Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гришина Людмила Михайловна

Конспект

 открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.

Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.

в подготовительной группе для детей с ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logozanyatiya_zvuki_n-n._bukva_n.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №16 «Машенька»

Конспект

 открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.

Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.

в подготовительной группе для детей с ФФНР

                                                                                                               Составила и провела:

                                                                                    Учитель - логопед                                                                                                                                                                                  

                                                                              Гришина Л.М.  

                                                                                       

поселок Володарского 2018

Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда».

Цель: Познакомить детей с согласными звуками Н-Нь и буквой Н.

Программное содержание:

  1. коррекционно-образовательные задачи:

- учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н-Нь с опорой на различные виды контроля;

- продолжать учить детей соотносить звук с буквой;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- учить детей дифференцировать звуки Н- Нь в слогах, словах, предложениях;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- уточнять и расширять словарь;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать  диафрагмальное дыхание,

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- -воспитание стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

Методы и приемы:

- практические

- наглядные

- словесные

- игровые

Оборудование: 1) видеопроектор; 2) магнитофон; 3) символы звуков; 4) кассы букв; 5) простые карандаши; 6) задания на листочках, 7) символы слогов и слов.

Предварительная работа: Работа над голосом и диафрагмальным дыханием. Игры по развитию фонематического восприятия: «Где прячется звук», «Домики», «Скажи наоборот»; Разучивание приветствия «Здравствуйте».

Место и дата проведения: подготовительная группа МБДОУ д/с №16 «Машенька», 07.02.2018г.

Ход занятия

  1. Приветствие

Дети заходят в группу и встают перед партами.

Логопед:- Дети, к нам сегодня пришли очень важные гости. Давайте подарим гостям самую тёплую и самую нежную улыбку.

Дети улыбаются.

Логопед: - А еще мы подготовили для наших гостей необычное приветствие:

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

2.Организационный момент.

Логопед: - Молодцы! А теперь, если я произнесу гласный звук, то первыми к своим стульчикам подходят девочки, а если согласный, то мальчики.

- И (Девочки подходят к стульчикам.)

- Н (Мальчики подходят к стульчикам.)

 Развитие диафрагмального дыхания и благополучного эмоционального настроя             

«Хорошее настроение» (Звучит лёгкая приятная музыка).                                                Сделайте глубокий вдох, выдох.                                                                                Вдохните здоровье, выдохните напряжение!                                                         Вдохните добро, выдохните неприятности!                                                             Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!                        Нам легко и приятно.

3. Сообщение темы занятия

Под музыку заходит Незнайка и говорит, что он  готовится поступать в школу и  его друг Знайка  для этого задал задания: изучить звуки и запомнить какая у них есть буква. Но он один не может справиться с заданиями.

Логопед: - Логопед спрашивает детей, узнали ли они героя?

Дети отвечают.

Логопед: - Незнайка тебе повезло. Ты пришел по адресу! Ведь наши дети тоже готовятся пойти в школу, и многое знают о звуках и даже научились читать. Я думаю, мы все вместе сможем выполнить твои задания. Правда, ребята? Поможем незнайке изучить звуки, и запомнить какая у них есть буква?

Ответы детей.

Незнайка: - Ура, как я рад!

 Незнайка: - У меня есть электронный дневник.

Логопед: Отлично! Тогда мы сможем вместе видеть  твои задания.

Незнайка: Нужно  выполнить задание «Чего не стало?», отгадать загадки и определить общий звук в словах.

Слайд 8 картинок

Дети: Не стало: носков, ниток.

Слайд «Отгадай загадки»

Отгадывание загадок.

Выделение начальных звуков в этих словах.

Логопед: - С этими звуками мы сегодня и познакомимся.

4. Основная часть.

 Акустико – артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально.

Характеристика звуков:

Слайд с символами звуков.

Звук Н – согласный, твердый, звонкий, носовой;

Звук Нь – согласный, мягкий, звонкий, носовой.

Логопед: - Каким цветом будем обозначать? (Ответы детей).

Логопед: - Повтори Незнайка.

Незнайка повторяет.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Незнайка, а чтобы ты лучше запомнил, с нашими детьми поиграй в игру «Будь внимателен».

Слайд «Будь внимателен»

Логопед  произносит звуки, слоги, слова с заданными звуками, дети и Незнайка на Нь изображают, что спят, подложив руки под щеку, на Н  стучат кулачком по ладони.

Логопед: - Незнайка, какое следующее задание?

Слайд «Посели слово».

Логопед: - А это задание будете выполнять парами. Необходимо «заселить» слова в домики. Другой ребенок, сидящий справа, слова с твердым звуком. В зависимости от того в каком месте прячется в слове звук линию проводите к нужному окошечку.

5.Физкультминутка

Незнайка: - Я для вас придумал интересную игру «Запретное движение».

Незнайка говорит детям о том, что сейчас будет выполнять различные движения (руки вверх, вниз, на поясе, присели, встали, руки перед собой и т.д.), но запретным будет движение «руки на поясе». Выигрывает тот, кто будет самым внимательным и не выполнит запретное движение.

Связь звуков и буквы.

Логопед: - Незнайка, а ты знаешь, какая есть фотография, у звуков Н, Нь?

Незнайка: - Нет, подскажите.

Дети: - Букву Н.

Слайд «На что похожа буква»

Логопед: - А на что же буква Н похожа?

Ответы детей.

Логопед:

Отыскивание буквы в разрезных азбуках. Изображение телом, руками.

Пальчиковое упражнение с карандашом:

- покатать карандаш между ладонями,

- поднести, раскатывая к правому уху, к левому уху,

- взяли подушечками пальцев за концы карандаша и покрутили,

- «Гусеница» (тремя пальцами передвигаться по карандашу)

 Выполнение задания на листочках: большую букву обвести в кружочек, маленькую подчеркнуть.

Слайд «Звуковая схема»

Звуковой анализ слова Нюра.  Выкладывание звуковой схемы слова (один ребенок работает у доски, остальные за столами).

Логопед: - Незнайка, еще есть задания?

Незнайка: - Ну, да.  Вот даются слова, надо правильно составить предложения. А я даже не помню, что такое предложение. Слова: На, лягушка, кочка, сидит.

Логопед: - Кто готов сказать, как правильно?

Дети: - Лягушка сидит на кочке.

Логопед: - Незнайка, а чтобы ты запомнил, что такое предложение и какие знаки могу стоять в конце предложения, мы тебе не просто расскажем, а еще и покажем. И так «Живое предложение».

- Дети, какие правила про предложение вы помните?

Дети: - Предложение пишется с большой буквы. Все слова пишутся раздельно. В конце ставится точка или знак.

Дети выходят и называют, какие они слова:

1-й ребенок: - Лягушка

2-й ребенок: -  сидит

3-й ребенок: - на

4-й ребенок: - кочке

5-й ребенок: - точка.

Логопед: - А если я так скажу предложение и повторяет с восклицанием. Какой знак на конце поставим?

Дети: - Восклицательный.

Логопед: - А теперь вы скажите. Маша, Петя.

Логопед: - А если я так скажу предложение и повторяет со знаком вопроса. Какой знак на конце поставим?

Дети: - Вопросительный.

Логопед: - А теперь вы скажите. Ваня, Катя.

6. Рефлексия конца занятия.

Логопед: - Дети, какие задания вам понравились больше всего?

- Незнайка, а тебе?

Какие были самыми легкими?

Какие были самыми тяжелыми?

Оценка работы детей.

Слайд  «Все молодцы!»

Незнайка: - Спасибо, вам дети, вы помогли выполнить и усвоить все задания. Я забираю свой электронный дневник и мне пора идти.

Незнайка прощается с детьми и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С

Аннотация. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хо...

Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [Р] - [Р’]. Буква Р

Целью данного конспекта является привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...

Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звуки [д], [д`]. Буква Д»

Подготовка к обучению грамоте. Тема "Звуки д,.дь. Буква Д"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.

ЗадачиКоррекционно-образовательные:- формировать представления о речевых звуках и буквах;- совершенствовать представления о гласных звуках;- формировать умение давать характеристику звуку по акустичес...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква А

Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А....