СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Дегонская Ирина Владимировна

Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.

Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.

Учит эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений и использовать в различных видах детской деятельности.

Способствует развитию артикуляционного и  голосового аппарата , речевого дыхания, слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА   РАБОТЫ   ПО   РАЗВИТИЮ   РЕЧИ   ДЕТЕЙ   МЛАДШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА   СРЕДСТВАМИ   ФОЛЬКЛОРА

                                  ЗАДАЧИ

1.Знакомить детей с малыми формами устного народного творчества.

2. Обогащать словарный запас детей посредством речевой и двигательной активности.

3. Учить эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений и использовать в различных видах детской деятельности.

4. Способствовать развитию артикуляционного и  голосового аппарат , речевого дыхания, слухового внимания.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Фольклорное произведения

Двигательное сопровождение

Форма работы и виды деятельности

Задачи на 1 квартал:

Приобщать детей к устному народному творчеству. Обогащать речь детей посредством уточнения представлений  о предметах ближайшего окружения. Способствовать развитию слухового внимания.

Водичка, водичка

Умой моё личико

Чтобы глазки блестели

Чтобы щёчки краснели

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок        

-растирание рук

-имитация умывания

-сведение пальцев

-круговые движения кистями,- улыбка

-постучать зубками

Занятие по экологическому воспитанию; утренняя гимнастика; индивид. Работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и укреплению здоровья

Огуречик ,огуречик

Не ходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебе хвостик отгрызёт

-погрозить пальчиком

-повороты головы

-соединить пальцы над головой

-постучать зубками

Подвижная игра «Огуречик»;дид.ирга «Что растёт на грядке»; экскурсия на огород; рисование «Мы ребята молодцы, собираем огурцы»

Пошёл котик на Торжок

Купил котик пирожок

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку

Самому ли съесть

Или Бореньке снесть

Я и сам укушу

Я и Бореньке снесу

-притопывание

-складывание ладоней

-притопывание

-раскрыть ладони

-рука к груди

-руки вытянуть вперёд

-руки к груди

-притопывание

Занятие по изодеятельности  «Чем Бореньку угостим»; лепка «Пирожки лепили сами»; рассматривание хлебобулочных изделий

Божья коровка,

Чёрная головка.

Улети на небо,

Принеси нам хлеба !

Чёрного и белого,

Только не горелого.

-поглаживание головы

-махи руками

-соединить руки ладонями вверх

-разведение  ладоней в стороны

-повороты головы

Беседа и рассматривание насекомых; занятие по изодеятельности «Божья коровка»;прогулка; дид. Игра «Божья коровка»

Попляши! Попляши! Твои ножки хороши!

Вот так, вот сяк,

И вот этак, и вот так!

Вот так ножки хороши! Попляши! Попляши!

-пружинка с поворотом

-руки на поясе, выставление ноги на пятку

-притоп ывание

Индивидуальная работа по музыке;

Физминутка;

развлечение

Как у нашего соседа весела была беседа

Гуси- в гусли

Утки-в дудки

Овцы – в донцы

Тараканы в барабаны

-хлопки в ладоши

-сгибание пальцев рук внизу,-у рта

-постукивание по коленям

-постукивание пальцами

Рассматривание домашних животных и насекомых;знакомство с музыкальными  инструментами- инд. Работа по музыке ;пальчиковая игра;

Инсценирование.

Задачи на 2 квартал

Продолжать учить внятно произносить гласные и согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание. Развивать мелкую моторику.

Киска, киска, киска –брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

-поглаживание рук

-хлопок

-погрозить пальчиком

-притопывание

-приседание

Утренняя гимнастика; физминутка; наблюдение за кошкой; занятие по изодеятельности «Разбудите кошечку»-дорисовывание недостающих деталей

А баиньки –баиньки,

Купим сыну валенки.

Наденем на

ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Будет валенки носить.

-покачивание сложенными вместе руками;

-поглаживание ног

-притопывание

-выставление ноги на пятку

Занятие по предметному окружению «Что оденем мы на ножки?»;инд. Работа по обобщению предметов; дид. Игра «Найди пару»

Наши уточки с утраКря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху

Грру-грру! Грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно-

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано По-утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

-щипковые движения

-горизонтальные хлопки руками

-махи вертикально сложенными ладонями

-потрясти кистями над головой

-постучать по коленям кончиками пальцев

-сложить ладони над головой, потянуться –руки в стороны

Утренняя гимнастика; занятие по ознакомлению с природным окружением «Домашние птицы»;дид. игра «Обитатели двора»

-Ладушки, ладушки!

Где были?- у бабушки.

-Что вы ели?- кашку.

-Пили простоквашку.

Простоквашка вкусненька.

Кашка сладенька.

Бабушка добренька.

