СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.
Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.
Учит эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений и использовать в различных видах детской деятельности.
Способствует развитию артикуляционного и голосового аппарата , речевого дыхания, слухового внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
ЗАДАЧИ
1.Знакомить детей с малыми формами устного народного творчества.
2. Обогащать словарный запас детей посредством речевой и двигательной активности.
3. Учить эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений и использовать в различных видах детской деятельности.
4. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарат , речевого дыхания, слухового внимания.
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Фольклорное произведения | Двигательное сопровождение | Форма работы и виды деятельности |
Задачи на 1 квартал: Приобщать детей к устному народному творчеству. Обогащать речь детей посредством уточнения представлений о предметах ближайшего окружения. Способствовать развитию слухового внимания. | ||
Водичка, водичка Умой моё личико Чтобы глазки блестели Чтобы щёчки краснели Чтоб смеялся роток И кусался зубок | -растирание рук -имитация умывания -сведение пальцев -круговые движения кистями,- улыбка -постучать зубками | Занятие по экологическому воспитанию; утренняя гимнастика; индивид. Работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и укреплению здоровья |
Огуречик ,огуречик Не ходи на тот конечик Там мышка живёт Тебе хвостик отгрызёт | -погрозить пальчиком -повороты головы -соединить пальцы над головой -постучать зубками | Подвижная игра «Огуречик»;дид.ирга «Что растёт на грядке»; экскурсия на огород; рисование «Мы ребята молодцы, собираем огурцы» |
Пошёл котик на Торжок Купил котик пирожок Пошёл котик на улочку Купил котик булочку Самому ли съесть Или Бореньке снесть Я и сам укушу Я и Бореньке снесу | -притопывание -складывание ладоней -притопывание -раскрыть ладони -рука к груди -руки вытянуть вперёд -руки к груди -притопывание | Занятие по изодеятельности «Чем Бореньку угостим»; лепка «Пирожки лепили сами»; рассматривание хлебобулочных изделий |
Божья коровка, Чёрная головка. Улети на небо, Принеси нам хлеба ! Чёрного и белого, Только не горелого. | -поглаживание головы -махи руками -соединить руки ладонями вверх -разведение ладоней в стороны -повороты головы | Беседа и рассматривание насекомых; занятие по изодеятельности «Божья коровка»;прогулка; дид. Игра «Божья коровка» |
Попляши! Попляши! Твои ножки хороши! Вот так, вот сяк, И вот этак, и вот так! Вот так ножки хороши! Попляши! Попляши! | -пружинка с поворотом -руки на поясе, выставление ноги на пятку -притоп ывание | Индивидуальная работа по музыке; Физминутка; развлечение |
Как у нашего соседа весела была беседа Гуси- в гусли Утки-в дудки Овцы – в донцы Тараканы в барабаны | -хлопки в ладоши -сгибание пальцев рук внизу,-у рта -постукивание по коленям -постукивание пальцами | Рассматривание домашних животных и насекомых;знакомство с музыкальными инструментами- инд. Работа по музыке ;пальчиковая игра; Инсценирование. |
Задачи на 2 квартал Продолжать учить внятно произносить гласные и согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание. Развивать мелкую моторику. | ||
Киска, киска, киска –брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдёт, Через киску упадёт. | -поглаживание рук -хлопок -погрозить пальчиком -притопывание -приседание | Утренняя гимнастика; физминутка; наблюдение за кошкой; занятие по изодеятельности «Разбудите кошечку»-дорисовывание недостающих деталей |
А баиньки –баиньки, Купим сыну валенки. Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Будет валенки носить. | -покачивание сложенными вместе руками; -поглаживание ног -притопывание -выставление ноги на пятку | Занятие по предметному окружению «Что оденем мы на ножки?»;инд. Работа по обобщению предметов; дид. Игра «Найди пару» |
Наши уточки с утраКря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху Грру-грру! Грру-у, грру-у! Наши курочки в окно- Кко-кко-кко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано По-утру Нам споёт ку-ка-ре-ку! | -щипковые движения -горизонтальные хлопки руками -махи вертикально сложенными ладонями -потрясти кистями над головой -постучать по коленям кончиками пальцев -сложить ладони над головой, потянуться –руки в стороны | Утренняя гимнастика; занятие по ознакомлению с природным окружением «Домашние птицы»;дид. игра «Обитатели двора» |
