Развитие речи Семья
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка»
Конспект занятия «Моя семья» в старшей группе
Подготовил: воспитатель Торговцева Н.А.
Цель: формирование у детей правильного представления о семье.
Задачи:
1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
2. Вызвать желание рассказывать о своей семье;
3. Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи;
4.Активизировать словарный запас детей по теме «Моя семья»;
5.Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки)
Предварительная работа:
1.Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2.Рассматривание семейных фотографий.
3.Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4.Закрепление знаний пословиц о семье.
5.Чтение стихов и рассказов о семье.
Ход занятия
Воспитатель: проговаривает стихотворение:
Вот и мы, и ты и я.
Мы – одна семья!
Улыбнись тому, кто слева.
Улыбнись тому, кто справа.
Мы – одна семья!
Воспитатель: Ребята, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: семья.
Воспитатель: (обращая внимание на фотографии) узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях? Да, это я. Вы узнали меня. А этих людей вы не знаете? Конечно, нет. Эти люди вам не знакомы, для вас это чужие люди. Но не для меня. Для меня это самые дорогие люди. Это члены моей семьи. Это наша большая и дружная семья. Ребята, я не зря поместила фотографии на домике.
Ребята, как вы понимаете, что такое семья? Семья – это дом. Семья – это мир, где любовь, дружба и забота.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр.
Это наши родственники, родня
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами
Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/
Да, да, да. /всеми пальцами/
Воспитатель: Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих.
Д/и «Радость и печаль»
Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
- Помогли маме с уборкой…
Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях. (Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на фотографии; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на фотографии; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?
Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.
Воспитатель: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.
Каждая семья – это кусочек нашего города – Нижнего Новгорода – кусочек большой страны – России.
Давайте вспомним пословицы:
«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
3. Итог занятия
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Работа детей.
Воспитатель: а в свободной деятельности я вам предлагаю нарисовать свою семью. Потом мы сделаем выставку рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "СЕМЬЯ - опора счастья"
формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоят...
Конспект занятия по развитию речи "Семья вместе - душа на месте"
Задачи. Обогащать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека. Учить прочитывать эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, прояв...
Конспект занятия по развитию речи "Семья. Мамин день"
Конкспет занятия по развитию речи....
Комплексное занятие по развитию речи "Семья петушка" (1 младшая группа)
Программные задачи:- знакомить детей с понятием "семья" на примере семьи петушка- воспитывать любовь к родному языку- продолжать знакомить с малыми фольклорными формами....
Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе по развитию речи «Семья»
Ход занятия: 1. Сегодня, дети, я расскажу, что такое «Семья». Все вы живёте в своей семье, в своём доме. Вступление: Приезжает машина, на которой сидит семья, мама, папа, братик. Показываю...
Конспект НОД по развитию речи « Семья и семейные традиции»
У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семья – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей и в нашем селе тоже ...