СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.
Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.
Учит эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений и использовать в различных видах детской деятельности.
Способствует развитию артикуляционного и голосового аппарата , речевого дыхания, слухового внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
ЗАДАЧИ
1.Знакомить детей с малыми формами устного народного творчества.
2. Обогащать словарный запас детей посредством речевой и двигательной активности.
3. Учить эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений и использовать в различных видах детской деятельности.
4. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарат , речевого дыхания, слухового внимания.
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Фольклорное произведения | Двигательное сопровождение | Форма работы и виды деятельности |
Задачи на 1 квартал: Приобщать детей к устному народному творчеству. Обогащать речь детей посредством уточнения представлений о предметах ближайшего окружения. Способствовать развитию слухового внимания. | ||
Водичка, водичка Умой моё личико Чтобы глазки блестели Чтобы щёчки краснели Чтоб смеялся роток И кусался зубок | -растирание рук -имитация умывания -сведение пальцев -круговые движения кистями,- улыбка -постучать зубками | Занятие по экологическому воспитанию; утренняя гимнастика; индивид. Работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и укреплению здоровья |
Огуречик ,огуречик Не ходи на тот конечик Там мышка живёт Тебе хвостик отгрызёт | -погрозить пальчиком -повороты головы -соединить пальцы над головой -постучать зубками | Подвижная игра «Огуречик»;дид.ирга «Что растёт на грядке»; экскурсия на огород; рисование «Мы ребята молодцы, собираем огурцы» |
Пошёл котик на Торжок Купил котик пирожок Пошёл котик на улочку Купил котик булочку Самому ли съесть Или Бореньке снесть Я и сам укушу Я и Бореньке снесу | -притопывание -складывание ладоней -притопывание -раскрыть ладони -рука к груди -руки вытянуть вперёд -руки к груди -притопывание | Занятие по изодеятельности «Чем Бореньку угостим»; лепка «Пирожки лепили сами»; рассматривание хлебобулочных изделий |
Божья коровка, Чёрная головка. Улети на небо, Принеси нам хлеба ! Чёрного и белого, Только не горелого. | -поглаживание головы -махи руками -соединить руки ладонями вверх -разведение ладоней в стороны -повороты головы | Беседа и рассматривание насекомых; занятие по изодеятельности «Божья коровка»;прогулка; дид. Игра «Божья коровка» |
Попляши! Попляши! Твои ножки хороши! Вот так, вот сяк, И вот этак, и вот так! Вот так ножки хороши! Попляши! Попляши! | -пружинка с поворотом -руки на поясе, выставление ноги на пятку -притоп ывание | Индивидуальная работа по музыке; Физминутка; развлечение |
Как у нашего соседа весела была беседа Гуси- в гусли Утки-в дудки Овцы – в донцы Тараканы в барабаны | -хлопки в ладоши -сгибание пальцев рук внизу,-у рта -постукивание по коленям -постукивание пальцами | Рассматривание домашних животных и насекомых;знакомство с музыкальными инструментами- инд. Работа по музыке ;пальчиковая игра; Инсценирование. |
Задачи на 2 квартал Продолжать учить внятно произносить гласные и согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание. Развивать мелкую моторику. | ||
Киска, киска, киска –брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдёт, Через киску упадёт. | -поглаживание рук -хлопок -погрозить пальчиком -притопывание -приседание | Утренняя гимнастика; физминутка; наблюдение за кошкой; занятие по изодеятельности «Разбудите кошечку»-дорисовывание недостающих деталей |
А баиньки –баиньки, Купим сыну валенки. Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Будет валенки носить. | -покачивание сложенными вместе руками; -поглаживание ног -притопывание -выставление ноги на пятку | Занятие по предметному окружению «Что оденем мы на ножки?»;инд. Работа по обобщению предметов; дид. Игра «Найди пару» |
Наши уточки с утраКря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху Грру-грру! Грру-у, грру-у! Наши курочки в окно- Кко-кко-кко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано По-утру Нам споёт ку-ка-ре-ку! | -щипковые движения -горизонтальные хлопки руками -махи вертикально сложенными ладонями -потрясти кистями над головой -постучать по коленям кончиками пальцев -сложить ладони над головой, потянуться –руки в стороны | Утренняя гимнастика; занятие по ознакомлению с природным окружением «Домашние птицы»;дид. игра «Обитатели двора» |
-Ладушки, ладушки! Где были?- у бабушки. -Что вы ели?- кашку. -Пили простоквашку. Простоквашка вкусненька. Кашка сладенька. Бабушка добренька. Попили, поели, шу-у-у… домой полетели. На головку сели, Ладушки запели. | -хлопки в ладоши -руки к груди, -от груди -круговые движения кистями, поглаживание живота -облизнуться -обнять себя за плечи -махи руками -положить ладони на голову | Беседа с детьми о членах семьи; с/р игра «Семья»; рисование «Подарок для бабушки» |
Петушок, петушок! Золотой гребешок. Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что так рано встаёшь? Голосисто поёшь? Деткам спать недаёшь. | -ладонь над головой -погладить голову -погладить подбородок -потянуться -щипковые движения -покачивание головы | Подвижная игра; физминутка; прогулка; занятие по ознакомлению с худ. Лит- разучивание потешки; аппликация «Кормим петушка» |
Задачи на 3 квартал. Продолжать учить эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений. Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, фонематический слух. Закреплять двигательные навыки. | ||
Как у нашего кота, Шубка очень хороша. Как у котика усы, Удивительной красы. Лапки крепкие, Когти цепкие. | -разведение рук в стороны -поглаживание руками туловища -поочерёдное отведение рук ото рта -покачивание головы -сгибание рук к плечам -сгибание фалангов пальцев | Утренняя гимнастика; наблюдение за живыми объектами; самостоятельная изодеятельность- обведение силуэта кота с последующей штриховкой; п/и «Кот и мыши» |
Баю-баю-баиньки. В огороде заиньки. Зайки серенькие, Хвосты беленькие. Вы придите ночевать, нашу деточку качать. Детка выспится, наиграется, Во зелёный сад пойдёт –разгуляется. | -покачивание сложенных рук -руки над головой -поглаживание туловища -повороты назад -постукивание пальцами по коленям -покачивание -руки в стороны, потянуться,- хлопки -притопывания | Использование в режимных моментах; инд. Работа по музыке; занятие по ознакомлению со временными понятиями; сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Дили-бом! Дили-бом! Загорелся Кошкин дом. Загорелся Кошкин дом, Идёт дым столбом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром ,Заливать Кошкин дом. За ней заинька с бадейкой, А собачка с лейкой, А у лошадки таз. Как плеснули дружно в раз, Огонь и погас. | -хлопки над головой -покачивание головы -поднятие рук вверх -притопывание -руки на уровне глаз с широко расставленными пальцами -поочерёдное постукивание пальцами по коленям -похлопывание пальцами по коленям -поочерёдное постукивание ладошками по коленям -постукивание кулачками по коленям -взмах руками вверх -медленное опускание рук вниз | Разучивание потешки на занятии по ознакомлению с художественной литературой; занятие по О.Б.Ж. «Огонь – это поасно»; С/Р игра «Пожарники» |
Большие ноги шли по дороге То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! | -притопывание -холпки по коленям в медленном темпе -притопывание -хлопки по коленям в быстром темпе | Физминутка;занятие по экологическому воспитанию «Для чего нужны нам ножки?»;прогулка |
Вышла кисонька на мост, Четыре лапы ,петый хвост. -Кисонька-мурысонька- Откуда ты пришла? -Целый день я кисонька гусят пасла | -притопывание -показ рук , ног -поглаживание рук с последующим разведением в стороны -махи согнутыми кистями | Наблюдение и рассматривание кошки; занятие по конструированию «Мост для кошечки» |
Аты-баты шли солдаты. Аты-баты на базар. Аты-баты , что купили? Аты-баты самовар. | -поочерёдные хлопки по коленям -потирание пальцев друг о друга -соединить пальцы рук , сделав круг | Рассматривание иллюстраций к потешке; экскурсия в «Русскую избу»; развлечение «Посиделки у самовара». |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Фольклорное произведение | Двигательное сопровождение | Форма работы и виды деятельности |
Задачи на 1 квартал Продолжать учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата и слуховое восприятие. Вырабатывать правильный темп речи. Закрепить знания детей о животных и птицах. | ||
Бай качи, качи, качи, Глянь баранки калачи. Глянь баранки калачи, с пылу с жару из печи. Спылу , с жару из печи, Все румяны , горячи. Налетели тут грачи, Похватали калачи. Нам осталися,бараночки. | -хлопки в ладоши -круговые движения кистями -растирание ладоней с последующим разведением рук в стороны -покачивание головы -махи руками -хватательные движения -последовательное соединение большого пальца со всеми остальными | Разучивание потешки; наблюдение за птицами на прогулке; утренняя гимнастика; инсценирование; занятие по изодеятельности «Испекли мы калачи»; «Вкусные бараночки» |