Попили, поели, шу-у-у… домой полетели.

На головку сели,

Ладушки запели.

-хлопки в ладоши

-руки к груди, -от груди

-круговые движения кистями, поглаживание живота

-облизнуться

-обнять себя за плечи

-махи руками

-положить ладони на голову

Беседа с детьми о членах семьи; с/р игра «Семья»; рисование «Подарок для бабушки»

Петушок, петушок!

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что так рано встаёшь?

Голосисто поёшь?

Деткам спать недаёшь.

-ладонь над головой

-погладить

 голову

-погладить подбородок

-потянуться

-щипковые движения

-покачивание головы

Подвижная игра; физминутка; прогулка; занятие по ознакомлению с худ. Лит- разучивание потешки; аппликация «Кормим петушка»

Задачи на 3 квартал.

Продолжать учить эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений. Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, фонематический слух. Закреплять двигательные навыки.

Как у нашего кота,

Шубка очень хороша.

Как у котика усы,

Удивительной красы.

Лапки крепкие,

Когти цепкие.

-разведение рук в стороны

-поглаживание руками туловища

-поочерёдное отведение рук ото рта

-покачивание головы

-сгибание рук к плечам

-сгибание фалангов пальцев

Утренняя гимнастика; наблюдение за живыми объектами; самостоятельная изодеятельность- обведение силуэта кота с последующей штриховкой; п/и «Кот и мыши»

Баю-баю-баиньки.

В огороде заиньки.

Зайки серенькие,

Хвосты беленькие.

Вы придите ночевать,

нашу деточку качать.

Детка выспится,

наиграется,

Во зелёный сад пойдёт –разгуляется.

-покачивание сложенных рук

-руки над головой

-поглаживание туловища

-повороты назад

-постукивание пальцами по коленям

-покачивание        

-руки в стороны, потянуться,- хлопки

-притопывания

Использование в режимных моментах; инд. Работа по музыке; занятие по ознакомлению со временными понятиями; сюжетно-ролевая игра «Семья»

Дили-бом! Дили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Загорелся Кошкин дом,

Идёт дым столбом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка

 с ведром

,Заливать Кошкин дом.

За ней заинька с бадейкой,

А собачка с лейкой,

А у лошадки таз.

Как плеснули дружно в раз,

Огонь и погас.

-хлопки над головой

-покачивание головы

-поднятие рук вверх

-притопывание

-руки на уровне глаз с широко расставленными пальцами

-поочерёдное постукивание  пальцами по коленям

-похлопывание пальцами по коленям

-поочерёдное постукивание ладошками по коленям

-постукивание кулачками по коленям

-взмах руками вверх

-медленное опускание рук вниз

Разучивание потешки на занятии по ознакомлению с художественной  литературой; занятие по О.Б.Ж. «Огонь – это поасно»; С/Р игра «Пожарники»

Большие ноги шли по дороге

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!

-притопывание

-холпки по коленям в медленном темпе

-притопывание

-хлопки по коленям в быстром темпе

Физминутка;занятие по экологическому воспитанию «Для чего нужны нам ножки?»;прогулка

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы ,петый хвост.

-Кисонька-мурысонька-

Откуда ты пришла?

-Целый день я кисонька гусят пасла

-притопывание

-показ рук , ног

-поглаживание рук с последующим разведением в стороны

-махи согнутыми кистями

Наблюдение и рассматривание  кошки; занятие по конструированию «Мост для кошечки»

Аты-баты шли солдаты.

Аты-баты на базар.

Аты-баты , что купили?

Аты-баты самовар.

-поочерёдные хлопки по коленям

-потирание пальцев друг о друга

-соединить пальцы рук , сделав круг

Рассматривание иллюстраций к потешке; экскурсия в  «Русскую избу»; развлечение «Посиделки у самовара».

СРЕДНЯЯ   ГРУППА

Фольклорное произведение

Двигательное сопровождение

Форма работы и виды деятельности

Задачи на 1 квартал

Продолжать учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата и слуховое восприятие. Вырабатывать правильный темп речи. Закрепить знания детей о животных и птицах.

Бай качи, качи, качи,

Глянь баранки калачи.

Глянь баранки калачи, с пылу с жару из печи.

Спылу , с жару из печи,

Все румяны , горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам осталися,бараночки.

-хлопки в ладоши

-круговые движения кистями

-растирание ладоней с последующим разведением рук в стороны

-покачивание головы

-махи руками

-хватательные движения

-последовательное соединение большого пальца со всеми остальными

Разучивание потешки; наблюдение за птицами на прогулке; утренняя гимнастика; инсценирование; занятие по изодеятельности «Испекли мы калачи»; «Вкусные бараночки»

Чики, чики, кички

Берёзовые лычки.

Летели две птички собой невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

-хлопки в ладоши

-махи руками

-сведение ладоней

-махи руками

-повороты головы

-приседание

-покачивание головы

Занятие по ознакомлению с природным миром «Проводы птиц»; коллективная аппликация «В край далёкий улетаю прокричала птичья стая»; беседы о зимующих и перелётных птицах.

Скок-поскок!

Молодой дроздок!

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька-невеличенька

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка-молода поехала по дрова.

Зацепилась за пенёк,

Простояла весь денёк.

-подскоки

-махи руками

-притопывание

-правая рука поднята на уровне бровей, повороты туловища

-наклоны вперёд

-разведение рук в стороны

-руки перед грудью,круговые движения рукам

-стойка на одной ноге

Утренняя гимнастика; физминутка; занятие по ознакомлению с произведениями фольклора; прогулка.

Трух-тух-тух! Трух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

На забор взлетит

На весь двор кричит

Ку-ка-ре-ку!

-ходьба с высоким подниманием колен

-повороты тыловища с отведением руки назад

-наклоны вперёд

-прыжок

-махи руками с звукоподражанием

Разучивание потешки ; рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц; прогулка; развлечение

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет

 кот.

Тише мыши не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся

 Васька кот,

Разобьёт весь хоровод.

Шевельнул усами кот,

И исчез весь

 хоровод.

-ходьба, взявшись за руки по кругу

-сложенные ладошки к щеке

-погрозить пальцем

-поднести указательный палец ко рту

-сведение ладошек на уровне груди

-хлопки

-махи ладонями над головой

-бег

Подвижная игра; прогулка; физкультурный досуг «Как у нашего кота»; разучивание потешки; инсценирование

Воробей, воробей!

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек, из под палочек.

Не клюй песок!

Не тупи носок!

Пригодится носок,

Поклевать колосок.

-махи руками

-погрозить пальцем

-хлопки

-постукивание кулачками по ладошке

-постукивание пальцами по полу

Беседа о зимующих птицах; наблюдение на прогулке за птицами;

Вынос кормушки, кормление птиц;

Занятие

Задачи на 2 квартал

Обучать умению вести диалог на основе потешек. Развивать умение слушать и понимать. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей о назначении предметов, свойств и порядке действий, развивать память. Побуждать к творческости.

Кисонька-мурысонока

Где ты была?

-На

 мельнице.

Кисонька-мурысонька

Что там делала?

-муку молола.

Кисонька-мурысонька

Что из муки пекла?

-прянички.

Кисонька-мырысонька

С кем прянички ела?

-одна.

Не ешь одна, не ешь одна, не ешь одна!

-поглаживание туловища;разведение рук в стороны

-круговые движения руками

-потирание ладоней

-потирание кулочками

-горизонталь

ные хлопки

-поглаживание живота

-погрозить пальцем

Занятие по ознакомлению с потешкой; инсценирование; лепка из глины «Печатные пряники»  ; самостоятельная игравая деятельность;

прогулка

-Заяц белые куда бегал?

-В лес зелёный.

-Что там делал?

-Лыко драл.

-Куда клал?

 уголок.

-Шалунды-балунды и хлоп!

-сгабание рук над головой, притопывание

-потирание ладоней

-хватательные движения

-разведение рук в стороны

-соединить пальцы под прямым углом

-махи руками, хлопки

Инсценирование; рассмитривание иллюстраций; экскурсия в музей, рассматривание изделий из лыка; Рассказ на тему «Как заяц в лесу живёт»

Ходит цапля по болоту.

Ищет жабку на работу.

Жабка скажет:

 «Не пойду.»

Цапля скажет: «Поведу»

Жабка скажет:

 «Не хочу»

Цапля скажет : «Проглочу».

-ходьба с высоким подниманием колен, рука поднята на уровне бровей

-повороты головы

-ходьба с высоким подниманием колен

-махи руками вправо-влево

-горизонтальные хлопки

Занятие по ознакомлению с природным окружением «Обитатели болота»;физминутка; утренняя гимнастика; самостоятельная игравая деятельность

Серый волк в густом лесу,

Встретил рыжую лису.

-Лисавета, здравствуй!

-Как дела зубастый?

-Ничего идут дела,

Голова ещё цела.

-Где ты был?

-На рынке.

-Что

 купил?

-Ботинки.

-Сколько взяли?

-Шерсти клок, оборвали правый бок.

-Хвост отгрызли в драке.

-Кто отгрыз?

-Собаки.

-дети идут на встречу друг другу

-протягивают друг другу руки, рукопожатие

-покачивание головой

-взмах руки

-разведение рук в стороны

-щёлканье пальцами

-выставление ноги на пятку

-щёлканье пальцами

-повороты туловища

-разведение рук в стороны

-показать зубы

Развлечение «Лесная сказка»;

Инсценирование;

Театрализованная деятельность; самостоятельная игравая деятельность

Гуси вы гуси!

Красные

 лапки.

Где вы- бывали?

Что вы видали?

-Мы видали

 волка.

-Унёс он гусёнка.

-Да самого лучшего,

-Да самого большего.

-Гуси вы гуси, красные лапки.

-Ищите вы волка, спасайте гусёнка.

-щипковые движения пальцами

-выставление ноги на пятку

Разведение рук в стороны

Пальцы согнуты на уровне плеч

-щипковые движения

-поглаживание туловища

-щипковые движения

-притопывание

Занятие по ознакомлению с художественной литературой; дид.игра «Птичий двор»;рассматривание иллюстраций с изображением водоплавающих птиц

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Глазками хлоп-хлоп.

Ножками топ-топ.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю

, забодаю, забодаю того.

-ходьба друг за другом

-щипковые движения

-притопывание

-погрозить пальцем

-сжать пальцы в кулак кроме указательного и мизинца

-бег друг за другом

Утренняя гимнастика; подвижная игра; прогулка; физминутка; рассматривание иллюстраций к потешке; развлечение

Задачи на 3 квартал

Уточнить и закрепить артикуляцию звуков. Способствовать выработке правильного темпа речи., интонационной выразительности. Продолжать активизировать речевую деятельность.

Конь бежит, земля дрожит.

В поле травушка-муравушка ничком лежит.

Это чей такой конёк, для какого молодца?

Это конь Богатырь для нашевого удальца.

-махи руками согнутыми в локтях

-махи руками

-движение руками вверх-вниз

-положить руки на грудь

Рассматривание лошади;беседа о домашних животных подвижная игра «Лошадки»

Конструировние из бумаги «Травка для лошадки»

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

Острые рожки, тоненькие

 ножки.

На самой макушке, бархатные ушки.

Язык полотняный,

Хвостик конопляный.

Как прыгну-

сразу забодаю.

-ходьба друг за другом

-указательные пальцы над головой

-погладить ножки

-потереть за ушами

-показать язык

-руку за спину, махи рукой

-бег друг за другом

Утренняя гимнастика ;

Физминутка;

Дид. Игра «Животные и детёныши»; рассматривание иллюстраций с изображением животных

Уж я детушкам

Пирог испеку.

Уж я детушкам румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная.

А помазочка

 медовая.

Моя деточка бедовая

-переворачивание

Сложенных ладоней

-махи руками к себе и от себя

-соединить ладоши вместе

-потирание ладоней

-разведение рук в стороны

Рассказ о способах изготовления пирогов; экскурсия на кухню; занятие по изодеятельности «Я пеку, пеку, пеку»- лепка из теста; самостоятельная игравая деятельность

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Потерял пастух

 ду-ду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

-На-ка милый пастушок,

Ты спеши кА на лужок.

Там Бурёнка лежит, на теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашку варить.

Деток кашей

кормить.

-шевеление пальцев на уровне рта

-руки убрать за спину

-поочерёдно протянуть руки вперёд

-взмах кистями

-притопывание

-сложенные ладони приложить к щеке

-повороты головы

-круговые движения кистями

-поглаживание живота

Индивидуальная работа по музыке; самостоятельная игравая деятельность; знакомство с музыкальным инструментом- дудочкой; физминутка; занятие по ознакомлению с народными традициями.

Наш козёл- стрекозёл

То-то умный был!

Сам по воду

 ходил,

Сам печку топил,

 сам кашу варил,

Деда с бабой кормил.

-пальцы собраны в кулак за исключением указательных, руки поднять над головой

-притопывание

-касательные движения пальцами

-вращение кистями

-поглаживание живота

Беседа о труде; экскурсия в «Старинную избу» ,рассматривание печки и атрибутов быта;физминутка

Тень-тень, потетень!

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса,

Всему лесу я краса.

Похвалялся зайка,

Пойди, догоняй-ка.

Похвалялися ежи,

-У нас шубы хороши.

Похвалялись блохи,

-И у нас не плохи.

Похвалялся медведь,

-Могу песни

 я петь.

Похвалялася коза,

-Всем я выколю глаза.

-хлопки в ладоши

-потянуться вверх за руками

-приседание

-повороты в стороны

-прыжки на месте

-сгибание и разгибание рук с расставленными пальцами

-поглаживание туловища

-перенос тяжести тела с одной ноги на другую

-показать «РОЖКИ»

-бег друг за другом

Утренняя гимнастика; рассматривание иллюстраций с изображением животных; физминутка; развлечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Материал предназначен в помощь воспитателям, работающим с младшими детьми, направлен на развитие речи с использованием фольклорных произведений, которые     позволяют  заложить фундамен...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

В этой публикации говорится о роли фольклора в развитии речи ребёнка ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора...