Речевое развитие "Радуга"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Тема занятия: радуга

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы

Задачи занятия:

Образовательные:

 - закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели.

- закрепление темы представленной о смене частей суток.

- закрепление счёта количественных и порядковых числительных (в пределах 10 и обратно)

- закрепление умений решать задачи на сложение и вычитание;

- закрепление знаний о геометрических фигурах и форме предметов;

Развивающие:

-развивать логическое мышление,

-закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи

 Воспитательные:

-воспитывать любознательность, наблюдательность

-воспитывать самостоятельность

Планируемый результат занятия: дети вспомнили и закрепили свои знания.

Материал и оборудование: 7 конвертов, 5 ручейков разной длины, картинка поляны, картинки геометрических фигур

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап

Организовать направленное внимание детей

-Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, встретила волшебника, но не просто волшебника, а волшебника-художника (картинка). И вы знаете ребята, он подарил мне волшебную радугу. Она исполняет желания. художник передал мне волшебные конверты, 7 штук.

В каждом задания, которые необходимо выполнить, но конверты нужно брать в такой, последовательности, как расположены цвета на радуге.

 

Беседа (вопросы, письмо)

Слушают воспитателя.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

2. Основной этап

 

 

 

 

 

2.1 Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, формулировать проблему в доступной для детей форме

Итак, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания-

Беседа (вопросы)

Ищут пути решения проблемы.

Дети хотят пройти путь по дорожкам радуги.

2.2 Этап практического решения проблемы

Найти совместно с детьми пути решения проблемы, решить ее.

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?

1 задание

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Назовите осенние месяца? Сколько их? (3). Какие?  

Ребята, посмотрите на доске ручейки разной длины. Посчитайте ручейки, сколько их? (5) А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий?

Ребята, а каким цветом будет наш следующий конверт?

выбирают оранжевый 2 конверт.

Игра Дидактическая игра «ДА, НЕТ»

Дети в школу осенью идут?

Портфели они с собой берут?

Куртки надевают?

На ноги валенки обувают?

Осенью часто дождь идёт?

И метель всегда метёт?

Птицы улетают?

Цветочки расцветают?

Листья облетают?

На пнях опята вырастают?

Звери осенью линяют?

Травка осенью желтеет?

Или, может, зеленеет?

Белки делают припасы?

Грибы сушат? И колбасы?

Медведь себе берлогу ищет?

Волк зайчат по лесу рыщет?

Картошку мы сажаем?

Или мы копаем?

Рябина созревает?

Когда это бывает?

Воспитатель: Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите!(желтый)

Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна цветами)

На поляне растут ромашки, а ещё летают пчёлы. Сколько ромашек? Сколько пчёлок? А равное ли количество пчёлок и ромашек, посчитайте? (нет) На сколько меньше ромашек, чем пчёлок? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и пчёлок? (Добавить одну ромашку или убрать пчёлку).

Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено?

Дети выбирают зеленый конверт 4.

Дидактическая игра “Бусы”

Нужно составить логическую цепочку из геометрических фигур.

- А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них.

- На какую геометрическую фигуру похожи часы? (на квадрат)

- На какую геометрическую фигуру похожа долька арбуза? (на треугольник)

- А мячик? (на круг)

- А зеркало? (на овал)

- А дверь (на прямоугольник)

Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились!

Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?

«Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы! Читает, дети отвечают.

- сколько ушей у 2 мышей,

- сколько хвостов у 3 котов,

- какой день недели после вторника

- сколько выходных в неделе

- сколько животиков у 6 бегемотов

- какой день недели перед пятницей

- сколько носиков у 4 матросиков.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку…. (утром).

- Солнце светит днем, а луна …. (ночью).

- Ужинаем мы вечером, а спим …. (ночью)

Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой….фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6.

Присаживаются на стулья

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.

Воспитатель: Хорошо. Молодцы.

Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт.

«Определи место звука в слове».

Ваша задача: Внимательно выслушать слово, определить, где находится звук «Ш» в начале, в середине, в конце, в словах – шмель, марш, машина; звук «З», в словах – змея, мозаика; звук «Р» - рак, комар, экран.

Выполнили все задания из 7 конвертов.

Худ слово (загадки,

стихотворение)

Беседа (вопросы, объяснение)

Дид игры

Беседуют с воспитателем, выполняют задания.

Дети выполнили задания и закрепили свои знания.

3.Заключительный этап

Подвести итоги деятельности

Ребята вам понравилось? Что больше понравилось? Что показалось сложным?

Беседа (вопросы)

Подводят с воспитателем итоги деятельности.

Дети выполнили все задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_18.10.23.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Тема занятия: радуга

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы

Задачи занятия:

Образовательные:

- закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели.

- закрепление темы представленной о смене частей суток.

- закрепление счёта количественных и порядковых числительных (в пределах 10 и обратно)

- закрепление умений решать задачи на сложение и вычитание;

- закрепление знаний о геометрических фигурах и форме предметов;

Развивающие:

-развивать логическое мышление,

-закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, наблюдательность

-воспитывать самостоятельность

Планируемый результат занятия: дети вспомнили и закрепили свои знания.

Материал и оборудование: 7 конвертов, 5 ручейков разной длины, картинка поляны, картинки геометрических фигур

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап

Организовать направленное внимание детей

-Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, встретила волшебника, но не просто волшебника, а волшебника-художника (картинка). И вы знаете ребята, он подарил мне волшебную радугу. Она исполняет желания. художник передал мне волшебные конверты, 7 штук.

В каждом задания, которые необходимо выполнить, но конверты нужно брать в такой, последовательности, как расположены цвета на радуге.

Беседа (вопросы, письмо)

Слушают воспитателя.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

2. Основной этап

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, формулировать проблему в доступной для детей форме

Итак, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания-

Беседа (вопросы)

Ищут пути решения проблемы.

Дети хотят пройти путь по дорожкам радуги.

Этап практического решения проблемы

Найти совместно с детьми пути решения проблемы, решить ее.

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?

1 задание

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Назовите осенние месяца? Сколько их? (3). Какие?

Ребята, посмотрите на доске ручейки разной длины. Посчитайте ручейки, сколько их? (5) А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий?

Ребята, а каким цветом будет наш следующий конверт?

выбирают оранжевый 2 конверт.

Игра Дидактическая игра «ДА, НЕТ»

Дети в школу осенью идут?

Портфели они с собой берут?

Куртки надевают?

На ноги валенки обувают?

Осенью часто дождь идёт?

И метель всегда метёт?

Птицы улетают?

Цветочки расцветают?

Листья облетают?

На пнях опята вырастают?

Звери осенью линяют?

Травка осенью желтеет?

Или, может, зеленеет?

Белки делают припасы?

Грибы сушат? И колбасы?

Медведь себе берлогу ищет?

Волк зайчат по лесу рыщет?

Картошку мы сажаем?

Или мы копаем?

Рябина созревает?

Когда это бывает?

Воспитатель: Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите!(желтый)

Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна цветами)

На поляне растут ромашки, а ещё летают пчёлы. Сколько ромашек? Сколько пчёлок? А равное ли количество пчёлок и ромашек, посчитайте? (нет) На сколько меньше ромашек, чем пчёлок? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и пчёлок? (Добавить одну ромашку или убрать пчёлку).

Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено?

Дети выбирают зеленый конверт 4.

Дидактическая игра “Бусы”

Нужно составить логическую цепочку из геометрических фигур.

- А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них.

- На какую геометрическую фигуру похожи часы? (на квадрат)

- На какую геометрическую фигуру похожа долька арбуза? (на треугольник)

- А мячик? (на круг)

- А зеркало? (на овал)

- А дверь (на прямоугольник)

Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились!

Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?

«Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы! Читает, дети отвечают.

- сколько ушей у 2 мышей,

- сколько хвостов у 3 котов,

- какой день недели после вторника

- сколько выходных в неделе

- сколько животиков у 6 бегемотов

- какой день недели перед пятницей

- сколько носиков у 4 матросиков.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку…. (утром).

- Солнце светит днем, а луна …. (ночью).

- Ужинаем мы вечером, а спим …. (ночью)

Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой….фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6.

Присаживаются на стулья

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.

Воспитатель: Хорошо. Молодцы.

Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт.

«Определи место звука в слове».

Ваша задача: Внимательно выслушать слово, определить, где находится звук «Ш» в начале, в середине, в конце, в словах – шмель, марш, машина; звук «З», в словах – змея, мозаика; звук «Р» - рак, комар, экран.

Выполнили все задания из 7 конвертов.

Худ слово (загадки,

стихотворение)

Беседа (вопросы, объяснение)

Дид игры

Беседуют с воспитателем, выполняют задания.

Дети выполнили задания и закрепили свои знания.

#1047;аключительный этап

Подвести итоги деятельности

Ребята вам понравилось? Что больше понравилось? Что показалось сложным?

Беседа (вопросы)

Подводят с воспитателем итоги деятельности.

Дети выполнили все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...