-Ладушки, ладушки! Где были?- у бабушки. -Что вы ели?- кашку. -Пили простоквашку. Простоквашка вкусненька. Кашка сладенька. Бабушка добренька. Попили, поели, шу-у-у… домой полетели. На головку сели, Ладушки запели. | -хлопки в ладоши -руки к груди, -от груди -круговые движения кистями, поглаживание живота -облизнуться -обнять себя за плечи -махи руками -положить ладони на голову | Беседа с детьми о членах семьи; с/р игра «Семья»; рисование «Подарок для бабушки» |
Петушок, петушок! Золотой гребешок. Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что так рано встаёшь? Голосисто поёшь? Деткам спать недаёшь. | -ладонь над головой -погладить голову -погладить подбородок -потянуться -щипковые движения -покачивание головы | Подвижная игра; физминутка; прогулка; занятие по ознакомлению с худ. Лит- разучивание потешки; аппликация «Кормим петушка» |
Задачи на 3 квартал. Продолжать учить эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорных произведений. Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, фонематический слух. Закреплять двигательные навыки. | ||
Как у нашего кота, Шубка очень хороша. Как у котика усы, Удивительной красы. Лапки крепкие, Когти цепкие. | -разведение рук в стороны -поглаживание руками туловища -поочерёдное отведение рук ото рта -покачивание головы -сгибание рук к плечам -сгибание фалангов пальцев | Утренняя гимнастика; наблюдение за живыми объектами; самостоятельная изодеятельность- обведение силуэта кота с последующей штриховкой; п/и «Кот и мыши» |
Баю-баю-баиньки. В огороде заиньки. Зайки серенькие, Хвосты беленькие. Вы придите ночевать, нашу деточку качать. Детка выспится, наиграется, Во зелёный сад пойдёт –разгуляется. | -покачивание сложенных рук -руки над головой -поглаживание туловища -повороты назад -постукивание пальцами по коленям -покачивание -руки в стороны, потянуться,- хлопки -притопывания | Использование в режимных моментах; инд. Работа по музыке; занятие по ознакомлению со временными понятиями; сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Дили-бом! Дили-бом! Загорелся Кошкин дом. Загорелся Кошкин дом, Идёт дым столбом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром ,Заливать Кошкин дом. За ней заинька с бадейкой, А собачка с лейкой, А у лошадки таз. Как плеснули дружно в раз, Огонь и погас. | -хлопки над головой -покачивание головы -поднятие рук вверх -притопывание -руки на уровне глаз с широко расставленными пальцами -поочерёдное постукивание пальцами по коленям -похлопывание пальцами по коленям -поочерёдное постукивание ладошками по коленям -постукивание кулачками по коленям -взмах руками вверх -медленное опускание рук вниз | Разучивание потешки на занятии по ознакомлению с художественной литературой; занятие по О.Б.Ж. «Огонь – это поасно»; С/Р игра «Пожарники» |
Большие ноги шли по дороге То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! | -притопывание -холпки по коленям в медленном темпе -притопывание -хлопки по коленям в быстром темпе | Физминутка;занятие по экологическому воспитанию «Для чего нужны нам ножки?»;прогулка |
Вышла кисонька на мост, Четыре лапы ,петый хвост. -Кисонька-мурысонька- Откуда ты пришла? -Целый день я кисонька гусят пасла | -притопывание -показ рук , ног -поглаживание рук с последующим разведением в стороны -махи согнутыми кистями | Наблюдение и рассматривание кошки; занятие по конструированию «Мост для кошечки» |
Аты-баты шли солдаты. Аты-баты на базар. Аты-баты , что купили? Аты-баты самовар. | -поочерёдные хлопки по коленям -потирание пальцев друг о друга -соединить пальцы рук , сделав круг | Рассматривание иллюстраций к потешке; экскурсия в «Русскую избу»; развлечение «Посиделки у самовара». |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Фольклорное произведение | Двигательное сопровождение | Форма работы и виды деятельности |
Задачи на 1 квартал Продолжать учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата и слуховое восприятие. Вырабатывать правильный темп речи. Закрепить знания детей о животных и птицах. | ||
Бай качи, качи, качи, Глянь баранки калачи. Глянь баранки калачи, с пылу с жару из печи. Спылу , с жару из печи, Все румяны , горячи. Налетели тут грачи, Похватали калачи. Нам осталися,бараночки. | -хлопки в ладоши -круговые движения кистями -растирание ладоней с последующим разведением рук в стороны -покачивание головы -махи руками -хватательные движения -последовательное соединение большого пальца со всеми остальными | Разучивание потешки; наблюдение за птицами на прогулке; утренняя гимнастика; инсценирование; занятие по изодеятельности «Испекли мы калачи»; «Вкусные бараночки» |
Чики, чики, кички Берёзовые лычки. Летели две птички собой невелички. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. | -хлопки в ладоши -махи руками -сведение ладоней -махи руками -повороты головы -приседание -покачивание головы | Занятие по ознакомлению с природным миром «Проводы птиц»; коллективная аппликация «В край далёкий улетаю прокричала птичья стая»; беседы о зимующих и перелётных птицах. |
