"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
консультация
Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_karty_proppa.docx | 93.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Карты Проппа как средство речевого развития детей дошкольного возраста»,
подготовила воспитатель Беркетова Т.А.
Карты Проппа – замечательный сказочный конструктор. Он помогает формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. А так же развивает внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащает эмоциональную сферу, активизирует устную связную речь. Карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Язык сказок понятен малышу. Жизненно важная информация усваивается сама по себе, без наставлений, незаметно. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте, благородстве, взаимопомощи передаются в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, доброй волшебницы или феи, всегда готовых прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, а нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольного учреждения, поощрять интерес ребенка к сказкам, научить анализировать произведение и понимать прочитанное, а также запоминать. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Помогут в этом карты Проппа
Карты Проппа – это своего рода конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
Как же работать с картами Проппа?
Для начала вам необходимо подготовить карточки Проппа. Вы можете распечатать их. Далее, читайте с ребенком сказку и сопровождайте чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.
Для примера рассмотрим сказку "Жихарка":
I. Карта - Жили-были.
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:— Эта простая — котика, эта простая — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам.
II. Карта – Запрет.
Кот да петух, когда уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать.
III. Карта – Нарушение запрета.
Запирал Жихарка двери, а один раз забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:— Эта простая ложка — котика, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная, — Жихаркина. Никому её не отдам.
IV. Карта – Враг начинает действовать.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ. Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки. Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь". Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая – Петина, эта ложка простая – котика, а эта ложка не простая – точёная, ручка золочёная, - эту ложку я себе возьму. А Жихарка под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не отдам! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопатку сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то нейдёт.
V. Карта –Герой вступает в битву с врагом.
—Не так сидишь, — говорит лиса
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
VI. Карта – Одержание победы.
Лиса Жихарку с лопатки сбросила, сама на лопатку прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл.
VII. Карта –Герой возвращается домой.
А сам скорей вон из избы, да домой.
VIII. Карта – Счастливый конец.
А дома кот да петух плачут, рыдают. Кот лапкой слезы вытирает, Петя крылышком подбирает. Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас с вами в гости к себе ждут.
На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумайте героев, определите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг-помощник.
3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачу, приобретает определенный навык и преображается.
4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.
Опыт работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия карт, работают активно и эти занятия им нравятся, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.
Но ребята любят придумывать свои правила; например, вытянуть наугад три карты и на их основе построить рассказ, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее.
Преимущества работы с картами Проппа очевидны: каждая из них — целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребёнка. Например, карту «Запрет», ребёнок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительные стороны – он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, а что нельзя.
В известном смысле, игра с картами помогает ребенку разобраться и в себе самом. Карты всегда рядом, под рукой, многократно апробированные, а потому и легко применимые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....
План работы по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте»
Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя на этот учебный год.Цел...
в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста
Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми среднего дошкольного возраста имеет ряд положительных причин для начала работы с ним:...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
тема "Использование ИКТ в создании мнемотаблиц для развития речи у детей дошкольного возраста"
http://тема "Использование ИКТ в создании мнемотаблиц для развития речи у детей дошкольного возраста"...