Чики, чики, кички Берёзовые лычки. Летели две птички собой невелички. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. | -хлопки в ладоши -махи руками -сведение ладоней -махи руками -повороты головы -приседание -покачивание головы | Занятие по ознакомлению с природным миром «Проводы птиц»; коллективная аппликация «В край далёкий улетаю прокричала птичья стая»; беседы о зимующих и перелётных птицах. |
Скок-поскок! Молодой дроздок! По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька-невеличенька Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода поехала по дрова. Зацепилась за пенёк, Простояла весь денёк. | -подскоки -махи руками -притопывание -правая рука поднята на уровне бровей, повороты туловища -наклоны вперёд -разведение рук в стороны -руки перед грудью,круговые движения рукам -стойка на одной ноге | Утренняя гимнастика; физминутка; занятие по ознакомлению с произведениями фольклора; прогулка. |
Трух-тух-тух! Трух-тух-тух! Ходит по двору петух. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами. На забор взлетит На весь двор кричит Ку-ка-ре-ку! | -ходьба с высоким подниманием колен -повороты тыловища с отведением руки назад -наклоны вперёд -прыжок -махи руками с звукоподражанием | Разучивание потешки ; рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц; прогулка; развлечение |
Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише мыши не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька кот, Разобьёт весь хоровод. Шевельнул усами кот, И исчез весь хоровод. | -ходьба, взявшись за руки по кругу -сложенные ладошки к щеке -погрозить пальцем -поднести указательный палец ко рту -сведение ладошек на уровне груди -хлопки -махи ладонями над головой -бег | Подвижная игра; прогулка; физкультурный досуг «Как у нашего кота»; разучивание потешки; инсценирование |
Воробей, воробей! Не гоняй голубей! Гоняй галочек, из под палочек. Не клюй песок! Не тупи носок! Пригодится носок, Поклевать колосок. | -махи руками -погрозить пальцем -хлопки -постукивание кулачками по ладошке -постукивание пальцами по полу | Беседа о зимующих птицах; наблюдение на прогулке за птицами; Вынос кормушки, кормление птиц; Занятие |
Задачи на 2 квартал Обучать умению вести диалог на основе потешек. Развивать умение слушать и понимать. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей о назначении предметов, свойств и порядке действий, развивать память. Побуждать к творческости. | ||
Кисонька-мурысонока Где ты была? -На мельнице. Кисонька-мурысонька Что там делала? -муку молола. Кисонька-мурысонька Что из муки пекла? -прянички. Кисонька-мырысонька С кем прянички ела? -одна. Не ешь одна, не ешь одна, не ешь одна! | -поглаживание туловища;разведение рук в стороны -круговые движения руками -потирание ладоней -потирание кулочками -горизонталь ные хлопки -поглаживание живота -погрозить пальцем | Занятие по ознакомлению с потешкой; инсценирование; лепка из глины «Печатные пряники» ; самостоятельная игравая деятельность; прогулка |
-Заяц белые куда бегал? -В лес зелёный. -Что там делал? -Лыко драл. -Куда клал? -В уголок. -Шалунды-балунды и хлоп! | -сгабание рук над головой, притопывание -потирание ладоней -хватательные движения -разведение рук в стороны -соединить пальцы под прямым углом -махи руками, хлопки | Инсценирование; рассмитривание иллюстраций; экскурсия в музей, рассматривание изделий из лыка; Рассказ на тему «Как заяц в лесу живёт» |
Ходит цапля по болоту. Ищет жабку на работу. Жабка скажет: «Не пойду.» Цапля скажет: «Поведу» Жабка скажет: «Не хочу» Цапля скажет : «Проглочу». | -ходьба с высоким подниманием колен, рука поднята на уровне бровей -повороты головы -ходьба с высоким подниманием колен -махи руками вправо-влево -горизонтальные хлопки | Занятие по ознакомлению с природным окружением «Обитатели болота»;физминутка; утренняя гимнастика; самостоятельная игравая деятельность |
Серый волк в густом лесу, Встретил рыжую лису. -Лисавета, здравствуй! -Как дела зубастый? -Ничего идут дела, Голова ещё цела. -Где ты был? -На рынке. -Что купил? -Ботинки. -Сколько взяли? -Шерсти клок, оборвали правый бок. -Хвост отгрызли в драке. -Кто отгрыз? -Собаки. | -дети идут на встречу друг другу -протягивают друг другу руки, рукопожатие -покачивание головой -взмах руки -разведение рук в стороны -щёлканье пальцами -выставление ноги на пятку -щёлканье пальцами -повороты туловища -разведение рук в стороны -показать зубы | Развлечение «Лесная сказка»; Инсценирование; Театрализованная деятельность; самостоятельная игравая деятельность |
