«Система работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста с ОВЗ »
статья по развитию речи

На сегодняшний день увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья стало одной из самых тревожных проблем дошкольного образования. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего детского сада,  в детском саду функционируют 3 компенсирующих группы для детей с  тяжелыми нарушениями  речи (диагнозом ОНР 1-3 уровня, ФФН, у некоторых детей  диагноз Дизартрия).

С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

«Система работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста с ОВЗ »

 «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества - большие знания и большое сердце» - это слова Л.Н. Толстого. Педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требуется все это вдвойне.

На сегодняшний день увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья стало одной из самых тревожных проблем дошкольного образования. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего детского сада,  в детском саду функционируют 3 компенсирующих группы для детей с  тяжелыми нарушениями  речи (диагнозом ОНР 1-3 уровня, ФФН, у некоторых детей  диагноз Дизартрия).

С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда, специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Компенсирующая группа  оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. 

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи.  Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет  методически обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др.

Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем - логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями.  Мы разработали план мероприятий для профилактики и коррекции нарушений речи детей, начиная со средней группы:

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие мелкой моторики и координации движений;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
  • Обучение грамоте.

Взаимодействие специалистов ДОО включает в себя, прежде всего осознание педагогами себя как части команды единомышленников, объединенных одними целями и задачами работы с детьми.

Положительную роль в  работе с детьми, в коррекционной группе, играют совместные занятия учителя - логопеда и инструктора по физической культуре. Объединяются две образовательные области: «физическое развитие»  и «речевое развитие». Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум.

При правильной интеграции физического и речевого развития можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное. Осуществляя свою работу учитель-логопед, и музыкальный руководитель  учитывают:

  • структуру речевого нарушения;
  • индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закрепляют знания, умения и навыки,  приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивают личность дошкольника.

И учитель - логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя.

Задача  педагогов в работе с детьми с ОВЗ  состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Формы взаимодействия  с родителями включает в себя:

  • родительские собрания
  • групповые консультации
  • беседы
  • индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка
  • анкетирование
  • проведения совместных мероприятий
  • показ открытых занятий
  • информационные  выставки

         Первое собрание для родителей  проводится, когда компенсирующая группа скомплектована.  В  доступной форме объясняем родителям суть речевого  дефекта детей. Первая встреча позволяет установить контакт с родителями, где происходит сбор анамнеза, цель которого:

1. Выявить  сведений о ребенке, его психическом и физиологическом состоянии на момент его рождения и развития в  раннем детстве.

2. Выяснить в каких условиях воспитывался ребенок и его наследственность.

 Второе родительское собрание проводится по результатам  обследования логопеда и воспитателей группы. На  этом собрании родители знакомятся с выводами педагогов и состоянием знаний детей в различных видах деятельности. Учитель-логопед дает  рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома и по   индивидуальной тетради. В этой тетради, родители, после занятий с ребенком оставляют свою подпись, по которой можно проследить, занимаются родители с ребенком дома или нет.

На третьем собрании,  совместно с воспитателями,  информируем родителей, об итогах обучения детей за истекший срок.  На этом собрании  учитель-логопед проводит  открытое занятие.

         Четвертое родительское собрание проводится по итогам коррекционного обучения и заключения ПМПК. На собрании даются рекомендации на лето по закреплению полученных знаний.  Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе с воспитателями и родителями, являются  консультации. Это своеобразный всеобуч  родителей.

Темы  консультаций могут быть следующие:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие мелкой моторики
  • Речевые игры дома.
  •  Учите ребенка запоминать.
  •  Постановка и автоматизация отдельных групп звуков.
  •  Обучение детей с ОНР.
  •  Готовность детей к звуковому анализу.
  •  Обучение детей грамоте с  ОНР
  • Пальцы помогают говорить
  • Обогащение словаря ребенка.
  • Комплекс  артикуляционной гимнастики
  • Упражнения пальчиковой гимнастики, и  другие

Консультации могут быть фронтальные и индивидуальные. Родители в течение года могут посещать занятия,  проводимые учителем-логопедом,   воспитателями, специалистами

В  уголке  для родителей,  создан экран звукопроизношения, где выставляются фишки,  по мере постановки и исправления звуков речи каждого ребенка, размещена  папка – передвижка, в которой можно посмотреть и вспомнить, какие упражнения нужно проводить с ребенком дома, выставляются книги, рекомендованные для занятий с ребенком, существует «тетрадь связи логопеда с родителями», где учитель - логопед записывает задания на дом по выполнению и закреплению знаний, полученных на фронтальных занятиях. Проводятся  родительские «пятиминутки», где учитель-логопед показывает,  как нужно заниматься с ребенком дома.  

Для работы с родителями составлен перспективный план с целью:

1.  Пропагандировать  необходимость коррекционной работы.

2.  Обучать родителей:

  • правильному проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики.
  • приемам постановки звуков, их автоматизации и дифференциации.
  • развитию памяти, внимания, мышления.

Только совместная работа учителя - логопеда, специалистов, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач,  дает основание рассчитывать на положительные результаты.

Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно,  и его личность будет наиболее гармонично развита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.Учит эмоциональн...

Формы работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлены материалы по развитию речи у детей дошкольного возраста....

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Это печальный, но неопровержимый фактор нашего времени. Причины тоже общеизвестны: резко ухудшающееся  состояние экологии,...

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми  среднего дошкольного возраста имеет   ряд  положительных причин для начала работы с ним:...