Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
консультация по логопедии по теме
Мастер-класс для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_master-klass.docx | 27.54 КБ |
pamyatka_mnemotehnika.docx | 116.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 57 г.Челябинска
Мастер – класс
«Использование мнемотехники
в работе по развитию речи дошкольников»
Провела: Мякишева В.И.,
учитель-логопед I кв. категории
Челябинск, 2013
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в этом зале. Для начала я хочу предложить вам игру. Каждый назовёт своё имя, и на любую букву имени подберёт черту своего характера. Итак, я начну с себя. Меня зовут Виктория, я – творческая. ……
Вот мы с вами и познакомились. Мы с вами такие разные, но нас объединяет одно – любовь к детям и наша профессия.
На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
•Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку и педагогу призвана мнемотехника.
Итак, тема моего мастер-класса «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мы сталкиваемся с этой системой ежедневно. Например, запоминая цвета радуги, количество дней в месяцах.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
С помощью мнемотехники легко можно решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
2. Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;
3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового;
5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
6. Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;
7. Способствовать развитию связной речи;
8. Способствовать формированию правильного звукопроизношения;
9. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Метод работы с детьми отличается:
❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;
❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующие финансовых затрат;
❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.
Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагогом совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы с детьми, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам и мнемоколлажам.
Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники использую для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Так, например, очень популярно у детей «Поле чудес». Это универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. С помощью этого пособия развивается словарь детей, закрепляются грамматические категории, активнее проходит автоматизация звуков, развитие фонематического слуха.
Работать с этим пособием несложно. Сначала мы изучали модели на карточках, обычно на индивидуальных занятиях, а потом объединили их в одно поле. Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Варианты использования – можно поставить в центр волчок со стрелкой, а можно взять кубик и фишку.
Варианты выбора модели:
- Педагог объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (ставят фишку или поворачивают стрелку).
- Педагог выбирает модель – дети рассказывают в чем суть задания.
- Дети сами выбирают модель (задание).
Например, схема использования самой модели при работе над звукопроизношением чаще всего была такова: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку, поворачиваем стрелку или переставляем фишку).
Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар.
- Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик.
- Сектор «Один-много» - руки, рыбы, шары.
- Сектор «Мой или моя?» - моя рука, рыба, мой шар.
Самым, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы я слышу в середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом моей работы.
Кроме всего выше сказанного детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.
Предлагаю вам поиграть в эту замечательную игру. У меня есть кубик, а вместо фишки мы используем птичку Говорушу. Начать можно с любого сектора. Предлагаю вам выбрать. Итак, играем со словом «ребёнок».
Не менее популярны у детей мнемоквадраты. Это квадрат, в центре которого находится картинка. Нужно объяснить с ней связь картинок или символов, находящихся вокруг неё . Это игра уже несколько сложнее, чем «Поле чудес» в том плане, что детям необходимо составить предложения, желательно распространённые, связав две картинки. На этапе обучения детям предъявляются уже заполненные квадраты. Но, спустя какое-то время дети оказываются в состоянии заполнять их сами. Это вызывает неподдельный интерес, поскольку есть элемент тайны, загадки – одна подгруппа загадывает, другая находит связь.
Представляю вашему вниманию следующую загадку.
Живой интерес вызывают у детей заполнение и отгадывание мнемодорожек. Вариантов использования множество. Это и составление предложений:… , и проговаривание чистоговорок для автоматизации звуков…., и подбор однокоренных слов…
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того,наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.
Хочется сказать, что мнемотехника используется для речевого развития детей не только мной, но и другими специалистами детского сада.
Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, а также по речевому и физическому развитию дошкольников. На интегрированных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме. Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.
Следующую работу хочется предложить вам, учитывая целевую аудиторию сегодняшнего мастер-класса. Прошу вас разделиться на группы. Одна группа – те, у кого в руках стрелочка – «знак движения», т.е. физкультурные и музыкальный работник. Вторая группа – те, у кого волнистая линия, т.е. воспитатели.
Задание для первой группы – зашифровать текст физминутки. Можете использовать символы из образца, можете придумать сами, но так, чтобы это было схематично и узнаваемо.
Задание для второй группы – заполнить мнемодорожку, подобрав однокоренные слова к слову «зима».
Молодцы. Вы достойно справились с заданием. Теперь, как итог, хочется предложить вам для расшифровки хорошо знакомую фразу.
Отлично!
В заключение хочется сказать - представьте себе, что вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Вы скажете - это сценарий психологического триллера и будете не правы, это всего лишь реалии жизни ребенка - дошкольника.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Давайте же помогать нашим детям при помощи наглядного моделирования контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом, овладевать связной речью.
Предварительный просмотр:
Правильная организация обучения детей – очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
С помощью мнемотехники легко можно решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
2. Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;
3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового;
5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
6. Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;
7. Способствовать развитию связной речи;
8. Способствовать формированию правильного звукопроизношения;
9. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Метод работы с детьми отличается:
❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;
❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующие финансовых затрат;
❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.
Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагогом совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей детьми.
Область применения мнемотаблиц широка. Их можно использовать для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Подробнее с методом «мнемотехника» можно познакомиться в работах следующих авторов: Воробьева В. К., Ткаченко Т. А., Глухов В. П., Большева Т. В., Ефименкова Л. Н.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Загадка
Сидит дед, во 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Что это?
Пересказ сказки «Репка»
Чистоговорка
Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.
«Игрушки»
Полезные ссылки:
http://www.boltun-spb.ru/mnemo.html
http://www.maaam.ru/obrazovanie/mnemotehnika
http://logoped18.ru/logopedist/logoped-inga-didkovskaya.php
http://www.school2100.ru/upload/iblock/115/1155edb0517addc3483eb923d02f2277.pdf
Заходите в гости:
https://sites.google.com/site/detskijsadno57 celabinsk/home
https://sites.google.com/site/logoped57celabinsk/
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 57
Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников
Составила: Мякишева В.И.,
учитель-логопед I кв. категории
Челябинск, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц".
Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц....
Формы работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста
В данной работе представлены материалы по развитию речи у детей дошкольного возраста....
Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Это печальный, но неопровержимый фактор нашего времени. Причины тоже общеизвестны: резко ухудшающееся состояние экологии,...
"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....
Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....
в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста
Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми среднего дошкольного возраста имеет ряд положительных причин для начала работы с ним:...