Гуси вы гуси! Красные лапки. Где вы- бывали? Что вы видали? -Мы видали волка. -Унёс он гусёнка. -Да самого лучшего, -Да самого большего. -Гуси вы гуси, красные лапки. -Ищите вы волка, спасайте гусёнка. | -щипковые движения пальцами -выставление ноги на пятку Разведение рук в стороны Пальцы согнуты на уровне плеч -щипковые движения -поглаживание туловища -щипковые движения -притопывание | Занятие по ознакомлению с художественной литературой; дид.игра «Птичий двор»;рассматривание иллюстраций с изображением водоплавающих птиц |
Идёт коза рогатая За малыми ребятами. Глазками хлоп-хлоп. Ножками топ-топ. Кто кашу не ест? Молоко не пьёт? Забодаю , забодаю, забодаю того. | -ходьба друг за другом -щипковые движения -притопывание -погрозить пальцем -сжать пальцы в кулак кроме указательного и мизинца -бег друг за другом | Утренняя гимнастика; подвижная игра; прогулка; физминутка; рассматривание иллюстраций к потешке; развлечение |
Задачи на 3 квартал Уточнить и закрепить артикуляцию звуков. Способствовать выработке правильного темпа речи., интонационной выразительности. Продолжать активизировать речевую деятельность. | ||
Конь бежит, земля дрожит. В поле травушка-муравушка ничком лежит. Это чей такой конёк, для какого молодца? Это конь Богатырь для нашевого удальца. | -махи руками согнутыми в локтях -махи руками -движение руками вверх-вниз -положить руки на грудь | Рассматривание лошади;беседа о домашних животных подвижная игра «Лошадки» Конструировние из бумаги «Травка для лошадки» |
Я козочка Ме-ке-ке, Я гуляю на лужке. Острые рожки, тоненькие ножки. На самой макушке, бархатные ушки. Язык полотняный, Хвостик конопляный. Как прыгну- сразу забодаю. | -ходьба друг за другом -указательные пальцы над головой -погладить ножки -потереть за ушами -показать язык -руку за спину, махи рукой -бег друг за другом | Утренняя гимнастика ; Физминутка; Дид. Игра «Животные и детёныши»; рассматривание иллюстраций с изображением животных |
Уж я детушкам Пирог испеку. Уж я детушкам румяненький. На нём корочка пшеничная, А начиночка яичная. А помазочка медовая. Моя деточка бедовая | -переворачивание Сложенных ладоней -махи руками к себе и от себя -соединить ладоши вместе -потирание ладоней -разведение рук в стороны | Рассказ о способах изготовления пирогов; экскурсия на кухню; занятие по изодеятельности «Я пеку, пеку, пеку»- лепка из теста; самостоятельная игравая деятельность |
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Потерял пастух ду-ду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. -На-ка милый пастушок, Ты спеши кА на лужок. Там Бурёнка лежит, на теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашку варить. Деток кашей кормить. | -шевеление пальцев на уровне рта -руки убрать за спину -поочерёдно протянуть руки вперёд -взмах кистями -притопывание -сложенные ладони приложить к щеке -повороты головы -круговые движения кистями -поглаживание живота | Индивидуальная работа по музыке; самостоятельная игравая деятельность; знакомство с музыкальным инструментом- дудочкой; физминутка; занятие по ознакомлению с народными традициями. |
Наш козёл- стрекозёл То-то умный был! Сам по воду ходил, Сам печку топил, сам кашу варил, Деда с бабой кормил. | -пальцы собраны в кулак за исключением указательных, руки поднять над головой -притопывание -касательные движения пальцами -вращение кистями -поглаживание живота | Беседа о труде; экскурсия в «Старинную избу» ,рассматривание печки и атрибутов быта;физминутка |
Тень-тень, потетень! Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса, Всему лесу я краса. Похвалялся зайка, Пойди, догоняй-ка. Похвалялися ежи, -У нас шубы хороши. Похвалялись блохи, -И у нас не плохи. Похвалялся медведь, -Могу песни я петь. Похвалялася коза, -Всем я выколю глаза. | -хлопки в ладоши -потянуться вверх за руками -приседание -повороты в стороны -прыжки на месте -сгибание и разгибание рук с расставленными пальцами -поглаживание туловища -перенос тяжести тела с одной ноги на другую -показать «РОЖКИ» -бег друг за другом | Утренняя гимнастика; рассматривание иллюстраций с изображением животных; физминутка; развлечение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме Самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и сценариями активизирующего общества» за 2012-2013 г.
развитие речи детей дошкольного возраста (потешки, сценарии, стихи)...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Материал предназначен в помощь воспитателям, работающим с младшими детьми, направлен на развитие речи с использованием фольклорных произведений, которые позволяют заложить фундамен...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого русского фольклора».
Дошкольный возраст.......
Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
В этой публикации говорится о роли фольклора в развитии речи ребёнка ...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора...