинаково или по разному? По разному, в словах Пушка, Поезд, Панама вот он здесь как звучит? -Твердо как камень. -А в словах пингвин, пижама, пень- звучит мягко, как подушка, значит он здесь мягкий. - Правильно, у звука П есть братец – звук Пь. - Твердый звук мы обозначаем синим цветом, а мягкий звук зеленым. На доске появляются соответствующие символы: подушка, зелёный круг. -Теперь давайте повторим секрет звука П с помощью схему. Я говорю. Звук П –согласный, глухой, тв., обозначается синим цветом. Звук Пь – согл.,глухой,мяг., обозначается зеленым цветом. 2.3. Формирование навыков фонематического восприятия: дифференциация согласных по твёрдости-мягкости. Развитие зрительного восприятия и памяти. Совершенствование навыков обобщения и классификации. - Позвала наша мышка Пышка к себе на чай Звуковичков. Посмотрите они лежат у вас на столе, давайте поиграем с ними. Возьмите синего Звуковичка в правую руку, зелёного – в левую. Если услышите твёрдый звук П – поднимите вверх синего Звуковичка, мягкий звук Пь – зелёного. Слушайте внимательно, какой звук заглянет к мышке в гости.
- Огляделась мышка в своей норке по сторонам и ахнула! Пока она чай со Звуковичками пила, паучок своей паутиной все предметы затянул. - Кто из вас догадался, что спрятано за паутиной? -Кто пойдет? Молодец, смелее, смелее. -Ребята, а давайте теперь поможем мышке разложить вещи по коробочкам. (ШИРМА) В синюю коробку мы кладем предметы, в названиях которых звук П твердый, а в зеленую коробку предметы, в названиях которых звук П мягкий. -Кто пойдет? Кто смелый? Панама. - Какой звук слышим в слове панама? В какую коробку положим? - В слове панама слышу звук П твердый. Положу панаму в синюю коробку. Аналогично проводится работа с другими предметными картинками. - Посмотрим , какие предметы положили в синюю коробку. -Давайте поиграем в игру «найди лишнее». - Какой предмет в этой коробке лишний и почему? - Какие предметы убрали во вторую коробку? - Какой предмет в коробке лишний и почему? 2.4. Физ. Минутка. - Что-то наша мышка Пышка так расшумелась! Вот-вот кота разбудит! Давайте научим её, как сделать так, чтобы кот не проснулся. 2.5. Формирование навыков фонематического анализа: осуществление позиционного анализа. - Подумала мышка, что в её доме не хватает картин и решила нарисовать различные предметы, а какие мы с вами узнаем если отгадаем загадки. -Ребята, слушайте внимательно, кто догадается, поднимаем руку. Он зеленый и пушистый, Очень — очень он душистый, Рад и в супчик, и в салат, Он петрушки сводный брат. В миг покрошим хлоп — хлоп — хлоп! Назовем его — … . -Молодец, давай проверим правильно ли ты ответил, нажми на мольберт. А сейчас попробуем найти звук П в слове укроп. Если звук П в начале слова то эту картинку мы поместим в первую раму, если звук П в середине слова, то поместим картинку во вторую раму, если звук П в конце слова, то поместим картину в последнюю раму. Произнеси слово укроп. Где у нас спрятался звук П ? Звук П слышу в конце слова, поместим картинку в последнее окошко. -Нажми на укроп и проверь. Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник, тут как тут, Разольёт в тарелки … Голову она согреет, Любят детки-малыши 2.6. Формирование навыков фонематического восприятия и фонематического анализа: определение количества слогов в слове. - Чисто стало у мышки в доме. Решила она к себе друзей позвать. Добавьте звук П в начало слова, и вы узнаете, кто же спешит к мышке в гости. -Кто догадается поднимает руку. -Молодец, выходи, проверяем, нажми на мышку. - А давай сразу поможем Пышке рассадить гостей на диваны. На первый диван сядут те гости , в чьём названии 1 слог,(показываю на схему) на второй, в чьем названии - два слога, на третий – три и на четрвёртый – четыре. …аук …оросёнок …они …опугай …авлин Прохлопай слово. Два слога. На какой диван мы посадим паука? Правильно, на второй диван. 2.7 Знакомство с буквой П. Развитие конструктивного праксиса и навыков зрительно-моторной координации. - Сочинила мышка Пышка историю о сегодняшнем дне. Решила её записать. - Ребята, а с помощью чего можно записать слова в истории? -Правильно, с помощью букв. -А что мы знаем о буквах? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть своя буква. Звуки П, Пь обозначаются буквой П.(слайд с мышкой) - Посмотрите на нее, это буква П. -Скажите из скольки элементов состоит буква П. - Сравните, чем похожи буквы? - Чем отличаются буквы П? Большая буква П заглавная. Маленькая буква П строчная. - У вас на столе лежат палочки, давайте выложим букву П из палочек. -Молодцы, убираем палочки. (похвалить если сделали заглавную) - Записала мышка свою историю. Посмотрите у вас у всех есть текст. Подвиньте его перед собой. -Ваша задача найти все буквы П, но если буква большая вы ее обводите в кружок. -Покажите пальчиком. -Если буква маленькая вы ее подчеркиваете. -Покажите пальчиком. Всем понятно? -Большую букву, что будем делать? Большую букву обводим в кружок. -Маленькую букву, что будем делать? Маленькую букву подчеркиваем. Берем в руки фломастер, снимаем колпачок и приступаем к работе. -Кто закончит, поднимает руку. -Поменяйтесь заданием. Все ли буквы найдены правильно? -Были ли у кого-то ошибки? -Молодцы! -Наводим порядок на столе. | - Звук П – согласный. - Губы смыкались и размыкались. - Воздух. - Воздух выходил рывками. - Воздуху мешали губы. - Звук П – согласный, потому что на пути воздуха есть преграда: губы. - Горлышко не дрожит. - Звук П – глухой - Звук П – твёрдый. - Звук Пь – мягкий. - Звук П – согласный, на пути воздуха есть преграда: губы. Он глухой, твёрдый. Будем обозначать синим кругом. - Звук Пь – согласный, на пути воздуха есть преграда: губы. Он глухой, мягкий. Будем обозначать зелёным кругом. Дети выполняют задание со Звуковичками. - За паутиной панама. - В слове панама слышу звук П. Он согласный, глухой, твёрдый. Положу панаму в синюю коробку. - Кепку, панаму, сапоги и шапку. - Лишние тапки, потому что это не головной убор. - Два. - В слове попугай три слога. Посажу попугая на третий диван Дети конструируют букву. - С помощью букв. - Звуки П и Пь. - Три элемента. Дети выполняют корректурную пробу на чек-листе. |
3. | Подведение итога - С какой буквой мы познакомились на занятии? - Какие звуки обозначает буква П? - Расскажите секреты звука П.( звук П соглс,глухой,тв.,обозн.синим цветом) - Расскажите секреты звука Пь.(звук пь согл.,глухой,мягкий,обозн.зеленым цветом) -Посмотрите какие яблочки передала для вас мышка. Давайте украсим нашу яблоню. Если все задания были интересны и вы выполнили их, то на яблоню клеем красное яблоко, а если вам было трудно, то клеем зеленое яблоко. -Спасибо, наше занятие окончено, попрощаемся с гостями, досвидания! |
Конспект
1.Приветствие,орг.момент.Знакомим с мышкой.
2.Мышка чайник,сказка.Зеркала.
Согласный. Глухой.Твердый и мягкий.
3.Чай со звуковичками.
4.Паутина и ширма.
5.физминутка.
6.гости загадки.
7.сочинила историю.Буква П.Текст.
8.Повторение. Яблоня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]
Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (о...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: «Деление слов на слоги»
Цель: Формирование умения делить слова на слоги....