Метод наглядного моделирования в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста (доклад из опыта работы)
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_simvolov.docx | 638.56 КБ |
ktp.docx | 41.6 КБ |
predstavlenie_iz_opyta_raboty._metod_modeliruem_skazku.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода «Моделируем сказку»
для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Метод «Моделируем сказку» разработан на основе известного метода наглядного моделирования. Благодатным материалом для реализации целей и задач этого метода являются русские народные сказки. Моделирование сказки идет следующим образом: главные герои заменяются символами, несущими характерные признаки, символы предлагаются вниманию детей в логической последовательности событий сюжета сказки. Далее даётся общее описание ситуации. Задача детей – угадать название сказки. Вначале детям предлагаются самые простые по сюжету сказки, где достаточно выделить один существенный признак. Затем задача усложняется - отгадать сказку нужно по совокупности признаков. Так дети осваивают логические операции, учатся делать выводы, формулировать умозаключения, в результате чего идет развитие познавательных способностей. На следующем уровне развития способностей предлагаю детям моделировать сказку через действия с символами. Можно убрать символ, заменить или ввести новый символ-персонаж, поменять местами, изменить ход событий, придумать новый сюжет и иной конец сказки. Так развивается детское творчество. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Дидактический материал «Копилка символов и моделей»
для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,
используя метод «Моделируем сказку».
В качестве символов и моделей использую геометрические фигуры, полоски разной величины и разного цвета с одним характерным признаком персонажа. Это может быть форма или цвет, напоминающие замещаемый предмет. Для составления связного рассказа использую полоску из разноцветных кругов. Тогда получается наглядная модель содержания сказки, которая позволяет детям запомнить последовательность сказочного события, выступает своеобразным планом, обеспечивающим связность и последовательность пересказа сказки. В процессе работы «копилка символов» становится все более разнообразной. Это позволяет компоновать
модель – символы в зависимости от выбранной сказки или поставленной цели. Будут дети угадывать сказку; пересказывать с опорой на модель, демонстрирующую последовательность событий или это будет творческое составление сказки с дополнением персонажей или их заменой. Чем полнее и разнообразнее «копилка», тем больше возможности использования метода.
Моделирование сказки «Три поросёнка».
Схема-модель замещения персонажей кругами – символами с использованием значимых признаков: цвет и величина.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Белочка», п. Мотыгино. Воспитатель: А.В. Вайцель | ||||
Календарно - тематическое планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Моделируем сказку» с использованием метода наглядного моделирования. | ||||
Месяц | Тема НОД | Задачи | Материал | Содержание деятельности |
сентябрь | Дидактическая игра «Найди героев сказки «Репка»». | Формировать представление об особенности народных сказок; Формировать умение подбирать предметы - заместители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа; | Схема-модель замещение с использованием геометрических фигур одинакового цвета, но разного размера. | Составляют описание героев сказке; правильно произносят слова; используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. |
октябрь | Дидактическое упражнение расскажи сказку «по цепочке»». | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания, придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа; упражнять в подборе признаков к предмету; развивать воображение; | Схема - модель составление рассказа по сюжетной картинке: начало, середина, конец. | принимают поставленную воспитателем игровую задачу; действуют по правилам, стремятся к результату, контролируют в соответствии с игровой задачей, действуют по очереди по простой схеме. |
ноябрь | Пересказ сказки «Репка» | Формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картинки, заменяя картинки геометрическими формами; отвечать на вопросы по содержанию. Формировать умение пересказывать знакомую сказку «по цепочке» с опорой на модель-схему; развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать умение слушать, внимательно следить за повествованием. | Карточки с изображением героев сказки «Репка». Схема-модель замещение с использованием геометрических фигур разного цвета и разного размера | воспроизводят в устной речи в логической последовательности события сказки «Репка». |
декабрь | Пересказ сказки «Теремок». | Формировать умения внимательно рассматривать персонажей картинки, отвечать на вопросы по её содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание с опорой на схему-модель; вводить в повествование прямую речь; развивать умение слушать; поощрять стремление к самостоятельному рассказу; активизировать в речи слова, обозначающие действия. | Схема-модель замещение с использованием геометрических фигур одинакового цвета, но разного размера. Схема описательного рассказа. Карточки с изображением героев сказки «Теремок». | самостоятельно пересказывают известную сказку с опорой на модели, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми знают и называют повадки животных; |
январь | Пересказ сказки «Снегурочка» | Формировать представление об особенности народных сказок; умении пересказывать знакомую сказку « по цепочке»; развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать умение слушать, внимательно следить за повествованием. | Схема-модель последовательности событий сказки | самостоятельно пересказывают известную сказку с опорой на модель последовательности событий; правильно произносят слова; используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми; |
февраль | Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка». | Закреплять представления детей о жанре сказки; формировать умения эмоционально воспринимать содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, воспроизводить текст известной сказки по вопросам воспитателя с опорой на схему-модель, включаться в совместный с воспитателем пересказ текста; развивать внимание; способствовать созданию выразительных образов героев сказки. Воспитывать интерес к сказкам других народов. | Схема-модель силуэтного изображения персонажей. Схема-модель сравнительного описания животных (медвежонок, лиса) | принимают поставленную воспитателем игровую задачу; действуют по правилам, стремятся к результату, контролируют в соответствии с игровой задачей, действуют по очереди по простой схеме. |
март | Чтение украинской народной сказки «Рукавичка». Пересказ сказки с помощью моделей.
| Формировать представление об особенности народных сказок; умении пересказывать знакомую сказку по цепочке»; развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать умение слушать, внимательно следить за повествованием. | Схема описательного рассказа Карточки с изображением героев сказки «Рукавичка». | составляют рассказ по сюжету сказки; правильно произносят слова; используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми; воспринимают, понимают и адекватно реагируют на эмоции сверстников. |
апрель | Чтение украинской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Пересказ сказки с помощью моделей. | Закрепить представление об особенности народных сказок; умении самостоятельно пересказывать знакомую сказку с опорой на схему-модель. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать умение слушать, внимательно следить за повествованием. | Схема-модель замещение с использованием геометрических фигур разного цвета и разного размера. | внимательно слушают сказку «Лисичка со скалочкой», отвечают на вопросы по содержанию сказки, участвуют в драматизации сказки. Самостоятельно зарисовывают схему выбранного события сказки. |
май | Чтение украинской народной сказки «Гуси - лебеди».
| Закрепить представление об особенности народных сказок; умении самостоятельно пересказывать знакомую сказку с опорой на схему-модель. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать умение слушать, внимательно следить за повествованием. | Схема-модель замещение с использованием геометрических фигур разного цвета и разного размера. | внимательно слушают сказку «Лисичка со скалочкой», отвечают на вопросы по содержанию сказки, участвуют в драматизации сказки. Самостоятельно зарисовывают схему выбранного события сказки. |
Предварительный просмотр:
Метод наглядного моделирования
в работе по развитию речи
с детьми дошкольного возраста
(доклад из опыта работы)
МБДОУ детский сад «Белочка», п. Мотыгино.
Воспитатель: А.В. Вайцель
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Развивающие принципы этого метода я применила в работе со сказкой. «Моделируем сказку» такое название получила наша совместная с детьми деятельность.
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка.
В основе моделирование лежит замещение. «Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов». Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Многие из них довольно широко распространены. Так, например, большая часть знаков дорожного движения используется во многих странах по всему миру. Привычный для нас с вами алфавит это тоже система символов, позволяющая предавать какую-либо информацию. Кириллица, как и большая часть алфавитов, строится на символах (буквах), Но в мире есть письменности, в основе которых, по- прежнему, остается изображение предметов, явлений, действий с ними, оформленных в виде схематических картинок. Такие картинки могут быть наделены сходством с реальным предметом. Только в возрасте 5-6 лет ребенок способен познавать мир в буквенных символах, тогда как другие символы ему доступны уже с младшего возраста.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Выбор сказки как средства обучению моделированию не случаен. Сказка знакома и близка детям с самого рождения. Герои сказки это яркие, запоминающиеся персонажи, вызывающие положительный отклик у детей. Позитивное настроение переходит на любое занятие, когда оно связано со сказкой. При моделировании, заменяя героев сказки символами, мы помогаем дошкольнику задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?"
Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Что же делать? Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы?
Что же такое модельные схемы?
Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.
Элементы модели
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы использую геометрические фигуры с одним характерным признаком персонажа. Это может быть форма или цвет, напоминающие замещаемый предмет. Для составления связного рассказа использую полоску из разноцветных кругов. Тогда получается наглядная модель содержания сказки, которая позволяет детям запомнить последовательность сказочного события, выступает своеобразным планом, обеспечивающим связность и последовательность пересказа сказки.
Применение метода наглядного моделирования повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в обогащении словарного запаса и развитию связной речи дошкольников.
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя - прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели - обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход к применению заместитетелей.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется взрослым, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком - осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
- пересказ - слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
- творческий рассказ - составление модели рассказа - рассказ по модели.
Представленные приемы работы позволят повысить эффективность развития речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи у детей дошкольного возраста.
При изучении этой темы мною была использована литература:
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964.
2. Белошистая А. Д. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. - 2002. - №.
3. Борякова Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М.: Изд - во Владос, 2003. - 66 с
материалы интернет ресурсов:
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00767540_0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».
«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, ...
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...
«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи ло...
Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»
В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...
«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.
Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:обогащать предста...