Скок-поскок! Молодой дроздок! По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька-невеличенька Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода поехала по дрова. Зацепилась за пенёк, Простояла весь денёк. | -подскоки -махи руками -притопывание -правая рука поднята на уровне бровей, повороты туловища -наклоны вперёд -разведение рук в стороны -руки перед грудью,круговые движения рукам -стойка на одной ноге | Утренняя гимнастика; физминутка; занятие по ознакомлению с произведениями фольклора; прогулка. |
Трух-тух-тух! Трух-тух-тух! Ходит по двору петух. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами. На забор взлетит На весь двор кричит Ку-ка-ре-ку! | -ходьба с высоким подниманием колен -повороты тыловища с отведением руки назад -наклоны вперёд -прыжок -махи руками с звукоподражанием | Разучивание потешки ; рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц; прогулка; развлечение |
Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише мыши не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька кот, Разобьёт весь хоровод. Шевельнул усами кот, И исчез весь хоровод. | -ходьба, взявшись за руки по кругу -сложенные ладошки к щеке -погрозить пальцем -поднести указательный палец ко рту -сведение ладошек на уровне груди -хлопки -махи ладонями над головой -бег | Подвижная игра; прогулка; физкультурный досуг «Как у нашего кота»; разучивание потешки; инсценирование |
Воробей, воробей! Не гоняй голубей! Гоняй галочек, из под палочек. Не клюй песок! Не тупи носок! Пригодится носок, Поклевать колосок. | -махи руками -погрозить пальцем -хлопки -постукивание кулачками по ладошке -постукивание пальцами по полу | Беседа о зимующих птицах; наблюдение на прогулке за птицами; Вынос кормушки, кормление птиц; Занятие |
Задачи на 2 квартал Обучать умению вести диалог на основе потешек. Развивать умение слушать и понимать. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей о назначении предметов, свойств и порядке действий, развивать память. Побуждать к творческости. | ||
Кисонька-мурысонока Где ты была? -На мельнице. Кисонька-мурысонька Что там делала? -муку молола. Кисонька-мурысонька Что из муки пекла? -прянички. Кисонька-мырысонька С кем прянички ела? -одна. Не ешь одна, не ешь одна, не ешь одна! | -поглаживание туловища;разведение рук в стороны -круговые движения руками -потирание ладоней -потирание кулочками -горизонталь ные хлопки -поглаживание живота -погрозить пальцем | Занятие по ознакомлению с потешкой; инсценирование; лепка из глины «Печатные пряники» ; самостоятельная игравая деятельность; прогулка |
-Заяц белые куда бегал? -В лес зелёный. -Что там делал? -Лыко драл. -Куда клал? -В уголок. -Шалунды-балунды и хлоп! | -сгабание рук над головой, притопывание -потирание ладоней -хватательные движения -разведение рук в стороны -соединить пальцы под прямым углом -махи руками, хлопки | Инсценирование; рассмитривание иллюстраций; экскурсия в музей, рассматривание изделий из лыка; Рассказ на тему «Как заяц в лесу живёт» |
Ходит цапля по болоту. Ищет жабку на работу. Жабка скажет: «Не пойду.» Цапля скажет: «Поведу» Жабка скажет: «Не хочу» Цапля скажет : «Проглочу». | -ходьба с высоким подниманием колен, рука поднята на уровне бровей -повороты головы -ходьба с высоким подниманием колен -махи руками вправо-влево -горизонтальные хлопки | Занятие по ознакомлению с природным окружением «Обитатели болота»;физминутка; утренняя гимнастика; самостоятельная игравая деятельность |
Серый волк в густом лесу, Встретил рыжую лису. -Лисавета, здравствуй! -Как дела зубастый? -Ничего идут дела, Голова ещё цела. -Где ты был? -На рынке. -Что купил? -Ботинки. -Сколько взяли? -Шерсти клок, оборвали правый бок. -Хвост отгрызли в драке. -Кто отгрыз? -Собаки. | -дети идут на встречу друг другу -протягивают друг другу руки, рукопожатие -покачивание головой -взмах руки -разведение рук в стороны -щёлканье пальцами -выставление ноги на пятку -щёлканье пальцами -повороты туловища -разведение рук в стороны -показать зубы | Развлечение «Лесная сказка»; Инсценирование; Театрализованная деятельность; самостоятельная игравая деятельность |
Гуси вы гуси! Красные лапки. Где вы- бывали? Что вы видали? -Мы видали волка. -Унёс он гусёнка. -Да самого лучшего, -Да самого большего. -Гуси вы гуси, красные лапки. -Ищите вы волка, спасайте гусёнка. | -щипковые движения пальцами -выставление ноги на пятку Разведение рук в стороны Пальцы согнуты на уровне плеч -щипковые движения -поглаживание туловища -щипковые движения -притопывание | Занятие по ознакомлению с художественной литературой; дид.игра «Птичий двор»;рассматривание иллюстраций с изображением водоплавающих птиц |
Идёт коза рогатая За малыми ребятами. Глазками хлоп-хлоп. Ножками топ-топ. Кто кашу не ест? Молоко не пьёт? Забодаю , забодаю, забодаю того. | -ходьба друг за другом -щипковые движения -притопывание -погрозить пальцем -сжать пальцы в кулак кроме указательного и мизинца -бег друг за другом | Утренняя гимнастика; подвижная игра; прогулка; физминутка; рассматривание иллюстраций к потешке; развлечение |
Задачи на 3 квартал Уточнить и закрепить артикуляцию звуков. Способствовать выработке правильного темпа речи., интонационной выразительности. Продолжать активизировать речевую деятельность. | ||
Конь бежит, земля дрожит. В поле травушка-муравушка ничком лежит. Это чей такой конёк, для какого молодца? Это конь Богатырь для нашевого удальца. | -махи руками согнутыми в локтях -махи руками -движение руками вверх-вниз -положить руки на грудь | Рассматривание лошади;беседа о домашних животных подвижная игра «Лошадки» Конструировние из бумаги «Травка для лошадки» |
Я козочка Ме-ке-ке, Я гуляю на лужке. Острые рожки, тоненькие ножки. На самой макушке, бархатные ушки. Язык полотняный, Хвостик конопляный. Как прыгну- сразу забодаю. | -ходьба друг за другом -указательные пальцы над головой -погладить ножки -потереть за ушами -показать язык -руку за спину, махи рукой -бег друг за другом | Утренняя гимнастика ; Физминутка; Дид. Игра «Животные и детёныши»; рассматривание иллюстраций с изображением животных |
Уж я детушкам Пирог испеку. Уж я детушкам румяненький. На нём корочка пшеничная, А начиночка яичная. А помазочка медовая. Моя деточка бедовая | -переворачивание Сложенных ладоней -махи руками к себе и от себя -соединить ладоши вместе -потирание ладоней -разведение рук в стороны | Рассказ о способах изготовления пирогов; экскурсия на кухню; занятие по изодеятельности «Я пеку, пеку, пеку»- лепка из теста; самостоятельная игравая деятельность |
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Потерял пастух ду-ду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. -На-ка милый пастушок, Ты спеши кА на лужок. Там Бурёнка лежит, на теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашку варить. Деток кашей кормить. | -шевеление пальцев на уровне рта -руки убрать за спину -поочерёдно протянуть руки вперёд -взмах кистями -притопывание -сложенные ладони приложить к щеке -повороты головы -круговые движения кистями -поглаживание живота | Индивидуальная работа по музыке; самостоятельная игравая деятельность; знакомство с музыкальным инструментом- дудочкой; физминутка; занятие по ознакомлению с народными традициями. |
Наш козёл- стрекозёл То-то умный был! Сам по воду ходил, Сам печку топил, сам кашу варил, Деда с бабой кормил. | -пальцы собраны в кулак за исключением указательных, руки поднять над головой -притопывание -касательные движения пальцами -вращение кистями -поглаживание живота | Беседа о труде; экскурсия в «Старинную избу» ,рассматривание печки и атрибутов быта;физминутка |
Тень-тень, потетень! Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса, Всему лесу я краса. Похвалялся зайка, Пойди, догоняй-ка. Похвалялися ежи, -У нас шубы хороши. Похвалялись блохи, -И у нас не плохи. Похвалялся медведь, -Могу песни я петь. Похвалялася коза, -Всем я выколю глаза. | -хлопки в ладоши -потянуться вверх за руками -приседание -повороты в стороны -прыжки на месте -сгибание и разгибание рук с расставленными пальцами -поглаживание туловища -перенос тяжести тела с одной ноги на другую -показать «РОЖКИ» -бег друг за другом | Утренняя гимнастика; рассматривание иллюстраций с изображением животных; физминутка; развлечение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме Самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и сценариями активизирующего общества» за 2012-2013 г.
развитие речи детей дошкольного возраста (потешки, сценарии, стихи)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/07/picture-627384-1430946665.jpg)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Материал предназначен в помощь воспитателям, работающим с младшими детьми, направлен на развитие речи с использованием фольклорных произведений, которые позволяют заложить фундамен...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-960880-1508324458.jpg)
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого русского фольклора».
Дошкольный возраст.......
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1013079-1522679904.jpg)
Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
В этой публикации говорится о роли фольклора в развитии речи ребёнка ...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора...