Конспект НОД по развитию речи «Семья» для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цели:
Помочь детям понять родственные отношения в семье, закрепить умение называть членов своей семьи, называть свою фамилию, имена и отчества родителей. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких, воспитывать чувство гордости за свою семью
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными, подборе глаголов;
- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений,
- развивать связную речь.
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал:
Просмотр ИКТ; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги; плоскостные фигурки для настольного театра; листочки зеленой бумаги, вырезанные цветы; коллаж.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного герба; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. "
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей).
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
(Вдруг доносятся какой-то шорох и вздохи)
Что это? (Воспитатель осматривает зал и замечает в углу, что кто-то шевелится. Подходит ближе и находит домовенка - Кузю). (Он вздыхает)
- Ой, ты кто?
- Я домовенок.
- А как тебя зовут?
- Кузя.
- Кузя, а почему ты такой грустный, вздыхаешь, и как сюда попал?
(Кузя рассказывает)
Жили мы с моим другом Нафаней, жили, не тужили. Но он познакомился с мальчиком Колей и ушел жить к нему в семью. Говорит, что там хорошо, весело. А что такое «семья» я и знать не знаю, но, наверное, что что-то хорошее, большое, вкусное.
- Подожди Кузенька, не грусти. Мы с ребятами постараемся тебе помочь. Наши ребята расскажут тебе о семье. Садись вот сюда да слушай внимательно. Ребята, как вы думаете, что такое «семья»?
- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья».
Кто хочет рассказать о своей семье (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья и т. д.)
-Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывают о своей семье, улыбаются? Кто догадался, почему дети улыбаются? (Потому что дети любят всех в своей семье: когда, папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье: приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались)
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
Ив жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем
Основа основ – родительский дом.
Ребята, а вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он (рассказы по желанию детей.
Физминутка
Есть у меня братишка!
Смешной такой мальчишка!
Мне во всем он подражает
И ни в чем не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже (скачет,
Я сижу - и брат … (сидит,
Я бегу - и он … (бежит)
Мяч беру - и он (берет)
Мяч кладу – и он … (кладет)
Куст стригу – и он … (стрижу)
Жгу костер – он тоже … (жжет)
Птицам хлеб щиплю – он … (щиплет)
Ссыпаю корм – он тоже … (сыплет)
Еду на велосипеде – он со мною вместе … (едет)
Хохочу и он … (хохочет)
Есть хочу – он тоже … (хочет)
Маслом хлеб я мажу … (мажет)
Я рукой машу – он … (машет)
Такой смешной мальчишка –
Младший мой … (братишка)
Настольный театр
Проснулась Аленка, умылась, причесалась, надела нарядное платье. У нее сегодня день рождение! Входит Аленкин брат, Миша, и дарит ей цветы… Аленка благодарит брата и ласково его называет. Догадайтесь как? (братик, братишка) Миша поздравил сестру и тоже ласково ее назвал. Догадайтесь как? (Сестричка, сестренка, сестреночка). Входит мама и дарит Алене новое платье, которое она сшила сама. Она много трудилась, чтобы сделать подарок. Значит мама, какая? (трудолюбивая) Папа подарил Алене красный мяч и показал, как им играть. Значит он какой? (ловкий, умелый) Кем приходится Аленка папе и маме? (дочкой). Как Аленку мама и папа ласково называют? (дочка, доченька, дочурка) Кем приходится папе и маме Миша? (сыном) Как Мишу и наших мальчиков папы и мамы ласково называют? (сынок, сыночек, сынулечка)
(Раздается стук в дверь).
- Ура! Пришли мамины мама и папа. Догадались, кто они для Аленки и Миши? (дедушка и бабушка) Кем приходится им Аленка? (внучка) Как Аленку называют дедушка и бабушка? (внучка, внученька) Кем приходится дедушке и бабушке Миша? (внуком) Как они ласково называют Мишу? (Внучок, внучек, внученочек). Стали они все вместе водить хоровод.
(Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций из детских книг, где изображены семьи животных и птиц.)
- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображены семьи? Почему? Что чувствует (кошка) рядом со своими маленькими котятами? Что чувствует цыпленок рядом с петухом и курицей?
-Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, любят их, заботятся о детях.
- Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся?
Игра «Кто больше назовет действий»
-Я предлагаю разделиться на две команды: девочки и мальчики.
Девочки называют действия мамы, а мальчики действия папы. А Кузя будет отмечать каждый ответ фишкой на фланелеграфе. Потом мы сравним результаты и узнаем победителей.
Мама: - готовит еду
- убирает
- моет посуду
- стирает
- гладит
- шьет
- ходит в магазин за продуктами
- проверяет уроки
- занимается
- ухаживает за цветами
- вытирает пыль
Папа: - ходит на работу
- зарабатывает деньги
- играет с детьми
- ремонтирует
- капает огород
- строит
- катается на машине
А вы заботитесь о взрослых в семье? Что помогаете делать? – убирать, ходить в магазин, мыть посуду, пылесосить, вытирать пыль
- Сейчас Даня А. расскажет нам стихотворение о таком трудолюбивом мальчике – помощнике.
«Папу с мамой берегу»
Папа жалуется:
- Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
- Устаю
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду,-
Папу с мамой берегу
Я же сильный
Я смогу!
Игра «Я люблю свою семью, потому что…»
Один ребенок (водящий) загадывает, почему он любит свою семью. Остальным нужно догадаться, почему любит свою семью ведущий.
Отгадавший получает приз.
Игра «Подбери признаки»
(Кузя с мячом)
Ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Какая у вас семья?»
Давайте встанем в круг, Кузя будет по очереди бросать вам мяч и тот, кто поймает мяч, должен одним словом назвать какая у него семя
- Большая (маленькая)
- Дружная
-Трудолюбивая
- Добрая
- Крепкая
- Спортивная
- Заботливая
-Хорошая
-Надежная
-Веселая
-Работящая
-Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Народ сложил много пословиц о семье
При солнышке тепло, при матери – добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Ребята, а теперь давайте пройдем за столы. (На столах лежат листочки зеленой бумаги, вырезанные цветы, клей, салфетки, кисточки)
(Детям предлагается представить, что волшебник превратил всю семью в цветы и поместил их на одной полянке. Создайте свою полянку – семью. Наклейте столько цветов, сколько членов вашей семьи и себя не забудьте. Дети выполняют. Но как же наши цветочки будут расти без солнышка?
А солнышко – это будет пожелание своей семье. Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье? Дети говорят пожелание, воспитатель раздает вырезанные изображения солнышек.)
- Ну вот и подошло к заключению наше занятие. Мы сегодня много говорили о своих семьях. И узнали только одно, что человеку нигде не может быть лучше, чем в семье.
А ты Кузя не расстраивайся, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу семью группы «Ягодка» оставайся у нас. Мы будем тебе рады.
Я тоже хочу сказать пожелание вашим семьям
- Всегда будьте вместе,
Любовь берегите
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Семья вместе - душа на месте"
Задачи. Обогащать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека. Учить прочитывать эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, прояв...
Конспект занятия по развитию речи "Семья. Мамин день"
Конкспет занятия по развитию речи....
Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...
Конспект НОД по развитию речи « Семья и семейные традиции»
У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семья – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей и в нашем селе тоже ...
Дидактическая игра по развитию речи "СЕМЬЯ" (для детей 4-7лет)
Дидактическая игра по развитию речи "СЕМЬЯ" (для детей 4-7лет)...
Конспект занятия по развитию речи "Семья"
Вид образовательной деятельности: коммуникативная.Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 летТема образовательной деятельности: «Семья».Приоритетная образовательная область: речевое ра...
Конспект занятия по развитию речи: «Семья и семейные традиции»
Конспект занятия по развитию речи: «Семья и семейные традиции»Возрастная группа: Старшая группа Образовательная область: «Развитие речи»Интеграция образовательных областей: &la...